UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНТЕРЕСНО ВСЕМ!

Самые младшие рисовали колобка. У кого-то он был оранжевым и пухлым, у кого-то — тощим и почти зеленым...

Автор: Виктория Сорокопуд

Самые младшие рисовали колобка. У кого-то он был оранжевым и пухлым, у кого-то — тощим и почти зеленым. Один работал с воодушевлением и интересом, другой — просто водил карандашом по бумаге...

Ясли, детский сад, школа, университет — эти четыре главных цвета формируют палитру социальной адаптированности человека. Если попробовать объединить их в единое понятие и дать ему краткое обозначение, то оно трансформируется в довольно четкое «надо». Интерес — компонент, присущий главным образом внешкольным учреждениям, которые и восполняют пробелы образовательной системы государства.

Сегодня в Украине существует только одно государственное внешкольное учреждение действительно государственного масштаба — Киевский Дворец детей и юношества. Более 9 тысяч человек в возрасте от пяти до двадцати одного года включены в его учебно-воспитательный процесс. Пять тысяч из них — старшеклассники — те, кто уже самостоятельно(!) очертил круг своих интересов или даже избрал профессию.

Серое неброское здание на берегах Днепра с хорошо налаженным и, главное, продуктивным процессом образования — таков нынешний Дворец детей и юношества, учебные планы которого условно можно разделить на три части — начальный уровень, средний и допрофессиональная подготовка.

Начальный уровень — это детская школа «Джерельце», где обучение, как, впрочем, и во всем центре, построен на заинтересованности ребенка. Никаких строгих правил, сердитых окликов или плохого настроения. Тут детям разрешают быть детьми. Судя по уровню подготовки, малыши могут переходить из этой школы прямо во второй класс общеобразовательной — при том, что занятия в «Джерельці» проводятся только два раза в неделю.

Старшие питомцы Дворца детей и юношества в ХХI веке не только мастерят, расписывают, лепят или собирают. Молодежная дипломатия в центре «Unitis», изучение языков с программой «Лингва», работа в информационно-творческом агентстве «Юн-пресс», азы политологии, журналистики, экономики, маркетинга составляют основу только одного отдела — гуманитарных программ. А есть еще отделы художественного и народного творчества, туризма и краеведения, биологии, информационных технологий и научно-технического творчества. Несколько лет назад лишь немногие знали о мультимедийных технологиях, нынче же с ними работают дети... На базе центра также действует Малая академия наук, объединяющая всех тех, кто делает первые шаги в научной работе.

Финансирование центра идет из государственных источников, но этих средств не хватает. Поэтому Дворец детей и юношества вынужден привлекать спонсоров, активизировать собственные силы. Однако в этом внешкольном заведении только 70 из 640 групп являются платными. Набор в них осуществляется только раз в году — в конце лета.

Количество детей в группах колеблется от 12 до 20 человек. Если говорить о самых маленьких, то показатель не превышает 12, поскольку каждому «гному» нужно уделить максимум внимания. Коллектив центра призван помочь каждому воспитаннику стать личностью. А это сделать непросто: весь учебный процесс центра основывается на таком «воздушном» и переменчивом понятии, как интерес. Заинтересовать ребенка на день-два просто, а вот работать с ним в течение нескольких лет...

С 1991 года Дворец детей и юношества является членом Европейской ассоциации учреждений свободного времени (ЕАIСУ), объединяющей более 18 стран мира, организационный центр которой находится в Праге. В 1999 году на базе киевского дворца прошла встреча участников ЕАIСУ, еще раз подтвердившая работоспособность и активность печерского центра, который не имеет зарубежных аналогов.

Когда-то Дж. Локк сказал, что от правильного воспитания ребенка зависит благосостояние целого народа, и был прав...