UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: НИ ИЗМЕРИТЬ, НИ ВЗВЕСИТЬ

За последнее десятилетие высшее образование в международном сообществе развивается с беспрецедентной скоростью по количеству студентов, открытию новых факультетов и учебных заведений...

Авторы: Константин Корсак, Леонид Одерий

За последнее десятилетие высшее образование в международном сообществе развивается с беспрецедентной скоростью по количеству студентов, открытию новых факультетов и учебных заведений. Это требует значительных материальных ресурсов, и, естественно, вузы обязаны доказывать свою состоятельность, способность предложить высококачественные учебные программы, способные удовлетворить студентов, общество и рынок труда. Кроме того, явление глобализации и усиление обменов студентами и специалистами повысили интерес к содержанию и качеству образования, а также процедуре признания дипломов.

Повышенный интерес к ка- честву высшего образования связан с рядом причин. Одна из наиболее важных — обеспокоенность общества увеличением общих затрат на образование. Именно с этой точки зрения рассматривается приоритет высшего образования перед другими общественно важными сферами деятельности. Во многих странах мира уже достигнута верхняя граница расходования средств. Еще одна причина интереса к качеству связана со значительным расширением систем образования, превращением высшей школы в массовую, вынужденную работать не только с самыми способными к обучению представителями молодежи.

Естественно, словосочетание «качество образования» с каждым годом все чаще и чаще фигурирует в научных статьях и анализах, в выступлениях политиков и руководителей систем образования, наконец, на семейных советах в момент выбора вуза, в который следует поступать в первую очередь.

К сожалению, исчерпывающе и однозначно определить это понятие (тем более — измерить с высокой точностью) чрезвычайно сложно. Тем не менее, в будущем необходимость практического оценивания качества предлагаемого вузами образования будет обостряться. Еще каких-то несколько десятилетий назад в момент приема на роботу выпускника среднего специального или высшего учебного заведения работодателю во многих случаях (в тоталитарных странах — всегда) было достаточно внимательно изучить документы об образовании. Жесткий контроль информационного поля как в СССР, так и в любой другой тоталитарной или весьма централизованной стране исключал возможность получения значительных объемов знаний, умений и навыков вне формальной системы образования (средней и высшей школ).

Централизация управления, жесткость иерархий, контролируемость информационных потоков и сравнительно большое время, требуемое на удвоение информации в какой-либо общественно важной специальности, приводили к множеству важных следствий, среди которых легкость и приемлемая точность оценки качества полученного образования по выпускным квалификационным документам, стремление многих людей «коллекционировать» формальные признаки (степени, звания и т.п.), гарантировавшие им и признание, и материальные выгоды; распространенность явления под названием «почивание на лаврах»; существование государственных синекур, формирование замкнутых научных школ и т.п. Большинство политиков и граждан Украины не стряхнули с себя навязанных в советские времена шор и стереотипов, продолжают прогнозировать, планировать и даже действовать на их основе.

Между тем, время подобных представлений о полезном, перспективном и качественном образовании давно прошло в демократических странах с высоким уровнем децентрализации (в первую очередь, в США и Великобритании). Там уже почти сто лет тому назад практическая потребность рыночного сравнения весьма специфической услуги под названием «высшее образование» стимулировала появление механизмов удовлетворительной оценки его качества, хотя о полном решении этой слишком сложной проблемы нет речи даже в США.

Основа англо-американской системы оценки качества высшего образования — определение соответствия требованиям рынка труда выпускников вузов, в частности их средней зарплаты. Главным арбитром качества подготовки специалистов выступают профессиональные ассоциации — врачей, юристов, журналистов и т.п. Первичный контроль состоит в квалифицированном анализе этими ассоциациями учебных программ подготовки специалистов в данном вузе, желающем получить признание качества своей работы и оповестить об этом всех старшеклассников и их родителей, конечный — очень жесткие и сугубо профессиональные экзамены с целью легализации, получения права автономно и независимо выполнять функции врача, судьи, адвоката, преподавателя школы или колледжа.

Американская система оцен- ки рейтинга вузов, актуальности и качества учебных программ, уровня подготовки выпускников очень сложна и специфична. Не может быть и речи о целесообразности ее копирования с целью «резкого повышения качества высшего образования» не только у нас, но и в любой стране континентальной Европы. Тем не менее, повышение массовости охвата молодежи послесредним обучением, децентрализация управления вузами, появление новых типов заведений всех возможных форм собственности, наконец, рождение виртуальных и трансграничных университетов вынуждает почти все страны мира использовать элементы американского опыта сочетания формального (со стороны государственных или иных официальных административных органов) и неформального (общественного) измерения и контроля качества образования.

Все чаще формальные инстанции дают разрешение на деятельность вуза, проверяя нормы обеспечения учебного процесса, количество и квалификационный уровень персонала, а общественные контролирующие инстанции (профессиональные ассоциации) осуществляют более точное измерение качества учебных планов и процесса подготовки студентов. Для регулируемых профессий все это завершается упомянутыми лицензионными экзаменами, проводимыми не в момент окончания учебы, а только после достаточно длительного периода стажировки или работы, когда академическая компетентность дополняется реализационной. Уточним, что в течение последующей деятельности для многих профессий в развитых странах предусмотрена периодическая переподготовка и «переэкзаменовка» (особенно жестки и часты подобные измерения в Японии).

Это вынуждает специалистов постоянно «быть в форме» и повышать свои знания и компетентность всеми доступными способами. Неудивительно, что значительная часть учащихся виртуальных университетов в США и других странах составляют именно работающие лица, в частности, стремящиеся повысить свои шансы на конкурсное замещение выгодных рабочих мест.

Неплохо отлаженная система информирования населения о качестве образовательных услуг в почти 4000 полувысших и высших учебных заведений США начала давать сбои в последние годы, когда к указанным вузам прибавились сотни (в данный момент, вполне возможно, уже тысячи) заведений, обещающих сертификаты, дипломы и звания после кратких, средних или длинных, обычных или интенсивных занятий «на дому».

Такого типа образовательные услуги стали возможными благодаря Интернету и ряду других самых новых средств общения и передачи информации. Система измерения качества присуждаемых образовательных квалификаций (удостоверений, сертификатов, дипломов и т.п.) в подобном новом виде обучения (его принято называть «дистанционным») даже в США находится в зачаточном состоянии.

Быстро растущий Интернет уже почти ликвидировал явление контролируемости потоков информации, непрерывно расширяет возможности все более широкого самообразования, практического осуществления столь популярного у педагогов лозунга об «индивидуальности обучения». Но, как и во всех прочих случаях, данная «медаль» имеет две стороны.

Фасадная — удешевление и облегчение самообразования, предоставление информации из любого имеющегося на планете источника. Оборотная — усложнение оценки или измерения качества образования. Уже сейчас никто в мире не в состоянии по школьно-вузовским документам точно определить знания, умения и навыки молодого человека 23—25 годов, «копавшегося» в Интернете все свободное время. В будущем эти документы будут информировать о все меньшей и меньшей части компетентности молодежи и взрослых. США уже столкнулись с этой сложной проблемой, не за горами ее обострение и у нас.

Наш анализ станет слишком бедным, если мы ограничимся лишь указанными следствиями появления Интернета и других средств, забыв об изменениях рынка труда и его новых требованиях к выпускникам учебных заведений. Их множество, от почти очевидных (рынок труда постепенно отворачивается от «продукции» средних школ и профессонально-технических училищ, все чаще и чаще интересуясь магистрами или докторами философии) до заметных лишь специалистам сдвигов в комплексе характеристик «идеального выпускника» вуза.

Еще каких-то лет двадцать тому назад в этом комплексе доминировало требование широких и глубоких профессиональных знаний, что полностью определяло и учебный план, и методику обучения в вузах. В наше время весьма представительная группа из ученых-аналитиков и представителей мира бизнеса (работодателей) сошлась на том, что вуз обучить «на всю жизнь» не может, так как современный идеальный выпускник должен быть одержим страстью к учебе и совершенствованию, на работе и вне ее использовать все возможности к самообразованию. Объем полученных в вузе знаний и уровень оценок в их освоении откатился в перечне из десяти самых важных качеств «идеального выпускника 2000 года» на третье-четвертое место.

Это явление дополнительно обесценивает старые методы оценки и сравнения вузов, качества обучения в них, отчасти, привычные нам представления о всем комплексе задач средней и высшей школы. Вместе с Интернетом и современными технологиями оно совершенно по-новому ставит вопрос об обучении вообще, о его качестве в частности.

Для полноты картины доба- вим, что государственный сектор занятости и связанные с ним понятия «государственный стандарт обучения», «государственные вузы» и т.п. тоже вскоре потеряют значение, так как в развитых странах подавляющую часть новых мест труда предоставляют частные предприниматели. Если в 60-х годах «государство» принимало на работу большую часть выпускников университетов Германии, Франции и почти всех других развитых стран, то уже в конце 80-х годов — едва четверть выпуска вузов. В наше время вузы Европы и других континентов ориентируются на требования частных работодателей, готовят студентов не к плавной «посадке» в кресло государственного клерка, а к жесткой конкуренции с дипломированными лицами со своей страны и из зарубежных держав.

Оставим в стороне очень интересную тему влияния этой конкуренции на средние заработки и на продолжительность контрактов, акцентировав лишь одно — вузам Украины нужно готовить своих выпускников именно к конкуренции, к конкурсам, соревнованиям и экзаменам.

За последние годы частный сектор в высшем образовании развивается динамичнее государственного, что привело к обострению конкуренции частных и государственных вузов за студентов, способных оплатить обучение. Стремление вузов увеличить прием таких студентов приводит к снижению требований на вступительных конкурсных экзаменах, что порождает опасность заметного снижения качества обучения и уровня дипломов.

Из сказанного может создаться впечатление, что измерение качества обучения есть и будет мечтой, недостижимой фата-морганой. Но положение не так безнадежно, выход все же будет найден. В очередной раз в момент появления чрезвычайно труднодостижимой потребности обнаруживается, что прогресс не только породил данную трудность, но и создал предпосылки для ее сравнительно приемлемого преодоления. Одно из них — накопление опыта и научных знаний в сфере измерения и обеспечения качества традиционного или дистанционного обучения, другое — тот же компьютер и его быстро совершенствующееся программное обеспечение.

Первое уже привело к заметному совершенствованию и повышению информативности образовательных документов, облегчению их использования в стране присуждения, а главное, за ее пределами. Второе, если воспользоваться технологическими возможностями компьютеров и огромным японским и американским опытом профессионализированных тестов, это дает возможность сравнительно быстро измерять истинный уровень знаний, умений и навыков данного претендента на рабочее место. Указанное сочетание позволяет работодателям не бояться наступления нового столетия и распространения дистанционной и трансграничной форм обучения.

Мировая практика свидетельствует, что наряду с активизацией и совершенствованием деятельности государственных органов контроля качества обучения, развитием законодательной базы, огромная роль принадлежит общественным органам гражданского и профессионального контроля за развитием образования в стране.

Комплекс происходящих в Украине и вне ее социально-экономических процессов вынуждает наши вузы значительно совершенствовать свою информационную политику. Если десять лет назад университету или институту всего лишь требовалось попасть в «Справочник для поступающих в вузы», то в наше время нужно убедить всех в Украине, что именно в данное учебное заведение нужно нести гривни и «условные единицы».

К сожалению, не все вузы торопятся учиться это делать должным образом, в частности, обеспечивать старшеклассников и их родителей полной информацией о всех учебных планах, программах отдельных дисциплин и пр. Их руководители редко используют возможности средств массовой информации, «поселения» в Интернете. В итоге в Украине отсутствует нормальное информационное поле в сфере высшего образования, что создает дополнительные сложности в оценке качества обучения всем — и внутри страны, и вне нее. Наше общее намерение интегрироваться в образовательное пространство Европы настоятельно требует значительных сдвигов в национальном и международном маркетинге образовательных услуг.