UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНОСТРАНЦЫ ПО ДЕМПИНГУ

Кто бывал в студенческом городке Киевского университета в 70—80-е годы, воочию убеждался в торжест...

Автор: Лидия Суржик

Кто бывал в студенческом городке Киевского университета в 70—80-е годы, воочию убеждался в торжестве принципа интернационализма в советском образовании: шумные стайки студентов-иностранцев попадались на глаза едва ли не каждом шагу. Улыбчивые всегда доброжелательные вьетнамцы, китайцы, несколько самоуверенные африканцы и представители арабского мира. Для такой уверенности, надо заметить, имелись свои предпосылки: учились иностранные студенты, как известно, в СССР бесплатно; более того, кроме ежемесячной стипендии размером 100 кэрэбэ (для нашего украинского студента на то время сумасшедшие деньги!), им полагалась еще и «зимняя экипировка» с ног до головы (теплые ботинки, костюм, пальто, шапка- ушанка — в этих изделиях советского производства африканцы выглядели довольно-таки оригинально) и другие льготы. Жили иностранные граждане-студенты у нас в общем-то припеваючи, особенно те из них, кто к засилию клопов и антисанитарии в общежитиях относился толерантно. Получали в нас образование и студенты из европейских стран (главным образом из бывшего соцлагеря) — чехи, венгры, югославы, немцы и др.

Самый большой контингент обучающихся в Украине иностранных граждан имелся в конце 80-х годов — до 31 тыс. чел. (почти половина из тех, кто получал образование). Украина обладала приличным теоретическим и практическим опытом работы в вопросах подготовки специалистов для зарубежных стран, кадровым потенциалом, соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей прием, обучение, стажировку и повышение квалификации иностранных граждан. На сегодня в 140 странах мира работает более 160 тысяч выпускников, в основном высших учебных заведений Украины, многие их которых занимают ключевые посты в государственных органах управления, банковской сфере и бизнесе, в области науки и образования.

Однако с переходом на платную подготовку зарубежных специалистов контингент иностранцев в вузах Украины резко уменьшился и в настоящее время составляет, по данным Минобразования, около 17 тыс. чел. (по другим данным 15,3 тыс.), хотя, уверяют в министерстве, «мы могли бы обеспечить подготовку не менее 50 тысяч иностранцев». Что же мешает осуществить это благое намерение?

КАКАЯ ЦЕНА, ТАКОЙ И ТОВАР

После того, как украинским учебным заведениям официально было разрешено обучать иностранных граждан на компенсационной (платной) основе (постановление КМ от 26.02.93 г. N 136), многие из них поспешили воспользоваться открывшимися возможностями. Здесь следует заметить, что наши чиновники от образования, привычно поглядывая в сторону нашей северной соседки (в России соответствующее постановление вышло на год раньше), при подготовке вышеупомянутого документа преднамеренно занизили ценовую планку на образовательные услуги. Так, если минимальный уровень оплаты за обучение на подготовительном факультете российского вуза составил 1200 долларов, на основном — 1700, в аспирантуре — 2700, то в нас он был соответственно снижен на 200 условных единиц. Однако надежда на то, что, клюнув на такую приманку, иностранцы косяками пойдут в наши вузы, не оправдалась. Помимо политического фактора, традиций, не последнюю роль сыграло еще одно обстоятельство, которым воспользовались наши соседи. В Шереметьево — а тогда большинство иностранцев прибывало через этот международный аэропорт — был установлен постоянно действующий пункт по привлечению иностранцев на учебу, и потенциальные студенты, едва сойдя с трапа самолета, подвергались агитационно-пропагандистской обработке на предмет преимуществ обучения в российских вузах. Тогда же началось и демпингование цен за обучение.

В Украине этот процесс пошел по нарастающей. Определенную роль здесь сыграло и то, что установление минимального уровня цен за обучение в наших нормативных документах носило рекомендательный (а не обязательный) характер. В погоне за увеличением контингента студентов- иностранцев руководство учебных заведений стало устанавливать ценовую планку на свое усмотрение. Дошло до того, что некоторые провинциальные малоизвестные вузы по числу студентов из зарубежных стран «переплюнули» авторитетные университеты. На сегодняшний день студент- иностранец платит за обучение в Украине в среднем 600 — 1500 долларов, а в некоторых вузах и того меньше. В результате получается, что иностранец за обучение в Украине платит меньше, чем украинский гражданин-налогоплательщик. Скажи это американцу или англичанину — не поймет.

А теперь закономерный вопрос. Можно ли сегодня студенту-иностранцу, не владеющему (либо плохо владеющему) ни русским, ни тем более украинским (обучение ведется преимущественно на русском языке) обеспечить достаточный уровень знаний по вузовской программе и приличные условия проживания за 400—600 долларов в год? Наверное, этот вопрос скорее риторический. В настоящее время 112 украинских вузов занимаются подготовкой специалистов для зарубежных стран, имея на то соответствующую лицензию. Только единицы из них осуществляют учебный процесс на языке международного общения — английском.

Качеством подготовки специалистов для зарубежных стран сегодня серьезно обеспокоены руководители вузов, которым не безразличен престиж высшего образования Украины. «Самостоятельность вузов, отсутствие контроля за учебным процессом привело к тому, что многие из учащихся считают, что, заплатив деньги, можно получить диплом, — рассказал проректор известного в Украине университета. — Подготовительные факультеты вообще выпали с поля зрения и вузовского руководства, и министерства. Русский язык (или украинский) иностранные студенты практически не изучают, не могут на нем изъясняться, но тем не менее сертификаты им выдаются с «пятерками» и «четверками». Некоторые учащиеся после подготовительного факультета приходят на собеседование с посредником-старшекурсником, который на ломаном русском объясняет, что его младший товарищ хочет учиться на «компутеры».

Стоит ли после этого удивляться, что некоторые учебные заведения, как отмечалось на недавнем совещании в Министерстве образования и науки, посвященном вопросам подготовки иностранных студентов в вузах Украины, превратились «в конторы по торговле государственными дипломами»?

ПОЧЕМУ МАГОМЕТ НЕ ИДЕТ К ГОРЕ

Такое положение дел с обучением студентов-иностранцев, конечно же, не лучшим образом отражается на авторитете высшего образования Украины в мире, имидже страны в целом. В последние годы отказывается направлять на обучение своих граждан в украинские вузы Индия, почти прекратился приток студентов из африканских стран и из Ближнего Востока. И не только из-за того, что «действующий порядок отбора и оформления документов иностранцам для въезда на учебу в Украину слишком громоздкий и сложный» (из решения Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады). Кто уважающий себя и желающий приобрести качественный товар — позарится на бросовые цены? Он, конечно же, усомнится в качестве такого товара. «Мерседес» нельзя купить за 300 долларов. Разве что старый заезженный «Запорожец», так кому он нынче нужен?

Что касается привлечения иностранцев на учебу в украинские вузы, то существующая в этом вопросе неразбериха ассоциируется с популярной сатирической миниатюрой в исполнении незабвенного Аркадия Райкина, главный персонаж которой самоотверженно пытается выяснить, «кто это сделал» (имеется в виду пошитый костюм). Порядок, точнее, схема оформления иностранных студентов в учебные заведения Украины настолько запутана, нормативная база не отработана, к тому же в ней часто что-то меняется, а действия государственных структур и служб не согласованы, что у бедного иностранца, попытавшегося однажды преодолеть бюрократические преграды на пути к укра- инскому вузу, пропадет всякое желание попасть к нам на учебу, более того, он и другим закажет не тратить напрасно усилий и денег.

Набор студентов-иностранцев сегодня украинские вузы осуществляют разными способами. Кто может себе это позволить (в финансовом отношении), отправляет в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока своих «эмиссаров», которые занимаются там вербовкой иностранцев на учебу в Украину. Почти легенды ходят об одной женщине-преподавателе, которая, истратив на поездку в одну из азиатских стран 2000 долларов, привезла оттуда 25 000 (следует понимать: 25 студентов с годовой оплатой за обучение 1000 долларов). Приглашения вузов на учебу нередко передаются через студентов, аспирантов, их родственников или знакомых. Использование таких полуофициальных- полулегальных способов набора молодежи за рубежом в наши вузы тоже не прибавляет имиджа образованию Украины.

Чтобы поставить дело привлечения иностранных граждан в высшие учебные заведения Украины на государственную основу, в 1996 году при Министерстве образования был создан Украинский международный центр «Освіта». Кроме обозначенных целей, инициаторами его создания двигало и другое вполне благородное намерение: зарабатывать средства за дополнительные образовательные услуги и использовать их на развитие международного сотрудничества в сфере образования (зарубежные контакты, рекламная продукция, организация выставок), поскольку министерство на эти цели средств традиционно не имеет. Много ли мало ли удалось заработать на «дополнительных образовательных услугах» — неизвестно. Менялось руководство центра, но ситуация с организацией набора иностранцев в учебные заведения Украины не улучшалась, скорее, наоборот. В конце концов в прошлом году было принято решение ликвидировать этот центр. В то же время с благословения Минобразования учреждается институт международного сотрудничества, но теперь уже под «крышей» Киевского государственного торгово-экономического университета. А почему, к примеру, не Киевского национального университета им. Т.Шевченко или КПИ? Бывшему руководству Минобразования, наверное, виднее.

Сейчас в министерстве вновь вызревают ликвидаторские планы. Мол, будем делать выводы, нужен ли нам вообще такой центр (институт), вон и проректоры вузов недовольны его монополистскими устремлениями в отношении организации набора учащихся. Что ж какому-то «заклунному международному университету на хуторе близ Диканьки», отлавливающему «контингент иностранцев» путем демпингования цен за обучение, он, возможно, и не нужен. В большинстве мы все еще живем по принципу: каждому со своего хутора виднее. О каком расширении системы образовательной подготовки иностранных граждан можно мечтать, о какой интеграции в мировое образовательное пространство говорить, если до сих пор не издан даже приличный справочник об украинских вузах для иностранцев, не говоря уже о другой рекламной продукции об образовании Украины, которую можно было бы распространить в зарубежье? Или, может быть, наши оксфорды и гарварды не нуждаются в рекламе, а украинские дипломы самые котируемые в мире?

ПОЙДЕТ ЛИ ГОРА К МАГОМЕТУ?

На мировом рынке образовательных услуг нас, понятно, не ждут, и если мы хотим занять там определенное (хотелось бы, конечно, достойное) место, то предстоит за него побороться. На Запад мы сегодня свой академический продукт предложить не можем, потому что там нам не выдержать конкуренции. Наш потенциальный рынок — развивающиеся страны, да и тот мы, к сожалению, в последние годы стремительно теряем. На недавнем совещании проректоров высших учебных заведений Украины, посвященном проблемам подготовки специалистов для зарубежных стран, министр образования и науки В. Кремень, в частности, подчеркнул: «Поскольку у нас сложилась ситуация, когда, как говорится, Магомет не идет к горе, то значит, гора должна идти к Магомету. Министерство будет всячески способствовать вашей экспансии на зарубежные рынки образовательных услуг». Идти к Магомету — это открывать за рубежом информационно-консультативные центры, которые бы презентовали украинское образование, продвигать нашу систему образования на международный рынок посредством рекламы, организации выставок и т. д.

Надо сказать, что сильные вузы, имеющие солидный опыт подготовки специалистов для зарубежья, сами ищут выходы на рынки образовательных услуг. Так, например, Донецкий госуниверситет, заключив контракт из двумя вузами Китая, подготовил 180 специалистов. Видимо, хорошо подготовил, так как сейчас у нашего вуза в этой стране появились новые планы, уже на более прочной основе. В настоящее время достигнуто договоренности об открытии в Китае (провинция Шень-Си) института международного бизнеса, который будет являться филиалом Донецкого госуниверситета. Учитывая то, что китайцев интересуют экономические рынки государств бывшего Союза, эту идею проректор украинского вуза «раскручивает» совместно с россиянами и белорусами — институтом международной экономики из Ростова-на-Дону и Белорусским университетом народного хозяйства. В создаваемом институте планируется вести подготовку около 400 специалистов — два года на территории Китая силами украинских преподавателей, затем еще три года они будут обучаться в вузах трех постсоветских стран, где получат степень бакалавра. Донецкий университет, являющийся базовым вузом в этом проекте, имеет привилегию на большее количество студентов, чем его российские и белорусские партнеры.

По данным ЮНЕСКО, в 1995 году в США обучалось 453 787 иностранцев, что составляло 30,2 % от общего количества студентов в этой стране, во Франции — 170 574, или 11,4 %, в Германии — 146 126, или 9,7 %, в Англии — 128 550, или 8,6 %. Во всех этих странах в период с 1985 по 1995 гг. контингент иностранных студентов значительно увеличился. Аналогичные процессы происходили в Японии, Австралии, где ежегодный прирост в обозначенный период составил соответственно 19,2 % и 12,9 %.

В настоящее время по количеству студентов-иностранцев первенство приходится на США, (32 % от общего количества студентов в стране). Второе место занимает Великобритания, третье — Германия.

По данным Минобразования, в украинских учебных заведениях доля иностранных студентов сегодня составляет не более 1% от общего количества учащихся.

Проректор Донецкого госуниверситета Александр Иваницын рассказал также, что в этом году благодаря его поездке в Йорданию в составе делегации удалось заключить контракт на подготовку 30 специалистов для этой страны. Сегодня в вузе обучается немногим более сотни иностранцев (при лицензированном плане набора 250 чел.) из 23 стран (Китай, Бангладеш, Сирия, Иордания, Сьерра- Леоне, Нигерия, Тунис и др.) В последнее время контингент студентов-иностранцев в университете резко уменьшился. По мнению А. Иваницына, система подготовки специалистов для зарубежных стран должна возродиться на государственном уровне. Поэтому необходим центр, который будет заниматься, с участием вузов, набором иностранцев в учебные заведения Украины.

Демпинговыми ценами мы окончательно распугали потенциальных заказчиков наших образовательных услуг. Не имея достаточных средств, многие украинские вузы сегодня не могут обеспечить надлежащий уровень этих услуг (особенно устрашают иностранцев жилищно-бытовые условия). Естественно, к нам зачастую приезжают представители тех социальных слоев, которых вопрос образовательного уровня в принципе волнует мало. Проблемы, возникающие в связи с этим, в общем то известны. В странах Центральной и Восточной Европы поступили предусмотрительно — подняли планку цен за учебу. Сегодня год обучения в университетах Чехии, Словакии, Венгрии стоит в среднем $ 4 — 10 тыс. И там абсолютно не боятся того, что к ним никто не поедет. К чести некоторых вузов Украины, несмотря на демпинговый пресс, они подняли у себя уровень оплаты, тем самым обеспечив лучшие условия для учащихся. Например, обучение во Львовском медуниверситете обходится для иностранца сегодня $ 3,5 тыс. в год. Ведется оно преимущественно на английском языке. Оттока студентов в другие вузы не наблюдается.

При достаточной оплате за обучение становится решаемой и проблема депортации (в случае отчисления из вуза). Еще раз обратимся к чужому опыту. В Великобритании миграционная служба контролирует, как студенты-иностранцы посещают занятия. Если посещаемость плохая, возбуждается дело о депортации такого прогульщика и он может быть отправлен туда, откуда прибыл, за средства из его же оплаты за обучение. Правда, этот опыт нам не пригоден по той простой причине, что миграционной службы, о которой не один год ведутся разговоры, у нас нет.

Вопрос обучения иностранных граждан в вузах Украины в декабре прошлого года был рассмотрен на заседании Комитета ВР совместно с представителями заинтересованных министерств и ведомств — МВД, МИД, СБУ, Минюста, таможенной службы и др. Главным итогом этого бурного обсуждения стало решение о создании межведомственного координационного совета по вопросам подготовки специалистов для зарубежных стран, который, как предполагается, должен устранить несогласованность в действиях разных ведомств. Речь идет также о создании «структуры, которая бы обеспечила межвузовскую кооперацию… на более эффективную рекрутацию иностранцев для получения образования в Украине». Что это за структура и каким образом планируется проводить эту… рекрутацию — об этом умалчивают.

* * *

Вопрос подготовки специалистов для зарубежных стран во все времена и во всех странах, в том числе в бывшем СССР, рассматривался как инструмент внешней политики. Еще в 1948 году президент США Г. Трумен подписал закон «Об информационных и образовательных обменах США», который определил, что международные образовательные обмены и программы являются элементами внешней политики Соединенных Штатов. Д. Эйзенхауэр в своем обращении к конгрессу в 1957 г. подчеркивал, что «…наши школы — это наша национальная оборона. Они важнее, чем атом». Политика в области подготовки специалистов для зарубежных стран служит не только политическим, но и экономическим интересам государства. Так, например, Великобритания благодаря обучающимся в ее вузах иностранцам получает 12 млрд. фунтов в год. Данными о том, какой капитал «вливается» в экономику США в результате ее международной образовательной политики, к сожалению, на данный момент не располагаем. Потенциальные возможности Украины в плане получения инвестиций в экономику от образования, по подсчетам Украинского центра международного образования, около 800 миллионов долларов в год. Сравним эту цифру с зарубежными кредитами, которые нам обходятся столь дорогой ценой, и годовым бюджетом Минобразования.