Дистанционное обучение возникло не с началом карантина и даже не с появлением Интернета. Еще в XIX веке, как только почтовая связь стала регулярной, некоторые европейцы начали учиться отдаленно. Это называлось «корреспондентское образование»: ученики получали учебные материалы и задания по почте и переписывались с преподавателями.
Все последующие годы удаленное образование развивалось параллельно с технологиями. Теперь, в XXI в., оно стало увлекательным и интерактивным. Цифровые учебники, геймификация, видеосвязь с преподавателями, электронные рейтинги и приложения на смартфонах, — современные образовательные технологии делают обучение удобнее и интереснее.
Все мы привыкли к классической схеме образования: школа, техникум, институт. Принципы этой системы сформировались еще во времена Платона — более двух тысяч лет назад. Он, конечно, не придумал звонок и большую перемену, но заложил общий фундамент традиционного образования. Поэтому именно такая форма получения знаний для нас наиболее привычна. И понимание, что онлайн-образование может быть достойной альтернативой или полноценным дополнением к традиционному обучению, многим людям дается непросто. Впрочем, дистанционное обучение все это время развивалось параллельно с классическим. На образовательный процесс мгновенно влиял каждый последующий прорыв в развитии технологий. Появилась почта — с учителями стали переписываться. Изобрели радио — начали слушать учебные передачи. С появлением телевизора появились видеоуроки.
Еще в 1969 году в Великобритании создали Открытый университет (Open University), идея которого заключалась в том, что учиться можно где угодно и когда угодно. Использовали все доступные на тот момент инструменты: от переписки до аудио- и видеоматериалов, которые через несколько десятков лет начали рассылать на DVD. Уроки Open University 35 лет подряд транслировали на канале BBC. Университет существует до сих пор, — его дипломы есть уже более чем у трех миллионов людей всего мира.
Несмотря на такую долгую историю дистанционного образования, еще 15–20 лет назад к нему относились скептически. Не хватало быстрого фидбека от преподавателей и индивидуального подхода к ученикам. Никто не «менторил» процесс и не фиксировал прогресс, поэтому «дистанционка» лучше всего давалась сильно мотивированным ученикам с несокрушимой силой воли и мощной выдержкой.
Все эти «белые пятна» удаленного образования очень быстро стер Интернет. Образование не просто стремительно перешло в онлайн — оно мгновенно вобрало в себя каждый технологический прорыв, от искусственного интеллекта и Big Data (анализа больших данных) до VR (виртуальной реальности).
Не удивительно, что образовательные технологии, или EdTech, — отрасль, растущая самыми быстрыми темпами в мире. Сейчас их невозможно игнорировать, поэтому они стали постепенно менять и классическое образование.
Тренды привлечения: из онлайна в офлайн
Развитие современных технологий обучения можно отслеживать по победителям всемирного конкурса EdTech-стартапов GESAwards. Это — самый масштабный в мире конкурс стартапов в сфере образования, жюри которого анализирует сотни проектов и выбирает наиболее прорывные и удобные для пользователей. Например, в прошлом году в нем победил испанский Genially —сервис для удаленного обучения, помогающий создавать разные виды интерактива: презентации, учебные игры, инфографику, карты, тесты и таймлайны. Именно геймификация и визуализация учебного процесса — то, что вдохновляет современную молодежь учиться онлайн и превращает скучные лекции в увлекательную игру. Поэтому сервисы, позволяющие учителям сделать это быстро и по готовым шаблонам, — очень помогают. Особенно сейчас, когда все обучение должно быть одновременно максимально дистанционным и интересным.
В 2018 году жюри поразил стартап Uptale — платформа, позволяющая преподавателям создавать учебные материалы в виртуальной реальности в формате 360°. Это демонстрирует, что все возможные цифровые технологии можно успешно применять в образовании и фантазия здесь неограничена. Возможно, через несколько лет, исследуя XVIII в. на уроках истории, ученики смогут надевать шлем и переноситься в эпоху Наполеона. А изучая английский — виртуально прогуливаться вечерним Нью-Йорком с репетитором.
Таким образом, мы можем выделить несколько образовательных технологических инструментов, помогающих не только начать обучение, но и пройти его до конца. Их привлечение к классической системе сделает процесс обучения легче, приятнее и поможет большему количеству учеников полюбить образование.
Геймификация, или использование игровых методик. Прохождение уровней, получение наград, соревнование и отслеживание прогресса — все это вызывает азарт и мотивирует идти дальше.
Цифровые учебники — это не просто электронная версия текста. Речь идет о качественно структурированных интерактивных материалах с кликабельными элементами, удобным дизайном и понятным интерфейсом. Автоматическая мгновенная проверка заданий высвобождает энергию преподавателя, который может сконцентрироваться на лучшем эмоциональном контакте, чтобы вдохновить человека. То есть студенты не теряются в бесконечных pdf и docx и имеют доступ к материалам отовсюду. Разработка таких платформ — дело не дешевое. Например, цифровой учебник нашей школы стоил свыше 1 млн долл. Но с развитием технологий похожие учебники будет делать все легче и они постепенно заменят классические бумажные.
Учебная экосистема с полной синхронизацией. Проходя онлайн-курсы, можно слушать лекцию дома на ноутбуке, дослушивать на прогулке с телефона, задания — выполнять на планшете в метро, а во время рабочего перерыва полистать дополнительные материалы на офисном компьютере. Удобно, когда все учебные материалы и задания собраны в одну экосистему.
Персонализация обучения благодаря аналитике больших данных. BigData позволяет понять, какие инструменты «заходят» конкретным категориям людей, и предлагать именно их. А еще — анализировать, какие элементы обучения приводят к лучшему результату, какие задачи ученики с удовольствием решают до конца, а какие — бросают на полпути. Анализируя все возможные метрические свидетельства, можно разработать самую удобную и оптимальную схему обучения.
Человеческий фактор — главная мотивация
Конечно, в дистанционном образовании остались некоторые недостатки. Многим все еще кажется, что живое общение невозможно заменить разговором в видеомессенджере. И что налаживать социальные связи нужно с «живыми» людьми. Но ни Марк Цукерберг, ни 2,6 миллиарда пользователей Facebook с этим не согласны. Возможно, занятия в группах действительно легче проводить вживую, но не в условиях современной эпидемиологической ситуации.
Одна из главных претензий к онлайн-образованию — многие люди записываются на курсы, но не проходят их. А большая часть тех, кто начал обучение, не завершает его: в среднем лишь 10% учеников массовых открытых онлайн-курсов доходят до диплома или сертификата. И это вызов для каждого разработчика учебного онлайн-проекта.
На своем опыте мы выяснили, что лучше всего с процессом привлечения и мотивации справляется не качественный контент или технологические инструменты — это все типичные составляющие EdTech-проекта. Все дело в эмоциональном контакте между преподавателем и студентом, возникающем благодаря занятиям один на один через видеосвязь. Мотивация, человеческая поддержка — это часть профессии учителя, возможно, главная. То есть человеческий фактор в образовании — решающий, и это объединяет онлайн-образование с классической системой.
Но на современном этапе развития дистанционное образование имеет сразу несколько преимуществ, которые желательно учитывать и классическим преподавателям. Оно:
1. Позволяет экономить время на дорогу. Час-два в день, обычно уходящие на то, чтобы добраться до места учебы и обратно, можно потратить на что-то более полезное. Живое общение важно, но во время эпидемии удаленность — привилегия.
2. Помогает объединять работу и обучение. Учебные материалы доступны в любое время: в обеденный перерыв, после рабочего дня, ночью, в отпуске или в выходные.
3. Дает доступ к образованию мирового уровня с любого места. Даже тот же Открытый университет Великобритании, который, между прочим, считают одним из самых престижных университетов на планете, можно окончить, сидя дома где-нибудь в селе.
4. Мгновенная обратная связь и автоматическая проверка заданий. Мессенджеры позволяют всегда быть на связи с преподавателем, а система может сама проверять домашнюю работу.
5. Предлагает индивидуальный темп обучения. Можно не спешить за группой, не подстраивать под нее свой график и ритм жизни. Учитесь медленно, если у вас есть лишь несколько свободных часов в неделю. Или стремительно, если готовы тратить на это время и результат нужен как можно быстрее.
6. Быстро обновляет учебную информацию. Добавить в программу новые материалы и задания — легче и быстрее, чем написать, утвердить и напечатать обновленный учебник.
В результате, образовательные технологии, новые цифровые учебники, платформы и онлайн-встречи стали инструментами, которые будут существовать параллельно с напечатанными учебниками и уроками в классе. Так, как это произошло с появлением телефонных разговоров, — что, впрочем, не привело к исчезновению физических встреч. Мир образования становится многограннее.