UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛА?

Александрийская гимназия — одно из старейших частных учебных заведений Украины — первой из отечественных школ стала обладателем Стеллы и диплома международного рейтинга популярности и качества «Золотая Фортуна»...

Автор: Алла Зубко
Александр Добровольский

Александрийская гимназия — одно из старейших частных учебных заведений Украины — первой из отечественных школ стала обладателем Стеллы и диплома международного рейтинга популярности и качества «Золотая Фортуна». Заслуженный успех — результат многолетней напряженной работы всего коллектива и генерального директора гимназии, известного специалиста в области педагогики и организации образования Александра Добровольского. Мы обратились к Александру Вадимовичу с вопросами, которые волнуют наших читателей, — ведь приближается новый учебный год.

— Александр Вадимович, можно ли сказать, что негосударственное среднее образование в Украине состоялось?

— Безусловно. Частные школы есть во многих городах — Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске, Херсоне и других. К частным школам привыкли, даже полюбили.

— Почему люди платят немалые деньги за обучение в частной школе при наличии «сильных» государственных школ?

— Негосударственное среднее образование рождено частной инициативой, то есть той энергией, которая возникает, когда делаешь свое дело, вкладывая в него душу, знания, опыт. Только при таких условиях раскрываются все возможности человека, его творческие порывы реализуются максимально. Частная школа просто обязана быть лучшей в чем-то очень важном, может быть, главном для человека. Те, кто видят и понимают преимущества частного образования, стремятся определить детей к нам.

— Вы имеете в виду то, что в частных школах небольшие классы, много разнообразных учебных дисциплин, кружков и студий, кормят вкусным обедом и никогда не кричат?

— Перечисленное определяет лицо многих частных школ Киева и Москвы, Лондона, Праги и т. д. Но суть настоящего, я бы сказал, «большого» частного образования — это ощущение своей компании, духовной и культурной общности, искренности отношений, уверенности, что тебя всякий здесь поймет и поддержит — и учитель, и ученик, и вахтер, и директор. Такую атмосферу не способно заменить ничто другое.

— А как дела обстоят с главной «силой» вашей гимназии — учителями?

— Значительная часть учителей Александрийской гимназии — «суперстар» педагогического небосклона. Да и остальные им под стать. Мощь нашей гимназии и в том, что мы можем выучить почти каждого, даже отъявленного лентяя. Важно и другое — у большинства наших детей появляется и потом уже никогда не исчезает любознательность, живой и неподдельный интерес к знаниям, учебе, самосовершенствованию. На летних каникулах дети уже через две-три недели начинают спрашивать у родителей: «Когда будет 1 сентября?» Дома сами открывают учебники, без всякого принуждения охотно решают задачи, интересуются химией, биологией, английским, историей — да всем на свете! У нас уже было три выпуска — все стали студентами первоклассных вузов. Наши выпускники прекрасно сдают вступительные экзамены. Имеем официальные благодарности от ректоров вузов за отличный уровень подготовки наших ребят.

— В прессе в последнее время появились списки лучших киевских школ как частных, так и государственных. Ваша гимназия на хорошем счету.

— Спасибо. И все же, чтобы сравнивать школы, должны существовать четкие критерии успешности их деятельности. Если в качестве критерия использовать, скажем, школьные отметки, то отметки эти должны быть достаточно объективными. С объективностью оценивания наше среднее образование попрощалось лет двадцать назад. То же можно сказать и о вступительных экзаменах в вузы. Во многих странах рейтинги школ довольно точны, им доверяют, но там действуют мощные стимулы объективно и адекватно оценивать учащихся и абитуриентов. Нам же еще предстоит за это побороться. Необходимо создать условия, при которых и учителям, и ученикам нужны будут прежде всего не отметки и медали, а знания, еще лучше — настоящая высокая образованность. Государственные органы уже сделали ряд важных шагов для снятия проблемы «отметкомании».

— Есть ли у вас своя методика сравнения эффективности работы различных школ?

— Я сравнивал бы школы, анализируя дальнейшую судьбу их выпускников, — по тому, как они учатся в вузах, какова их карьера.

— Что вы посоветуете родителям при подборе школы для ребенка?

— Школы, как и люди, должны быть разными. Ищите школу «в своем стиле». Учитель же просто обязан быть интеллигентом, это аксиома. Тогда он не унизит ученика, не станет и сам унижаться из-за лишней двадцатки к жалованью. Если есть средства — ищите хорошую частную школу. Настоящее частное образование обходится недешево. Скажем, в Москве один месяц обучения в частной школе стоит в среднем около 1000 долларов. В Киеве намного дешевле, но отнюдь не хуже! Хорошие государственные школы переполнены, это, конечно, минус.

— Ваше мнение о ранней специализации школьников — что это дает учащемуся?

— Полезность и необходимость ранней школьной специализации, длительного «сидения» над уроками вызывает сомнения. Величайший физик Эйнштейн неплохо играл на скрипке, но в школе имел «неуды» по точным наукам. Дарвин — прогульщик. Глава «Майкрософта» Билл Гейтс — усердным учеником не был. Вспомните Козьму Пруткова: «Узкий специалист подобен флюсу». Дети и подростки за 10—12 лет школьной жизни многократно меняют свои пристрастия и увлечения. Обычная история : в 6 лет — хочу быть врачом, в 10 — летчиком, в 16 — президентом, затем оканчивает исторический и становится бизнесменом. Жванецкий по профессии инженер, Чехов — врач. Вашему ребенку, если он не вундеркинд, необходимо сбалансированное, гармоничное, интеллектуальное и физическое развитие.

Если говорить о курсах права, экономики и т. п. в школе, то необходимо учесть, что для освоения сложного понятийного аппарата этих наук необходимо иметь зрелый ум, жизненный опыт.

— Государство приняло ряд мер по улучшению деятельности школ. Меры рассчитаны на длительный период. Что же — ждать лучших времен?

— Многое можно сделать уже сейчас. Прежде всего дать школе, учителю больше творческой свободы. Талантливые люди не хотят идти в педагогику не только из-за низкой зарплаты. Что за радость годами преподавать по противоречивым и постоянно меняющимся учебным программам, зачастую скучным учебникам? Права педколлективов в выборе педагогических путей настолько ограничены, что скоро учителя вполне сможет заменить магнитофон или компьютерная программа. Если настоящий Учитель, который просто не может не быть экспериментатором и творцом, уйдет из школы, его не заменят ни роскошные компьютерные классы, ни японские видеопроекторы.

— Утверждают, что успешная частная школа — это прежде всего бизнес-план, расчет. Так ли это?

— Учить за деньги и учить ради денег — это совершенно разные вещи. Если цель школы — прибыль, то ученик — не более чем орудие для достижения этой цели. Но так ни в коем случае не должно быть. Человек, утверждал Гегель, не средство, а цель. Школа, как всякий живой организм, в чем-то непредсказуема, подчиняется не только логике, но и чувствам. Если быть только расчетливым — создашь не школу, а фабрику или пункт бытового обслуживания. Одним словом, настоящая школа — это высокое искусство. Понимание всего настоящего, серьезного к людям приходит не сразу, поэтому «ваша» школа — не обязательно «модная» или «сильная». Все настоящее, в том числе и настоящая педагогика, не терпит суеты, мишуры и показухи.

— Из ваших слов можно сделать вывод, что обязательные качества хорошей школы — искренность, непоказушность, интеллигентность, терпимость, высокоразвитое корпоративное чувство, свобода и достоинство учителя, альтруизм, отсутствие делячества. Что еще?

— Мы ничего не сказали о семье. Если у вас крепкая, дружная семья — вам никакая школа не страшна!