Дети — исследователи по своему характеру. Война это не изменила. Их интересует все вокруг: почему небо голубого цвета, почему Солнце светит, что находится в космосе, и существуют ли инопланетяне. А вдруг можно залететь в черную дыру либо же прямо сейчас на космическом корабле полететь на Марс?
Я помню себя в детстве, как мы с отцом смотрели на звездное небо и наблюдали за звездопадом Персеиды. Или как я впервые попала на экскурсию в обсерваторию и увидела живого ученого. Вместе с тем я помню, что в моем детстве не было популяризации науки, в школе у нас были проблемы с преподаванием естественных дисциплин, в результате имеем поколение людей, которые верят в астрологию, ретроградный Меркурий или плоскую Землю.
Я уверена: проблема в том, что целое поколение вырастало без вовлечения в науку. И это надо менять. Кто-то скажет: война, не до того. Категорически не соглашусь с ним. Мы должны уже сейчас строить будущее.
Есть такой тренд: рост доли от ВВП страны, финансирующей науку, в частности прикладные и фундаментальные исследования, приводит к росту экономики страны, ведь финансируются фундаментальные исследования, делаются открытия, потом они применяются в прикладных отраслях. Мне кажется, что у нас в стране проблема с пониманием, зачем нужно финансировать науку.
Так что моя глобальная мечта — чтобы дети знали, чем занимаются ученые, и какие интересные вещи они делают. Популяризацию науки нужно начинать с раннего возраста, ведь именно тогда люди более всего открыты для исследования мира, следует лишь понять, что именно их интересует.
Поэтому совместно с командой единомышленников INSCIENCE и при поддержке Вышеградского фонда мы создали проект Science4Kids, который позволяет наладить коммуникацию между украинскими учеными и детьми, показать смысл и увлекательность науки. И пока защитники и защитницы борются с оружием в руках за наше будущее, мы решили тоже бороться за будущее, но в образовательном измерении.
Наша цель — помочь детям адаптироваться к новым условиям, напомнить и показать, сколько всего удивительного есть на Земле и за ее пределами. Ведь наука — это интересно и увлекательно, если правильно подать информацию.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от SCIENCE TEENS PLATFORM (@science.teens.platform)
Что такое Science4Kids?
Это вебинары, в которых могут участвовать украинские дети со всех уголков мира, где бы они ни находились. Лекции распределены на три блока:
- Возникновение мира и развитие жизни;
- Человек и природа;
- Космос.
В течение лета мы устраивали четыре лекции в неделю. Записи всех трансляций можно пересмотреть на Ютуб-канале.
На вебинарах дети не только слушали ученых, но и учили слова и фразы на иностранных языках (а именно: на польском, чешском и словацком), играли в Kahoot, а также задавали ученым вопросы. Последняя часть — моя самая любимая, ведь нет плохих вопросов — у детей они всегда интересные.
Как мы выбираем темы и готовимся к вебинарам?
Самое главное — продумать концепцию лектория, выбрать формат и найти лекторов. Важна не просто интересная тема, но и метод преподавания лекторов. Они должны объяснять материал так, чтобы дети чувствовали себя комфортно и вместе с тем не хотели уснуть. Ведь если ребенку неинтересно на онлайн-лекции, он просто выключит вебинар. Так что мы всегда проводим репетицию с учеными, чтобы сделать рассказ по возможности более интересным.
Когда я провожу лекцию, то представляю себя ребенком в современном мире. Спрашиваю себя, что для меня лично было бы интересным. Еще полезно постоянно общаться с детьми и подростками, более того, раньше я работала в школе. Контакт с детьми необходим, чтобы ориентироваться в их интересах. Это всегда помогает выбрать тему и качественно подготовиться к лекции.
Что больше всего увлекает спикеров и детей?
Все мы от рождения исследователи. Особенно дети, ведь они познают окружающий мир и тестируют его. Что будет, если сорвать листочек? Каков на вкус этот фрукт? Будут ли ругать меня, если я не сделаю домашнее задание? Можно ли возродить динозавра или попасть в черную дыру? Примеров можно привести много. Когда я работала в школе, дети мотивировали меня и всегда улучшали настроение своими вопросами. Их истории и вопросы вместе с тем логичны, сумасшедшие и веселые. Как-то у мена была горячая дискуссия о планете Уран. Мой ученик думал, что планета так называется, потому что состоит из химического элемента уран, который мы используем на атомных станциях.
Еще один пример с занятия, на котором мы обсуждали проблему перенаселения нашей планеты. Тогда ученики предложили построить колонию на Марсе, они что-то почитали о генной инженерии и выдали мне шедевр. Сказали: «Вот наша база на Марсе, где есть генно-модифицированные куры, которых можно доить, а их перо на вкус напоминает печеные яблоки». Фантазия детей безгранична, и это ключ к нашему развитию в будущем. Ведь мы можем развивать науку и технологии, чтобы стараться фантазию превратить в реальность.
Для детей очень важен диалог, ведь это круто, если есть возможность не только послушать что-то интересное, но еще и задать свои вопросы и получить на них ответы. Особенно если на вопрос отвечают ученые, которые являются специалистами в разных сферах.
Спикеры Science4Kids
Когда мы работали над лекторием и его тематикой, то искали ученых с опытом работы с детьми. Ведь важно не только выбрать интересную тему, но еще и интересно ее подать. Среди наших спикеров Алексей Коваленко — популяризатор науки и ботаник, который работает в Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины и регулярно проводит лекции и экскурсии для детей; палеонтолог и орнитолог Вадим Яненко — автор книги «Прикладная палеонтология», популяризатор науки и сотрудник Национального научно-природоведческого музея НАН Украины. Есть также ученые, которые ведут свои каналы в TikTok, популярные среди детей, благодаря интересному контенту. Это, к примеру, орнитолог Анна Кузьо и химик Глеб Репич.
Как приобщиться к Science4Kids?
Если у вас есть ребенок 8–12 лет, подписывайтесь на соцсети, чтобы следить за расписанием лекций. Все вебинары бесплатные.