UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИТОГИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ

Весь прошедший учебный год пролетел под знаком рожденных в прошлом же году законотворческих документов...

Автор: Ольга Дубовик

Весь прошедший учебный год пролетел под знаком рожденных в прошлом же году законотворческих документов. Особо ощущалось повсеместное влияние постановления Кабмина №1033 о повышении наполненности учебных классов. В текущем году новых документов пока не предвидится, то есть образование может вздохнуть спокойно. Все, что можно было ему «выдать», - отдано, все, что можно закрыть - закрыто, все, что можно сократить, - сокращено. Остается подвести итоги накануне нового учебного года: а что же осталось, что имеем после «процессов»?

Операция

без наркоза в профтехобразовании

Именно лето-97 стало для многих ПТУ роковым: прошла большая реорганизация системы профтехобразования во всей Украине. Некоторые ПТУ прекратили свое существование, а иные были «слиты» воедино. Процесс столь же болезненный и результативный, как покупка козы в известном анекдоте. Что более всего забавно, так это экономическая нецелесообразность такой реорганизации, слабо учтенная и на уровне Кабмина, и на уровне Министерства образования. Что дает оная пертурбация? Ведь при ликвидации ПТУ людям необходимо выплатить компенсацию, а это немалые деньги. При том, что все остаются работать там же, сохраняется база, требующая внимания. Только по Киеву нынче из 50 училищ осталось 33.

Лет 7-8 назад был предпринят еще один не весьма дальновидный шаг в системе профтехобразования. Имеется в виду переподчинение объектов просвещения (из местного в государственное). А ведь материальную базу-то всех ПТУ создавали усилиями тех же предприятий Харькова, Ривного, Киева, Львова. И вдруг государство все созданное «экспроприировало», и уже семь лет поступает со всем этим, как считает нужным. В результате материальная база ПТУ, в частности, станочный парк, заметно сократилась. Не случайно глава столичной госадминистрации Александр Омельченко писал докладную недавно в адрес Кабинета министров с просьбой передать профтехобразование в городскую собственность хотя бы в Киеве. На это, к сожалению, не пошли.

Всплеск безработицы среди учителей

В соответствии с упомянутым постановлением №1033, наполненность классов возросла, классов стало меньше, а значит, и меньше стало часов преподавания, в результате чего многие учителя оказались не у дел. Перед огромной учительской аудиторией возник вопрос: где работать? Еще год-два тому назад ситуация была кардинально противоположна.

Причин учительской безработицы - много. Во-первых, никто из пожилых не желает существовать на жалкие пенсионные гроши, которые дают раз в полгода, и продолжают работать. Правда, когда-нибудь настанет просто предел физических возможностей, работать снова будет некому. Во-вторых, ощутимо сократилась рождаемость - только в Киеве каждый год рождается на 2-3 тысячи меньше детей. И третье - только по Киеву за два последних года сокращено около тысячи классов. Кроме того, закрываются НИИ, ученые идут в образование. Только за последние полгода в Киеве около 100 кандидатов и докторов наук пришли на постоянную работу в школу.

Наиболее остра проблема трудоустройства учителей начальных классов, где стремительно сократилось количество детей. Опять же в Киеве на одно место приходится четыре выпускника педагогических колледжей. Потому общими усилиями главного управления образования Киева и профсоюзов возникла городская программа «Занятость», которая призвана хотя бы на несколько часов закрепить молодых педагогов в системе образования, поскольку трудно сказать, не возникнет ли в ближайшее время дефицит преподавателей.

Учитель

и натуральное хозяйство

Практически весь педсостав Украины за исключением киевских педагогов не получил не то что летних отпускных и путевок, но и заработной платы за несколько месяцев. В связи с чем ближе к 1 сентября велика вероятность общественных волнений по сему поводу. Ведь вряд ли можно быть уверенным, что местные и региональные власти смогут в одночасье, к началу нового учебного года ликвидировать задолженность перед учителями. Нет сомнения, что в областях, районах и, конечно, в селах сеятели разумного, доброго, вечного вынуждены вплотную заниматься сельхозпроизводством, что в конечном итоге не может не сказаться на уровне образовательной подготовки школьников. Ведь и грядка и тетрадка требуют полной самоотдачи, а если разрываться во все стороны - где-либо появятся явственные упущения. Ну, скажем, еще урок биологии кое-как можно совместить с прополкой картошки, но как быть с алгеброй? И вообще - быть или не быть?

Не стоит одевать брюки через голову

Недавно Президент Украины лично обратил внимание на дефицит учебников в школах страны. Что правда, то правда: по некоторым предметам обеспеченность учебными пособиями равна 10, 20, а максимум 50 процентам. Эта проблема не нова в украинском просвещении. Иной вопрос, стоит ли именно сейчас в пожарном порядке искать деньги на учебники старого поколения? Работа над новыми госстандартами обещает быть завершена к сентябрю. После того как утвердят новые госстандарты, «под них» надо будет разрабатывать новые учебные программы и планы, а уж затем - новые учебники. А то выходит, что мы снова одели брюки через голову: нельзя издавать новые учебники без новых программ, стандартов, концепций. Ибо начнется новая волна написания новых учебников, и тогда опять будут нужны деньги, чтобы их издать.

Опять же надобно решать вопрос о платности или бесплатности учебников. Не стоит питать больших иллюзий насчет стабильного государственного обеспечения школ бесплатными учебными пособиями. Как бы ни было, каждая семья, кроме имеющих законные льготы, будет искать деньги на учебники или сами учебники у школьников-«предшественников». Эту проблему стоит решать последовательно.

Школы и ремонт

Аварийные объекты есть. Денег на ремонт школьной материальной базы, как водится, нет. Через год-другой могут в массовом порядке «выйти из строя» школьные крыши. Пока что эту проблему «вытянули» своими руками и деньгами родители. Пока. Отсутствие денег чем дальше, тем больше приближает материальную базу школ к аварийно-кризисному состоянию. Через пару лет не исключено, что понадобятся работы капитального характера.

Вопрос о школьной форме

С наступающего нового учебного года она будет введена повсеместно. В Киеве этот вопрос решается демократично: каждая школа выбирает, кому заказать новую школьную форму, сами договариваются. Меняя школу, ребенок не обязан менять уже однажды приобретенную форму на новую. Кому из родителей не по карману покупка школьной формы, их детям ходить в школу в обычной одежде не возбраняется. Здесь нет и не должно быть фанатизма.

Форма введена не ради формы и не ради исполнения каких-то инструкций и указов. А для того, чтобы было удобно учиться, чтобы снять проблемы давления социального неравенства родителей на детскую психику. Кроме того, форма выполняет дисциплинарную функцию.

Повод

для оптимизма

По мнению заместителя председателя Творческого союза учителей Украины, члена коллегии Минобразования, начальника главного управления образования Киева Бориса Жебровского, поводов для оптимизма все же достаточно. В целом неразрешимых или безвыходных вопросов в украинском образовании нет. А чтобы дерево жило, надо обрезать сухие ветки. Продолжают появляться учреждения нового типа - лицеи, колледжи. Многие - со смешанной формой собственности, некоторые - частные. Может, даже стоит помогать людям, вкладывающим деньги в образование, - от детсада до вуза: это и экономия государственных средств, и возможность двигать образование дальше. Надо повнимательнее изучать международный опыт, ведь легенды о большом финансировании образования на Западе существенно преувеличены. И наш человеческий педагогический потенциал - не имеет цены, ибо наши люди привыкли «вытягивать» вещи абсолютно неимоверные. Главное - чтобы хотя бы зарплату давали.