Правительство поощряет школы переходить на очное обучение там, где это позволяет безопасность и есть укрытия. Вне сомнения, там, где есть физическая возможность, обучение должно проходить за школьными партами. Наше образование несет потери из-за войны, и восстановить очный учебный процесс очень важно. Но решение перейти в офлайн означает, что во время воздушных тревог, которые иногда длятся часами, все школьники вместе с учителями переходят в укрытия и в идеале продолжают там учебный процесс. Для Одессы, которую постоянно обстреливает враг, это очень важный вопрос. Ведь, кроме обычного учебного процесса в классах, школам нужно продумать, как организовать работу в укрытии.
Помню, на одном профессиональном собрании, где я присутствовала, уважаемые спикеры-эксперты рассказывали, как живо и качественно можно проводить уроки в укрытиях. Тогда одна из руководителей школ прифронтовой зоны несмело спросила, а были ли эти важные люди хоть раз в укрытии обычной школы. И я ей аплодировала. Потому что нельзя автоматически перенести опыт обучения офлайн на обучение в укрытиях. Здесь нужны гибкие решения. На что нужно обратить внимание? Поделюсь опытом одесских школ.
Прежде всего надо уделить внимание помещениям, в которых можно устроить укрытия.
На этих фото — стандартные помещения большинства подвалов школ, где, собственно, и расположены укрытия.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/b9838472ebbafb8913d041cecc50f120.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/495/25/b0d27791df40fb9c95e94b5e48a02f4b.jpg" rtitle="undefined"]
Есть, конечно, школы-счастливчики, в подвалах которых есть по несколько комнат, где и делают укрытие. Есть укрытия-великаны на тысячу мест в современных домах, но их немного и я сейчас не о них. А есть маленькие подвалы в старинных одесских зданиях, с огромными арками роскошных дореволюционных архитекторских фантазий, предназначенные когда-то для хранения коллекционных вин. Есть подвалы-укрытия, похожие на лабиринты. Есть длинные «чулки». Они разной формы, но общее для многих то, что это большое пространство, в котором одновременно собирается 300–500 людей разного возраста.
Когда я слышу претензии к учителям о некачественном преподавании в укрытиях, то очень хочу дать критикам возможность провести там уроки. Даже можем предварительно провести хороший полноценный инструктаж по всем методикам и требованиям к уроку.
Нет, урок не в маленьких частных заведениях на полсотни детей, а в школах-гигантах, вроде двух школ в Киевском и Пересыпском районах Одессы, где учатся почти три тысячи школьников всего и примерно тысяча из них выходит на учебу одновременно. В огромном пространстве, которое нельзя разделять постоянными перегородками из соображений безопасности. Попробуйте там, в укрытии, преподавать английский рядом с химией и алгеброй. А еще надо же дать возможность детям задавать вопросы, выслушивать их, поправлять, поддерживать, оценивать… Наверное, все догадываются, насколько это реально. Потому понятно: урока в нашем стандартном представлении в укрытии не будет.
Но означает ли это, что можно опустить руки, отвести детей в огромное помещение и… ничего не делать? Несколько раз видела такое. Это опасно и грозит не только головной болью от галдежа, но и потерями в учебе и опасностью для жизни и здоровья детей, которые буквально будут стоять на головах, если у них не будет интересного занятия. И желательно полезного.
Во-вторых, важно правильно зонировать помещение укрытия.
В нем должны быть четко определены части для каждого класса. Некоторые наши школы разделяют территорию физически — переносными перегородками. Это комфортно чисто психологически, и учителю так легче видеть своих учеников.
В каждой из таких временных зон педагог работает с группой учеников или с классом: дает задания и помогает их выполнять. Да, внешне все это может выглядеть так: «они там полтора часа читали, что это за обучение!» или «им дали задания, чтобы дети молча выполняли», или «какой-то аутотренинг проводила психолог, чуть не уснули». Но это только на первый взгляд. Надо понимать, что здесь логично использовать задания и вести занятия с наименьшим сопровождением звуками и речью. Для самых маленьких это особенно трудно, поэтому ничего криминального нет в том, чтобы «вместо урока украинского языка третий класс рисовал и кроссворд решал», как это описывают родители. Тема рисунков и кроссворда, конечно, должны быть связана с материалом, который изучают дети. Желательно держать в укрытии наборы бумаги, альбомы, карандаши, фломастеры. А также, по возможности, игрушки и книги, которые учитель может тихо почитать ученикам.
В укрытии точно не стоит проводить контрольные работы. Даже если они давно запланированы и графики горят. По крайней мере, надо максимально стараться этого избегать. Дети не должны писать на коленях в неудобной позе.
Некоторые школы, где маленькие укрытия, организуют обучение в две смены. Но очень важно так построить график работы этих смен, чтобы они, насколько это возможно, не пересекались в укрытии. Поэтому между окончанием уроков первой смены и началом уроков второй нужно предусмотреть паузу.
Третье, на что стоит обратить внимание, — категорически неприемлемо обучение без укрытий, даже по заявлениям родителей.
Еще перед началом учебного года я получала от родителей и учителей тревожные сообщения о том, что им неудобно ходить в другое заведение, где есть укрытия, и учиться там в две смены. У них, дескать, есть своя школа, просят позволить в ней учиться даже без приемлемого укрытия. Потому что где-то, говорят, проблему решили: собрали с родителей заявления, что они хотят очное обучение в своей школе, даже если там нет укрытия, и берут на себя ответственность за жизни их детей. Так что и в Одессе, дескать, позвольте. Хочу сказать, что не верю в то, что кто-то в здравом уме сможет такое сделать — вывести детей на очное обучение без надлежащего укрытия. Надеюсь, что дую на холодное. И если где-то с родителей и требовали заявление о том, что при отсутствии укрытия они берут на себя ответственность за жизнь и безопасность их детей в стенах такой школы, хочу сказать, что это незаконно. Как и требовать, чтобы во время тревоги родители забирали детей домой. Замечу, что написанные родителями заявления никак не освобождают директора школы от уголовной ответственности, которая наступит независимо от того, случилось ли что-то, не дай Бог, или об этом просто стало известно.
В Одессе ни одно учебное заведение коммунальной формы собственности без укрытия не работает и не будет работать. Писать заявление — право каждого отца или матери. Однако ответ на него будет согласно требованиям закона.
В нашем городе есть несколько школ, в которых мы не сможем сделать укрытие ни сейчас, ни через десять лет. Там просто нет такой возможности. Но мы никогда не рискнем жизнью детей и сотрудников, открыв эти школы очно, пока продолжается война.
Мы все понимаем, чем рискует Украина, имея рядом такого соседа. И что сейчас мы учим детей в условиях, к которым никто из нас не был готов и не учился этому в педуниверситетах. Но любые сложные условия — это не только проблемы, но и толчок к движению вперед. К поиску новых решений, идей и опыта. Что мы и делаем.