UA / RU
Поддержать ZN.ua

IQ И ВВП

Ричард Линн, профессор психологии из Ирландии, и Тату Ванханен, профессор политологии из Финляндии, занимаются исследованиями коэффициента интеллектуального развития (IQ) уже много лет...

Автор: Евгений Сташевский

Ричард Линн, профессор психологии из Ирландии, и Тату Ванханен, профессор политологии из Финляндии, занимаются исследованиями коэффициента интеллектуального развития (IQ) уже много лет. Специалисты хорошо знакомы с их наработками в этой области, а с прошлого года результаты профессорских изысканий стали обсуждать не только на научных конференциях, но и в пабах, чатах и курилках. А все благодаря публикации в Америке их книги «IQ и богатство наций».

Основная идея этого 300-страничного фолианта заключается в том, что достаток государства тесно связан со средним уровнем интеллектуального развития его граждан. Проведя тестирование репрезентативной выборки представителей 81 страны, профессора определили для каждой из них национальный IQ и сопоставили полученные результаты с соответствующим показателем ВВП на душу населения. Коэффициент корреляции оказался равным 0,76 — как утверждают специалисты, для социологических исследований это очень хороший показатель. Тем более что в тех случаях, когда эта корреляция не соблюдалась, авторы теории четко оговорили причины возникновения отклонений.

Итак, самыми умными оказались жители стран Юго-Восточной Азии — их усредненный IQ колебался в пределах 103—107 пунктов. Затем идут жители Европы, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии с показателями, колеблющимися около отметки «100». Для большинства азиатских, североафриканских и латиноамериканских стран средний показатель составил 85 пунктов. А вот страны остальной части Африки и Карибского бассейна набрали около 70 «баллов». Средний по планете коэффициент интеллектуального развития оказался равным 90. Тем не менее «стандартной» величиной исследователи посчитали IQ англичан — 100 пунктов. При этом американцы, имеющие самый тугой кошелек (29,6 тысячи долларов ВВП на душу населения по данным 1998 года), от «стандарта» отстают на две «ступеньки».

Факторами, определяющими наиболее значительные отклонения от выведенной ими закономерности, Линн и Ванханен считают последствия социалистического строя (IQ Китая и России, например, равны соответственно 100 и 96 пунктам, при этом ВВП на душу населения у них составляют 3 тысячи и 6,5 тысячи долларов). Искажает картину и наличие исключительных природных богатств — например, нефти, алмазов или климата, благоприятного для развития туризма. В качестве примера можно привести Южную Африку с ее 72 пунктами IQ и почти 9 тысячами долларов ВВП на душу населения и Барбадос — соответственно 78 и 12 тысяч долларов. И, наконец, для африканских стран, чей IQ оказался ниже 70 пунктов, взаимосвязь достатка государства и интеллектуального развития его граждан не прослеживается вообще. Это заставило авторов предположить некоторое пороговое значение коэффициента умственного развития, после которого это развитие может определять экономическое состояние.

Авторы также описали основные механизмы влияния более высокого умственного развития на богатство нации. Во-первых, люди с более высоким IQ способны приобретать более сложные навыки, которые обеспечивают им более высокие доходы, позволяют производить более дорогостоящие и конкурентоспособные товары и услуги. Кроме того, более умные настойчивее развивают транспортную систему и телекоммуникации, что позволяет обеспечить наиболее эффективной инфраструктурой самые важные для дальнейшего развития отрасли производства, сельского хозяйства и сферы услуг. И, наконец, умные народы обычно выбирают себе умных политических лидеров, способных эффективно управлять своими государствами.

Вот тут-то и начинается самая сложная часть логического построения — чем определяется коэффициент умственного развития и о чем, собственно, он свидетельствует? Хотя авторы исследования и объяснили: используемые ими тесты носили невербальный характер и не зависели от разницы в культуре и образовании, тем не менее критики их теории утверждают, что этот коэффициент в гораздо большей степени свидетельствует об уровне развития, а не об уровне способностей. А раз так, то происходит подмена причины следствием — ведь очевидно, что более богатые государства имеют более высокий уровень не только системы образования, но и здравоохранения.

В своей книге профессора ссылаются на исследования близнецов, в ходе которых было установлено, что уровень интеллекта на 80% определяется наследственностью. Поэтому один из выводов, сделанных исследователями, звучит весьма пессимистично — разрыв между бедными и богатыми странами преодолеть не удастся. Впрочем, его можно сократить. Для этого богатые страны должны свою основную помощь направлять на улучшение питания беременных женщин и маленьких детей, ведь таким образом IQ подрастающего поколения можно повысить на 10—15 пунктов, тем самым ускорив экономическое развитие бедных стран. А быстрее всего в обозримом будущем будут развиваться посткоммунистические страны, IQ которых явно позволяет им рассчитывать на лучшую экономическую участь. Украина в список протестированных восьми десятков стран, естественно, не попала. Тем не менее ее средний коэффициент в сводной таблице определен по аналогии с российским — 96 баллов. Что ж, вполне достаточно для хорошей жизни.