UA / RU
Поддержать ZN.ua

КИЕВСКИЙ «ГАЛСТУК», ГОСПОДА ЛИЦЕИСТЫ

Наверное, в мире высокой политики это событие мало кто заметил. На самом же деле это был настоящий дипломатический прорыв, хотя и не глобального масштаба...

Автор: Зоя Вишневская

Наверное, в мире высокой политики это событие мало кто заметил. На самом же деле это был настоящий дипломатический прорыв, хотя и не глобального масштаба. В нынешнем году в Конгресс-центре ООН в Гааге (Нидерланды) на 35-м ежегодном молодежном форуме «Модель ООН» впервые подняли флаг Украины. Это означало, что в представительном собрании участвует украинская команда. А презентовали наше государство пятнадцати- и шестнадцатилетние школьники — ученики Киевского лицея бизнеса. Именно это учебное заведение выступило инициатором, организовало и провело три (с 1999-го по 2002 год) всеукраинские конференции для старшеклассников «Модель ООН (МООН) в Украине», поэтому и было приглашено в Гаагу полноправным участником международного собрания. Всего в работе форума участвовали 3700 школьников из 54 стран мира. Они рассматривали вопрос нарушений прав человека, экологические и общественные проблемы.

Проект МООН существует в Европе уже 35 лет. Собственно, его можно назвать деловыми играми для учащейся молодежи. Впервые такую игру провели именно в Гааге. В ходе конференции воссоздается (конечно, в несколько упрощенной форме) работа всех комитетов и комиссий ООН, включая Совет Безопасности. Такая «имитация» дает уникальную возможность ученикам испытать себя в роли генерального секретаря объединения или председателя комитета, делегата той или иной страны — члена организации. Кстати, генеральным секретарем МООН в Украине в 2003 году избрали десятиклассницу Киевского лицея бизнеса Екатерину Цимбалюк.

Совсем недавно — в апреле с.г. — Киевский лицей бизнеса снова собрал в столице под своими знаменами на очередную, уже четвертую, Всеукраинскую ученическую конференцию МООН команды 46 школ изо всех регионов Украины. Тема была избрана очень актуальная — «Равный доступ к качественному образованию». И все происходило абсолютно по-взрослому, без поправок на возраст: участие в форуме представителей посольств других государств в Украине, доклады, диспуты, обсуждение за «круглыми столами» и принятие резолюций.

Думаю, не случайно инициатором проведения таких конференций-тренингов для будущих дипломатов и парламентариев стал Киевский лицей бизнеса. Задачи, которые ставит в процессе обучения лицей (а это 8—11 классы), сформулированы совсем не по-школьному. Например, четкое самоопределение и построение индивидуальной траектории в бизнесе и учебе. Качественное базовое образование. Ранняя специализация в оргуправленческой деятельности. Новые информационные технологии. Имидж делового человека: стиль, иностранные языки, актерское мастерство, хореография.

Даже занятия здесь состоят не из уроков, а из пар, как в вузах. И это уже шаг к следующей ступени образования. Да и учатся здесь не дети, а «господа лицеисты». Именно так обращается к ним весь педагогический коллектив. А каждый учебный год в лицее начинается не с «парадной формы», а именно со спортивной — с кроссовок, рюкзаков и автобусов, везущих две сотни мальчишек и девчонок на три дня за город. Там происходит приобщение новичков к лицейской семье, первое испытание характера и выносливости. Приходится просыпаться на кросс в шесть утра, и погода для кросса, по рассказам лицеистов, бывает хорошей, если идет дождь или снег, и очень хорошей, когда наводнение или землетрясение. Потом — «мозговые штурмы», диспуты и вечера возле костра.

Ученики здесь с восьмого класса начинают принимать участие в разнообразных тренингах, защищать работы и творческие проекты по совсем не детским темам: банковское дело, общее и промышленное управление, биотехнологии, а то и вообще по вопросу, достойному дискуссии академиков, — поликультурное образование в Украине. А еще же — фитнесс, актерское мастерство, психология... Оно и понятно: современному деловому человеку нужно быть сильным, выносливым и вместе с тем актером, сценаристом и режиссером сложных ответственных акций.

Но никто не ропщет. Наоборот — торопятся все успеть, рассыпаясь после пар по лицею в неотложных делах. Одни — на заседание лицейского психологического клуба «Ковчег», другие — в спортзал, ибо скоро малые олимпийские игры, третьи — на занятие творческого объединения «Дракон» (это, собственно, лицейский театр) или в хореографический класс. Ибо чтобы побеждать в олимпиадах, международных финансовых играх, выступать на международных конференциях, принимать участие в «Одиссее сообразительности» (тоже международная игра, и исключительно англоязычная), конкурсах Украинской малой академии наук, мало только занятий на уроках. Научить бизнесовой деятельности да и вообще подготовить к жизни молодого человека за партой невозможно. Поэтому педагогическая команда предоставляет лицеистам возможность попробовать себя в деле, создает такие ситуации, в которых бы дети искали решения самостоятельно. Ошибались, «заваливали» дело, семь раз падали, но восемь раз поднимались.

Что ж, пожалуй, это наибольшее искусство педагога — научить своих воспитанников не только побеждать, но и подниматься после падения. И быстро учиться на собственных ошибках.

…У англичан существует особый символ — итонский галстук. По нему узнают друг друга выпускники этой престижной школы. И не только узнают, но и поддерживают, хотя многие из них никогда не видели друг друга. У Киевского лицея бизнеса тоже есть свой символ — древняя славянская лодия, широко распустившая паруса. Десять лет эти паруса гонит ветер, и если он не всегда попутный, а еще и встречный, это только закаливает «матросов».