UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как вдохновить преподавателя заниматься наукой? Опыт Тернопольского государственного экономического университета

Масштабная кампания по борьбе с псевдообразованием вызвала неоднозначную реакцию в обществе. С о...

Автор: Евгения Соколова

Масштабная кампания по борьбе с псевдообразованием вызвала неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, нужно каким-то образом упорядочить рынок образовательных услуг, а с другой — дать возможность всем желающим получить то образование (и в той форме), которое человеку необходимо: не каждый сегодня имеет возможность ехать в столичный или областной вуз и учиться на стационаре. Кроме того, проводя оправданную жесткую политику, Министерство образования пока не обозначило четкие критерии, по которым «хороший» вуз отличается от «плохого»: наличие солидной библиотеки, компьютеров, просторных помещений и нужного количества профессоров еще не гарантирует качество обучения студентов. Об этом свидетельствует и достаточно большое число институтов и университетов, формально полностью соответствующих всем критериям оценки качества, но пользующихся невысоким авторитетом.

Понятно, что один из важных показателей — уровень знаний студентов. Именно с этой целью проводятся различные министерские проверки, с помощью которых можно не только оценить знания студентов того или иного вуза, но и сравнить их между собой. Однако способность на «отлично» справляться со стандартными тестами еще не говорит о том, что молодой человек получил качественное высшее образование. Поскольку задача высшей школы — научить мыслить нестандартно, анализировать, уметь не только осваивать новое, но и предлагать свое. А это формируется лишь в творческой и по-настоящему научной среде, когда и студенты, и преподаватели увлечены поиском новых решений, разработкой современных технологий, стремятся внести свой вклад в науку.

Подобная творческая обстановка складывается сегодня во многих вузах. Возможно, благодаря именно этому фактору они лидируют во всех рейтингах — официальных и неофициальных. Один из примеров — Тернопольский государственный экономический университет (ТГЭУ), который за 40 лет своего существования «вырос» из филиала Киевского института народного хозяйства (сейчас Экономического университета) в один из наиболее мощных вузов страны.

— Отечественная система образования складывалась веками, начиная с Киево-Могилянской, Острожской академий и многих других учебных заведений прошлого, — говорит ректор университета профессор Сергей ЮРИЙ. — Тогда же были сформированы и основные постулаты системы, один из которых гласит: наука не может существовать без образования, а образование — без науки. На этом основывается и наша собственная система обучения студентов — на приоритете науки, ориентации на современные мировые технологии. С самого начала руководство вуза прекрасно понимало, что без серьезной науки мы не сможем давать студентам качественные знания. Именно поэтому преподавателей, подающих надежду ученых мы посылали работать в ведущие вузы тогда еще Советского Союза. Через какое-то время они вернулись, и уже в Тернополе смогли сформировать собственные научные школы, вести серьезные исследовательские работы в области экономики, учета, международных отношений и финансов.

— Сегодня во многих государственных вузах преподают именитые ученые, но, к сожалению, далеко не все они обучают студентов с полной отдачей, поскольку подрабатывают в других учебных заведениях и не имеют возможности качественно готовиться к лекциям, быть в курсе современных мировых тенденций.

— Это действительно серьезная проблема. Конечно, хорошо, когда профессор работает в уважаемом учебном заведении, гордится этим, имеет возможность читать две лекции в неделю и получать за это достойное вознаграждение. Это оптимальные условия, которые позволяют наставнику не только как следует готовиться к лекции, подбирать материалы, но и заниматься собственными научными изысканиями. Но когда человеку не на что жить и ему предлагают подработать в нескольких частных вузах, то редко кто от этого откажется — пусть даже в ущерб основному месту работы.

Это явление, кстати, связано еще с одной проблемой нашей высшей школы — устаревшими нормативами, сложившимися еще в 60—70-е годы прошлого века. Они требуют, чтобы на одного преподавателя было определенное количество студентов, в вузе было столько-то кандидатов и докторов наук, выполнялись стандартные материально-технические условия обучения — без этого ему просто не выдадут лицензию. По многим из этих пунктов можно было бы поспорить и выиграть дискуссию, но главное — нет законодательной инициативы, нет изменений в финансовых отношениях вуза со своими контрагентами. Создание электронных карточек вузов, куда будут вноситься и фамилии работающих в них профессоров — это шаг вперед. Это позволит при регистрации нового вуза, выдаче ему лицензии, аккредитации мгновенно отследить, кто из значащихся в его списках сотрудников уже работает в другом вузе, какие его научные интересы. Одновременно стараемся решать проблему совместителей с помощью различных методов стимулирования, создания для преподавателей таких условий, при которых заниматься наукой, самосовершенствоваться было бы выгодно. Наши преподаватели могут поправить здоровье в Сваляве, отдохнуть в Форосе, многим мы помогаем с жильем, решаем другие насущные проблемы.

— Блестящий ученый может быть плохим лектором, не способным, а чаще не желающим качественно обучать студентов.

— Сегодня нужно повышать планку требований не только к студенту, но в первую очередь и к преподавателю. Первую скрипку в этом деле должен играть заведующий кафедрой, способный создать определенный настрой для профессоров, ассистентов и студентов. Вот посмотрите, как говорят о студенте, окончившим, к примеру, консерваторию: окончил класс профессора такого-то. Эту практику, на мой взгляд, стоит перенять и другим учебным заведениям. Когда мы будем в дипломе писать не только название кафедры и специальность выпускника, но и имя научного руководителя, тогда всем сразу будет ясно, кто работает на совесть, а кто выпускает «брак». Понятно, что это лишь один из факторов повышения ответственности преподавателя за выполненную работу, но в комплексе всех мероприятий он может сыграть существенную роль.

— Далеко не все студенты способны хорошо учиться, даже если они успешно сдали вступительные экзамены.

— Когда я в 2002 году стал ректором, то исключил 2021 студента! Многие из них потом пересмотрели свои позиции и вновь поступили в университет — правда, уже на платную или заочную форму обучения. Единственные, кого мы стараемся не то что «тянуть», но подходить с понимаем — это дети-сироты и лишенные родительской опеки, которых мы берем под особый контроль еще во время приемной кампании. Сегодня у нас 52 таких студента, и еще 41 — инвалиды первой и второй групп. Без поддержки университета таким молодым людям невероятно сложно. Хотя особых поблажек они не требуют: правда, четверым учиться, действительно, тяжело — остальные тянутся по мере сил, а есть среди них и вовсе отличники.

В университете действует целая система мониторинга качества знаний студентов. Помимо министерских проверок, мы постоянно проводим ректорские и кафедральные тестирования, знания и умения студентов оцениваются во время их работы в различных кружках и секциях, выступлениях на научных конференциях, защите курсовых работ. Кроме того, для меня как ректора очень важно не только знать о показателях той или иной группы, курса, но и чувствовать студентов. Поэтому я стараюсь по возможности читать лекции: очень важно видеть глаза студента, понимать, что он усваивает материал — на мой взгляд, это один из лучших методов оценки успеваемости.

— В последнее время все чаще говорят о том, что в стране переизбыток юристов и экономистов с дипломами о высшем образовании, и их уже просто негде трудоустраивать. В связи с этим появляются предложения сделать высшее образование более прикладным, лучше соответствующим требованиям рынка труда.

— Я бы сказал наоборот: у нас мало юристов и экономистов, но с небольшой оговоркой — высокой квалификации. Что же касается прикладного аспекта, то его, конечно, упускать не стоит: в учебном плане много времени выделяется на практику и стажировку студентов. Но нельзя забывать и о том, что именно фундаментальное образование может стать основой профессиональной гибкости, способности к трансформации в соответствии с требованиями времени на протяжении всей профессиональной деятельности. Профессиональный рост специалиста, его востребованность в огромной мере зависит от умения проявить инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своих самостоятельных действий. А это могут дать лишь прочные научные знания.

* * *

Об организации четкой системы оценки качества работы и стимулировании профессорско-преподавательского состава говорит и заведующий кафедрой налогов и фискальной политики университета профессор Андрей Крысоватый:

— Основная задача преподавателя — непосредственная работа со студентами. Но преподаватель никогда не станет хорошим специалистом, если не будет использовать в своих лекциях результаты последних научных разработок, не будет сам заниматься исследовательской деятельностью. Поэтому все преподаватели вуза обязаны помимо чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий вести собственные научные изыскания, готовить к публикации научные статьи, участвовать в конференциях, работать над монографиями и повышением своего научного статуса.

В качестве примера могу привести нашу кафедру, которая была основана всего пять лет назад. За это время мы «вырастили» 14 кандидатов наук (всего работает двадцать человек), выпустили учебник и 18 учебных пособий, ежегодно готовим до 30 научных статей. Кроме того, преподаватели кафедры участвовали в 118 научных конференциях, подготовили четыре монографии. Без сомнения, это требует огромных затрат времени, но я всегда говорю своим молодым преподавателям: «Если вы хотите идти в ногу со временем, то обязательно должны работать в научном плане. Без научных подходов в организации работы никогда не будет ни определенных достижений, ни позитивных изменений в подготовке специалистов».

Ведь студент сегодня не тот, что был 10 лет назад: он не только хочет получить знания, умения и навыки, имеет доступ к современной научной информации — благодаря Интернету, но и прекрасно понимает, для чего и какие именно знания ему нужны. Он видит, что очень многое зависит от умения познавать и логически уяснять все процессы, правильно использовать их на практике, и хочет, чтобы этому его научили в вузе. Поэтому в научном плане мы начинаем работать со студентами уже с третьего курса. Стремимся задавать не просто рефераты, а научные рефераты, даем темы курсовых не прагматичного характера, а с научно-практическим уклоном и тем самым формируем у студента научное мышление.

Понятно, что далеко не все преподаватели — фанатики своего дела, не каждый работает с полной самоотдачей. Но в этом плане в нашем университете действует хорошо продуманная система стимулирования. Во многих вузах преподаватель нередко вынужден предлагать студентам купить монографию или пособие, чтобы хоть что-то получить за свой научный труд. В результате снижается статус преподавателя, уважение к нему студентов. В Тернопольском экономическом университете ситуация иная. К примеру, написал я монографию на 30 печатных листов и получил за каждый лист вознаграждение — по 150 грн. То есть, помимо того, что сотрудник кафедры имеет признание в научном плане, его ценят по публикациям и научным разработкам, появляется еще и прямой материальный стимул. При этом весь тираж сдается в библиотеку: поскольку человек уже получил вознаграждение, ему нет необходимости торговать своими трудами в аудитории, а студенты имеют возможность ознакомиться с работой в университетской или кафедральной библиотеке. Условия премирования едины для всех, не зависят от личных контактов с руководством вуза и заложены в трудовом договоре, который университет подписывает с каждым преподавателем.

К словам Андрея Крысоватого можно добавить, что, помимо непосредственного стимулирования научной деятельности, университет оказывает своим сотрудникам и другие виды поддержки. Это единый университет в Тернополе, который предоставляет ученым жилье за счет вуза: в год выделяется средств на приобретение около 20 квартир на долевых началах. В свое время ведущие профессора университета получили земельные участки для строительства коттеджей. Существуют и другие способы поддержать профессорско-преподавательский состав.

Скорее всего, именно возможность работать в нормальных условиях, чувствовать, что тебя уважают и ценят, привлекает к вузу многих талантливых преподавателей. Так, один из лучших молодых изобретателей Тернопольской области Руслан Розум, создавший уникальное устройство для конвейеров, работает именно в экономическом университете, куда он перешел из другого учебного заведения.

* * *

Особую атмосферу творчества в вузе отмечают и сами студенты. О ней пишет и студентка пятого курса Леся Герасимив, которая проходит стажировку в Иллинойском колледже (США) и может оценить возможности образования в родном вузе и заокеанском. Никаких особых проблем с адаптацией при переходе на новую образовательную систему она не почувствовала. Возможно, потому, что студенты ТГЭУ, как и их зарубежные сверстники, уже давно не только слушают лекции преподавателей и сдают зачеты, но и работают в группах, решая конкретные задачи. В таких группах, пишет Леся, царит дух спортивной конкуренции и в то же время взаимопомощи. Не возникли проблемы и со знаниями: подготовка в alma mater оказалась также на уровне.

— При каждой кафедре создан определенный кружок или группа, где занимаются четко обозначенной проблемой, — рассказывает глава студенческого научного общества, студент 5-го курса факультета банковского бизнеса Александр Москаленко. — Например, при кафедре банковского дела работает научный клуб. Раз в месяц на его заседания (а они проводятся каждую неделю) обязательно приглашаются не только преподаватели кафедры, ведущие ту или иную тематику — кредитование, микрокредитование, нестандартные банковские операции и так далее, — но и банкиры. Такой «микс» позволяет нам не только рассмотреть проблему с научной точки зрения, но и узнать, как она решается на практике. Потом на основе знаний, полученных на таких круглых столах, студенты выступают на конференциях, публикуют статьи в сборниках научных работ. У нас есть очень много студентов, которые опубликовывали статьи в соавторстве с кандидатами и докторами наук в авторитетных профессиональных журналах, участвовали в разработках госбюджетных тем: преподаватели говорят, у нас всегда есть какое-то особое видение проблемы, что помогает найти удачное решение.

Разумеется, перед каждым студентом стоит задача не только получить знания вместе с дипломом о высшем образовании, но и затем удачно трудоустроиться. Учитывая нестабильный рынок труда, нежелание работодателей брать «зеленых» специалистов, сделать это непросто. В некоторых случаях молодые люди, не видя перспектив, теряют интерес к учебе. Хотя, по словам Александра, происходит это, как правило, лишь с теми, кто и без того не «горел» в учебе. «Кто действительно учится, работает над собой, — поясняет он, — тот со временем попадает на высокие и высокооплачиваемые должности по всей Украине. Понятно, что сразу после университета на солидную должность не попадешь, тем не менее очень многие находят работу по специальности. Обычно это происходит еще во время практики: на четвертом курсе проходят практику, на пятом — стажировку, и после этого многие остаются работать на этом же предприятии, компании или банке».

…Но без хорошей базовой подготовки, невозможной без продуманной системы мониторинга качества образования и стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза, в этом деле не обойтись.