UA / RU
Поддержать ZN.ua

Языковой скандал в Ирпене: прав ли министр Лисовый?

Автор: Константин Швабий

В Ирпене имел место инцидент. Его суть можно сформулировать тремя предложениями. Преподаватель во время лекции перешла на смесь украинского и русского языков. На просьбу студентов перейти на украинский предложила самостоятельно выучить материал на украинском в системе Moodle и (по ее словам, оговорившись) сказала, что будет принимать экзамен на русском. Бесспорно, это нарушает требования украинского законодательства. Этот факт из служебного проступка, достойного служебного расследования, а также дисциплинарных действий и решений со стороны администрации заведения, превратился в цунами хейта и травли общенационального масштаба.

Читайте также: "Образовательное сообщество формирует нацию": Лисовой пообещал "принять меры" в истории с языковым скандалом в ГНУ

Как человек, работающий профессором в этом заведении более двадцати лет и, в отличие от большинства «государственных» деятелей, лидеров общественных мнений, журналистов и просто тех, у кого много времени для соцсетей, знающий специфику учебного заведения, все детали и нюансы этого «условного инцидента», хочу высказать свое мнение о том, какие проблемы высшей школы и нашего общества освещает это событие. Это не обвинение и не адвокация. С этим, я убежден, разберутся соответствующие комиссии и администрация вуза, имеющие на это соответствующие полномочия. Это желание разобраться с проблемами, о которых мало говорят в публичном информационном пространстве, но которые важны для будущего нашей страны.

Проблема первая: по моему мнению, важна не ошибка, а реакция системы на ошибку. Реакция на проступок была неадекватной как со стороны администрации заведения, так и со стороны Минобразования, языкового омбудсмена и т.п.

Событие вырвали из контекста, а у стороны, которую обвиняют, до сих пор никто не взял никаких объяснений. Ну все как в старые «добрые» сталинские времена. Уверен, что у администрации Государственного налогового университета были возможность и средства решить эту проблему, что называется, в рамках заведения, но решили идти другим путем — открыть ящик Пандоры. Наверное, в стране, обескровленной войной, нет важнее проблем, чем эта буря в стакане воды. Еще один пример этакой «политики плацебо», характерной для большинства «государственных деятелей», которым нечем больше отчитываться. С осуждением этой «позорной ситуации» даже выступил в соцсетях новоназначенный министр образования и науки, который осуждает «совок», но сам призывает действовать «совковыми» методами. Интересно, какой будет образовательная и языковая политика министерства, когда появится необходимость реинтегрировать русскоязычных (если не на 100, то на 99% точно) жителей Донбасса и Крыма?

Но это пустяки по сравнению с другими проблемами, которые оголяет этот инцидент.

Проблема вторая: качество украинского высшего образования требует улучшения. Это вызвано не тем, что время от времени случаются похожие инциденты, а тем, что форма для нас — это все, а содержание — ничто. Ерунду можно говорить на любом языке, в том числе на украинском. Умные вещи тоже. Будем честны: онлайн-обучение снизило качество нашего образования. У «ТикТок»-революционеров слишком много времени для революции в соцсетях и слишком мало, чтобы овладеть материалом, который им предлагают. Думаю, это могут подтвердить большинство коллег. 

Новый «шкандаль», похожий на «у/мовний» инцидент в Ирпене, набирает обороты в Киевском национальном лингвистическом университете. Лично я мог бы понять, если бы претензии со стороны студентов касались качества материала, предлагаемого преподавателем. Качество образования можно повысить, когда у нас, с одной стороны, будут студенты, мотивированные учиться, а не черные молчаливые рамочки с непонятными аватарками в Zoom или Moodle, а с другой — квалифицированные преподаватели, которые будут получать за свою работу достойную заработную плату. Политика студентоцентричного подхода, по моему мнению, в отдельных случаях доведена до абсурда. 

Высшая школа должна стать пространством, где те, кому не повезло быть старшими, учат тех, кому повезло быть младшими, умению думать и учиться в течение всей жизни. В этом пространстве свободы мнений не должно быть места никаким ограничениям, в том числе языковым. Все, кто выступает за такие ограничения, не понимают сути образования и науки. Высшая школа — не место для идеологических установок, а поле для сознательной управляемой интеллектуальной конфронтации, продуцирующей новые знания. Не будет этого, не будет у нас будущего. Ведь эти знания мы должны использовать для достижения нашей глобальной цели — сделать нашу страну зажиточной и сильной.

Читайте также: Лисовый подал диссертацию для проверки на плагиат, пообещав отказаться от ученой степени в случае выявления нарушения

Проблема третья: толерируется нетолерантность. Мы идем в Европейский Союз, лозунг которого «Единство в многообразии». В таком союзе нет места шовинизму, и украинскому в том числе. Достоинство и толерантность — европейские ценности, хейт и травля — путинские. Сделав из мухи слона, мы все показали плохой пример нетолерантного поведения молодежи, которой восстанавливать эту страну. Мы все должны стать лучшей версией самих себя для создания новой Украины, — говорит профессор Шнайдер. Это глубокая мысль, потому что когда будет Победа, мы не должны утратить шанс на Украинское Возрождение, которое невозможно без украинского образования и науки. Если украинизация в направлении государственного национализма неотвратима, то пусть она будет мягкой, а не принудительной. И нам по силам сделать это уже сейчас, потому что нетолерантным отношением к людям с юга и востока Украины, которые думают и разговаривают на русском, к тем, кто значительную часть своей жизни прожил в советской Украине, мы закладываем бомбу замедленного действия под украинскую государственность. В толерантности, по моему мнению, нуждается не только язык, но и наша история и география, какими бы они ни были.

В свете этого проступка всех потянуло на разговоры о патриотизме и том, что его должна формировать высшая школа. Но умные люди говорят, что новый национальный проект Украины должен основываться не на этническом патриотизме, а на государственном. Потому что этнический порождает врагов, а нам нужно воспитывать у всех, и у молодежи в первую очередь, уважение и любовь к соотечественникам, независимо от того, какой они национальности и на каком языке разговаривают.

Разговоры «патриотов» о том, что наши девушки и парни гибнут за язык, — это не что иное как спекуляция, потому что в ВСУ много, если не большинство, русскоязычных людей. Призываю прекратить спекуляции на эту тему и хочу напомнить, что триггером аннексии Крыма и Донбасса в 2014 году был именно языковой закон, принятый Верховной Радой Украины. Вообще складывается впечатление, что нашими людьми в похожих ситуациях манипулируют из-за «паребрика», чтобы создавать повод для общественного хейта. Этакая ИПСО.

Читайте также: За год в Украине увеличилось число тех, кто называет украинский язык родным – соцопрос
Читайте также: Более половины украинцев против изучения русского языка в школе – опрос
Читайте также: Украинцы 455 раз пожаловались на нарушение языкового закона с начала 2023 года – омбудсмен

Министр образования говорит, что ты патриот той страны, на языке которой ты общаешься со своими детьми. Может быть. Не знаю. Но предлагаю добавить другой критерий патриотизма — сколько налогов ты уплатил за год, а лучше — за десять! А для оценки статуса заведения высшего образования в национальном рейтинге Украины отдельным критерием ввести соотношение среднегодовой заработной платы работников ректората и среднегодовой заработной платы обычного профессора и доцента заведения, а также их квалификации и компетенции. Простое решение, не требующее никаких затрат, только желание.

Поэтому желаю мудрости тем, кто будет определять образовательную и языковую политику Украины в дальнейшем.