UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ...

В том, насколько необходимы и важны сегодня Украине профессионалы в области экономики, убеждать не приходится...

Автор: Ирина Пасько

В том, насколько необходимы и важны сегодня Украине профессионалы в области экономики, убеждать не приходится. Но мнение о том, что дело подготовки компетентных специалистов нужно начинать с нуля и изобретать свой новый велосипед, неубедительно и ошибочно. Киевские профессиональные коммерсанты и финансисты были и действовали сравнительно недавно... 90 лет тому назад. Они обязаны своим становлением их alma mater — Киевскому коммерческому институту, который в свое время был признан крупным европейским центром подготовки специалистов в своей области.

Новое — хорошо забытое старое. Проблемы хозяйства и хозяйствования существовали всегда, и наши предшественники были не глупее нас и даже напротив, многому у них следует поучиться. Судите сами.

Идея создания в Киеве высшего учебного заведения коммерческих и экономических наук возникла в 1903 году. 36-летний профессор истории Университета св.Владимира Митрофан Викторович Довнар-Запольский обратился к Попечительскому совету Киевского 1-го коммерческого училища с предложением об учреждении Высших коммерческих курсов. Их открытие после долгих хлопот состоялось в 1906 г. А 12 мая 1908 г. курсы были переименованы в Коммерческий институт.

Согласно уставу управление институтом осуществлялось Попечительским советом, учебной частью ведал Учебный комитет, директор и правление института являлись исполнительными органами. Целью деятельности института являлась подготовка квалифицированных специалистов для торгово-промышленных и финансовых учреждений и преподавания в коммерческих учебных заведениях.

Структура института была глубоко продуманной и свидетельствовала о компетентности его учредителей. Институт имел два отделения: коммерческо-техническое и экономическое с пятью подотделами (в современном понимании специализациями) — банковским, страховым, земско-городским, железнодорожным и педагогическим.

Насколько компетентными были выпускники Киевского коммерческого института — об этом можно судить, прежде всего, по программе учебных и практических занятий студентов. Основное место в преподавании занимали экономические дисциплины, включавшие экономическую историю и географию всех основных регионов Российской империи и Западной Европы, политическую экономию и экономическую политику, статистику, земское и городское хозяйство, финансовое право. Юридические науки были представлены курсами по гражданскому, торговому, уголовному и международному праву. Коммерческие дисциплины охватывали все стороны банковских и финансовых операций, включая общее, банковское, фабричное и сельскохозяйственное счетоведение, технику банковского дела, коммерческую арифметику и обучение правилам ведения коммерческой корреспонденции на русском и иностранных языках. В курсе естественных наук большая роль отводилась страховой математике, физике и химии. Преподавались также всеобщая и отечественная история, введение в философию и педагогика. Как прикладные и необязательные дисциплины студентам предлагались иностранные европейские и восточные языки, а также несколько спецкурсов, включая курсы по железнодорожному и холодильному делу, потребительской кооперации и мелкому кредиту и другие.

Преподавательский контингент был представлен преимущественно приват-доцентами и профессорами университета и политехнического института. Уместно напомнить, что Киевский политехнический институт имел непосредственное отношение к совершенствованию банковской и денежной системы в Российской империи еще с 60-х годов XIX столетия. Так, ректор Киевского политехнического института Николай Христианович Бунге (в последующем министр финансов и академик Петербургской АН) был одним из главных участников подготовки реформы банковской системы по заданию правительства Александра II. В числе профессоров-«политехников», готовивших молодых коммерсантов в ККИ следует назвать Н.Делоне, К.Дементьева. Среди университетских преподавателей были профессора М.Довнар-Запольский, Д.Граве, Л.Яснопольский, К.Воблый (в последующем академики АН Украины). Статистику преподавал крупный специалист в этой области, кроме того, выдающийся этнограф и общественный деятель А.Русов. Будучи всесторонне образованным и опытным педагогом, знатоком творчества Т.Шевченко и Н.Лысенко и автором работ о них, Русов обогатил институт не только своей преподавательской деятельностью, но и созданием специальной библиотеки. Основанная в 1909 г. на базе его книжной коллекции, библиотека уже тогда насчитывала 11 тыс.единиц.

Главной своей задачей преподаватели ставили выпустить практически подготовленных специалистов. Обязательная летняя практика студентов проходила в банках по специальным удостоверениям, причем, как в киевских, так и в Петербургском международном, Русском для внешней торговли и других. Студенты работали в губернских и уездных земских управах, в управлениях железных дорог самых разных регионов империи. Широта и разносторонность научно-практических контактов свидетельствовала не только об активной деятельности института, но также о его широком признании и известности.

Со временем институт превратился в настоящую академию коммерции и торговли. Помимо традиционных для высших учебных заведений библиотек в институте был создан превосходный музей товароведения. Именно благодаря ему будущие деятели торговли и коммерции могли постичь и оценить реальную роль и значимость деятельности, которой они посвятили себя. Его экспозиция постоянно пополнялась образцами разнообразных отраслей промышленности и сельского хозяйства отечественных и международных выставок. Музей размещался в 17 комнатах и насчитывал более 20 тыс.экспонатов.

В институте действовали специальные отраслевые учебные кабинеты, которые в отличие от музея, имели не только познавательное, но и прикладное значение. В их числе следует назвать кабинеты железнодорожный и горнозаводской, товароведения, городского и земского дела, геологический. Целесообразность последнего в коммерческом институте может вызвать недоумение — зачем торговцу или коммерсанту познания в области геологии? Однако оборудование этого учебного кабинета и программа занятий, которые в нем проводились, убеждают, что институт готовил по-настоящему компетентных профессионалов.

В железнодорожном кабинете проводились занятия по службе движения и тарифам, обучение телеграфированию, изучение документов, инструкций, графиков, таблиц, необходимых в эксплуатации железных дорог. Кабинет торговле-(или товаро-)ведения был буквально заполнен прейскурантами, справочниками, таблицами монет и бонов, таблицами соотношений торговых мер и веса и денежных единиц. В лаборатории по товароведению волокнистых веществ находились большая гидравлическая машина для испытания прочности тканей, бумаги и столы с микроскопами для анализа волокон, тканей, пряжи. В лаборатории технической химии обучали проведению анализов воды, топлива всех видов, смазочных масел, а также вина, пива, коньяков, растительных масел, сала, воска.

Итак, все это должно было служить цели подготовки профессионалов европейского уровня с глубокими познаниями особенностей и специфики отечественной экономики и финансов.

Что же за контингент в количественном и качественном отношениях обучался в ККИ? В год основания института в нем обучалось 239 человек. К 1913 г., то есть 7 лет спустя, их численность увеличилась почти в 17 раз и составила 3942 слушателя. В их числе доля женщин возросла с 3 до 10%. Нижеприведенная статистика любопытна прежде всего тем, что отражает социальный и образовательный статус тех, кто в 1913 г. стремился стать специалистом в области коммерции и банковского дела. Итак, из 3942 студентов института были:

дворяне 179

почетные граждане 126

мещане 1554

крестьяне 325

духовенство 690

чиновники 172

военные 101

купечество 407

иностранцы 31

женщины 357

Статистика начала столетия свидетельствует, что интерес и стремление к профессиональной деятельности в экономике наиболее ярко были выражены среди мещан, купечества и духовенства. Причем 40% всех обучавшихся в те годы в Коммерческом институте составили выпускники коммерческих и реальных училищ, что вполне естественно, и около трети были с духовным образованием, что было несколько нетрадиционным для Киева. Вовлечение лиц духовного звания в народное хозяйство, причем в качестве профессионалов, было качественно новым явлением. То, что недавний семинарист в последующей своей зрелой жизни предпочитал деятельность финансиста и предпринимателя церковной службе, вовсе не означало, что бухгалтерская книга полностью вытесняла Библию из сознания профессионального коммерсанта. Прагматизм, завладевая населением, безусловно подавлял духовность. Это было характерным и типичным явлением для условий промышленного подъема и банковского бума, которые охватили империю в первое десятилетие ХХ века.

Примечательно также поступление в институт дворян. Судя по всему, это были выпускники университета, Пажеского и кадетских корпусов. Окончившие эти привилегированные учебные заведения имели значительно большие возможности для своей дальнейшей карьеры. Однако их стремление к экономическому и коммерческому образованию свидетельствовало о вовлечении вчерашней аристократии в хозяйственную жизнь на профессиональном уровне, что прежде игнорировалось представителями дворянского сословия.

Где же находился Киевский коммерческий? Непродолжительное время от основания института он находился в арендуемом здании на Бульварно-Кудрявской улице (ныне ул.Воровского), № 26. В конце 1908 г. ему было предоставлено собственное здание по Бибиковскому бульвару (ныне Т.Шевченко), № 22/24.

В 1920 г. институт был перепрофилирован в Институт народного хозяйства. Десять лет спустя в главный корпус перевели инженерно-строительный институт. А с 1934 г. и по настоящее время в бывшей усадьбе Киевского коммерческого находится Педагогический институт (с 1992 г. — имени М.Драгоманова).

Сегодня в столице Украины реализуются многие попытки создания учебно-прикладных учреждений коммерческого и финансового профиля. Следует только приветствовать эти начинания, но не стоит забывать, что новое — это хорошо забытое старое. Резонно вспомнить опыт наших предшественников. Они в свое время и в своих условиях достигли многого.