UA / RU
Поддержать ZN.ua

Какой должна быть школа будущего?

Развитый человеческий капитал — необходимый компонент для восстановления

Автор: Владимир Страшко

Война стала для нас не только экзистенциальным испытанием как нации, она также является определенным литосферным разломом, который продемонстрировал нам все, что было неэффективным и требует изменений. По моему мнению, одна из наименее эффективных систем в нашей стране — система школьного образования, потому что мы продолжаем жить в индустриальной парадигме обучения и учим детей словно по инерции: никто на самом деле не понимает цели этого обучения. И, что намного хуже, сегодня нет даже серьезной экспертной дискуссии в обществе на предмет определения этой цели. С учетом того, что после победы Украины нас будет ждать сложный путь восстановления, который, безусловно, будет нуждаться в развитом человеческом капитале как необходимом компоненте, предлагаю поразмышлять о том, какой должна быть украинская школа будущего.

Подготовка не к экзаменам, а к жизни

Предлагаю обратиться к опыту тех стран, которые уже воплощали образовательные реформы и смогли позже оценить их эффективность. Финляндия стала ярким примером, как их система образования отказалась от типичных оценок знаний и длинного учебного дня. Финские ученики свободны от школьных уроков уже в 14:00, а домашних заданий у них нет. Вместо этого учителя советуют ученикам проводить время с семьей, посещать бассейн или ходить на пикник. Казалось бы, такой «лайтовый» подход должен негативно сказаться на качестве образования, но на самом деле все с точностью до наоборот. Финские ученики занимают одни из первых мест в мировой статистике по уровню начитанности и успешной адаптации в обществе. Причина такого успеха — в подходе к обучению, предусматривающему подготовку не к сдаче экзаменов, а к пониманию того, как устроен мир за пределами школы и какие качества нужно прокачать в себе уже сейчас, чтобы стать успешным членом общества.

Читайте также: План восстановления Украины: что в нем не так с высшим образованием и наукой

Дети, соревнующиеся с Гуглом

Школы старой, а для наших реалий еще и советской, системы обучения предусматривали получение учениками как можно большего количества знаний по разным общим предметам. Но в современном мире нет смысла запоминать множество общих фактов, которые за секунду можно найти в Интернете. В соревновании памяти ребенка с гугл-поиском последний все равно победит. То есть лозунгом успешного образования сегодня является в первую очередь задача научить ребенка мыслить, а не просто запоминать факты и формулы. Например, можно не знать дат всех войн. Но о существовании Гитлера, Сталина знать нужно. Ради того, чтобы понимать, кто такой Путин и к каким последствиям его действия могут приводить.

Важно учить детей мыслить, выходя за рамки школьных предметов, и учиться решать жизненные задачи и сложности, которые непременно возникнут перед учениками после окончания школы. Так, например, многие школы в ЕС берутся уже во время школьных уроков учить детей быть личностями и готовиться к взрослой жизни — составлять резюме, уметь пользоваться банковской карточкой, делать самопрезентацию, развивать коммуникационные навыки — и формировать в ребенке целостную личность.

Кстати, в США дети даже могут подать в суд на преподавателей, если те нарушают их права, презрительно относятся или же решаются применить физическую силу или оскорбительную брань. По мнению психологов, такая методика учит детей отстаивать личные границы, и в будущем они лучше будут осознавать свои права и обязанности в обществе.

Читайте также: Как полюбить науку с детства: полезный ресурс для образования

Баланс между учебой и игрой

Но здесь следует быть осторожными, чтобы не впасть в другую крайность. Дети и даже подростки — еще не до конца сформированные личности, и если давать им полную свободу действий и игровые уроки, пытаясь не обременять их лишними знаниями, существует риск, что ребенок покинет школу инфантильным, с претензией к миру, который что-то «должен» ребенку. Такой эффект исследователи наблюдали в США после того, как там впервые была введена учебная система Монтессори, предполагающая много игр и другого интерактива. Дети воспринимали ее радостно, но родители чувствовали со временем падение уровня знаний детей, которые «заигрались», особенно во время удаленного обучения. Поэтому из 131 тысячи школ в США эту методику сейчас используют всего пять тысяч.

В противоположность им, в Японии дети, наоборот, учатся очень добросовестно и у них лишь один месяц для отдыха летом. Это тоже одна из самых прогрессивных стран, первой начавшая воплощать идею «школы будущего» и внедрять наиболее современные диджитал-предметы для обязательного изучения детьми: робототехнику, киберспорт, веб-дизайн, искусственный интеллект, квантовые технологии… Вместе с тем такой технический прогресс и фокус только на нем порождают определенную закрытость и одиночество людей в Японии. Недаром эта страна занимает первое место в мире по количеству самоубийств… В культурном коде поощряют вежливость, сдержанность, попытки держать дистанцию и не лезть в дела соседа или друга, и прививают такую норму поведения именно со школы. Так где же та грань между серьезностью подхода к учебе и необходимостью геймификации и определенной свободы?

Читайте также: Сила правил в обучении и воспитании детей

Развитие soft skills у детей

«Гибкие навыки» — это умение ребенка, а в будущем и взрослого человека, связанные с личностными качествами, которые являются универсальными и пригодятся в любой профессии. К soft skills относятся навыки критического мышления, умение публичных выступлений и донесение своего мнения аудитории, деловое общение, разносторонний подход к успешному решению задач, работа в команде, лидерские качества, чувство ответственности. Именно эти знания и навыки являются ключевыми факторами, делающими человека успешным. А сам род деятельности и профессия — это всего лишь плацдарм, на котором целостная сформированная личность может успешно проявляться и реализовываться. Именно поэтому изучение и прокачка этих навыков — ключевое в развитии ребенка и первое, что должно быть реализовано в концепции школы будущего.

unsplash/zahraamiri_

Личная ответственность

О личной ответственности и ее успехе говорят и многочисленные исследователи из Финляндии и Америки, активно практикующие эту методику наравне с персональными образовательными треками для обучения ребенка. Главная концепция такого подхода проста — ученик ничего не должен школе, его не будут ругать за двойки, не будут вызывать к доске и не будут считать бездарностью в случае низкой успеваемости. Но есть и другая сторона, — школа также ничего не должна ученику. «Если ученик учился плохо — из него получится замечательный водитель автобуса», — замечает финская учебная система. Это не является позором или чем-то унизительным в их обществе, — все профессии и все люди важны. И вместе с тем, если ребенок хочет достичь чего-то значимого в жизни, он понимает, что должен проявлять личную заинтересованность в учебе, а школа может только подсказать пути и создать будущие необходимые условия для такой учебы — диджитализацию учебного процесса, доступ к образовательным материалам и атмосферу гуманизма и взаимоподдержки учеников и учителей.

Читайте также: Дети, которые учатся за границей и в Украине одновременно, получают сумасшедшую нагрузку, потому что нет системы взаимозачета программ и оценок

Прообраз идеальной школы будущего

Идеальных школ нет, но есть вектор, задающий тенденцию для успешной учебы. Думаю, его формула проста: учтенный мировой опыт с положительными и отрицательными примерами плюс индивидуальная ментальность народа и страны, в которой планируется образовательная реформа. Украина — страна открытых, деятельных, креативных людей, предрасположенных к единству, коммуникации и взаимопомощи. Именно эти качества можно принять за основу для интеграции идеи успешной школы будущего в Украину. Концентрация на актуальных для современной жизни практических знаниях, которые принесут реальную пользу обществу, раскроют индивидуальные качества ребенка и успешно интегрируют его в социум, — основная задача для школы будущего в Украине.