UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДЕБЮТ В 2005-М?

В минувший вторник в Киев прибыла очередная миссия Всемирного банка (ВБ). В столице Украины «миссионеры» пробудут до 11 ноября...

Автор: Павлина Семиволос

В минувший вторник в Киев прибыла очередная миссия Всемирного банка (ВБ). В столице Украины «миссионеры» пробудут до 11 ноября. За это время они поучаствуют в серии рабочих совещаний и проведут ряд индивидуальных консультаций с членами группы, занимающейся подготовкой инвестиционного проекта МОН Украины и ВБ «Равный доступ к качественному образованию в Украине».

Знакомство наших читателей с «Равным доступом…» началось с заметки с красноречивым названием «И у проектов бывают клоны?» («ЗН», №48 (423), 2002 г.). Дело в том, что мы в свое время достаточно подробно рассказывали о совместном проекте МОН, фонда «Відрождення» и ПРООН по подготовке Национальной доктрины развития образования и привлечению общественности к открытой дискуссии о приоритетах государственной политики в этой области. И, сравнив направления исследований, которые велись в рамках этого проекта, с задачами, поставленными перед разработчиками «Равного доступа…», естественным было наше удивление: ведь они практически дублировали друг друга.

Оказалось, ничего удивительного в этом нет. Как объяснил корреспонденту «ЗН» консультант МОН Украины по управлению проектом «Равный доступ к качественному образованию в Украине» Роман Шиян, нынешнее начинание — отнюдь не «клон» предыдущего, а по сути закономерный шаг в работе министерства по внедрению стратегии в области реформирования системы образования, призванный развить все позитивные наработки проектов, поддержанных в последнее время различными донорскими и международными организациями. Предыдущие этапы стали своеобразным прологом «Равного доступа…», «маячком» для ВБ, просигнализировавшим: правительство Украины к реформам в образовательном секторе готово.

Итак, в декабре прошлого года правительство Японии выделило грант в размере 786 тысяч долларов США, предназначенных для подготовки «Равного доступа…». Вся предпроектная «кухня» — в ведении нескольких рабочих групп, которые в июле 2004-го должны представить результаты своего труда так называемой оценочной миссии ВБ. Тогда же будут определены и окончательные параметры проекта.

«Равный доступ…» должен стартовать в 2005 г. и реализовываться на протяжении пяти лет. Исходя из опыта других стран, объем ожидаемого финансирования в рамках кредита ВБ может варьироваться от 50 до 100 миллионов долларов. Предварительное распределение ресурсов по компонентам проекта состоится в период подготовки проекта в течение этого и следующего года. Что же касается собственно компонентов «Равного доступа…», то их будет три: профессиональное развитие учителей и руководителей школ, усовершенствование учебного процесса, управление и эффективность использования ресурсов.

От ожидаемых результатов проекта захватывает дух. Главная цель — предоставить качественные образовательные услуги всем детям школьного возраста. Для этого планируется обеспечить 12-летнюю общеобразовательную среднюю школу педагогическими кадрами соответствующей квалификации, учебно-методическими комплексами и средствами обучения нового поколения, надлежащими условиями обучения. Параллельно должна резко повыситься эффективность управления отраслью, распределения и использования ресурсов.

Среди целей проекта МОН особо выделяет поддержку инновационной образовательной деятельности учебных заведений (один из подкомпонентов «Усовершенствования учебного процесса»), которые должны стать ведущими, опорными в своем районе. Оно и понятно: ведомство вплотную занялось продвижением идеи оптимизации школьной сети (в первую очередь — в сельской местности), созданием школьных округов. Причем оптимизацию, настаивают руководители отрасли, нужно прежде всего трактовать не как сокращение количества учебных заведений, а как укрепление инфраструктуры, поддержку опорных школ и, как следствие, предоставление доступа к более качественному образованию.

Когда же рядовые школы, учителя и учащиеся ощутят позитивные изменения, ради которых задумывался «Равный доступ…»? Разработчики проекта заверяют, что перемены к лучшему долго ждать себя не заставят. По словам Романа Шияна, можно не сомневаться в том, что деньги, предназначенные на реализацию проекта, не «затеряются» в правительственных кабинетах, а будут использованы для нужд реального образования. То есть школы получат новые средства обучения, повысится квалификация украинских педагогов, в стране начнет функционировать система мониторинга качества образования и т.д.

Говорите, можно не сомневаться?