UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — И ЕСТЬ, И НЕТ

То, что система образования в нашей стране переживает далеко не лучшие времена, известно всем. Хро...

Автор: Дарья Сницарева

То, что система образования в нашей стране переживает далеко не лучшие времена, известно всем. Хронические невыплаты зарплат учителям, дефицит педагогических кадров, нехватка технических средств обучения, наглядных пособий, современных методических и дидактических материалов — и это далеко не полный перечень всех болевых точек украинской школы. На их фоне проблемы, связанные с индивидуальным обучением, могут показаться делом далеко не первостепенной важности. Но вместе с тем никто не сомневается, что задача персонификации образовательного процесса отнюдь не вторична.

По оперативным данным гороно Киева, сейчас в столице на индивидуальной форме обучения находится 1298 учеников. Среди них по состоянию здоровья — 1193 школьника, по желанию родителей — 67, по причине занятости спортом — один ребенок, музыкой и хореографией — двое. Тридцать четыре тинэйджера занимаются по персональным программам, поскольку являются педагогически запущенными и не способны усвоить учебный материал в обозначенные государством сроки. Ну и наконец еще один подросток получил особый статус потому, что является вундеркиндом.

Исходя из вышеизложенной информации, делаем вывод: индивидуальная форма обучения для детей, не имеющих серьезных проблем со здоровьем, на сегодняшний день пользуется в Киеве весьма скромным успехом. По мнению заместителя начальника Главного управления образования столицы Украины Раисы Сидоровой, основная причина сложившейся ситуации — в несовершенстве нашей правовой базы, неосведомленности родителей и даже самих учителей относительно возможностей упомянутого образования. Росту популярности последнего также не способствует тот факт, что оно дороже обычного, где-то вдвое-втрое.

Своеобразным полигоном для отработки методов и принципов индивидуального обучения в свое время собирались сделать киевскую школу экстернов. К сожалению, она не имеет сегодня всех необходимых средств и возможностей для реализации этой идеи — суровая действительность внесла свои коррективы в радужные планы. Дело в том, что на подготовку ребенка к аттестации школа экстернов может выделить только три часа в... год. Все остальное время ребята учатся самостоятельно. Понятно, что подавляющее большинство их родителей не имеет педагогического образования, не в состоянии правильно направлять процесс обучения своих детей, квалифицированно им помогать. Вот и получается: в прошлом году из 121 экстерна получили аттестат только 35 человек. Оно и немудрено — людям, имеющим пробелы в обучении сроком в несколько лет, собственными силами наверстать упущенное с помощью всего лишь трех консультаций педагогов очень сложно. Кроме того, в школу экстернов приходит много проблемных ребят, так называемых детей улицы. Реальное отставание от сверстников у этих тинэйджеров огромное, поэтому специально для них здесь открыли классы повышенного индивидуального внимания. Они работают по планам вечерней школы, то есть четыре раза в неделю.

Получилось так, что школа экстернов стала палочкой-выручалочкой для киевских служб по делам несовершеннолетних: они начали направлять в это учебное заведение всех своих подопечных. Теперь здесь за партой в пятом классе можно увидеть шестнадцатилетних, а в шестом — девятнадцатилетних «детишек». Что с ними делать? Директор школы Людмила Иванова затрудняется дать ответ на этот вопрос.

Что мы можем предложить сегодня ребенку, который хочет заниматься индивидуально? Вопрос этот принципиален, подчеркнула директор киевской гимназии «Гармония» Елена Чинок. Не менее важно, по ее мнению, определиться с тем, каким образом проводить персональные занятия: с учетом типа ребенка или его способностей, возрастных характеристик или темперамента?

Целый ворох проблем связан с получением образования больными детьми. Индивидуальная работа с юными «надомниками» в конце концов ложится на и без того перегруженные плечи учителей обычной школы. А между тем, на их месте должны быть только специалисты, знакомые с дефектологией, знающие проблемы этих ребятишек. Открывать Америку нет никакой надобности. В Киеве, оказывается, существуют два специализированных учебных заведения, занимающихся обучением больных детей, — школа-интернат №15 и школа «Надія». Так почему бы не передать в их ведение всех мальчиков и девочек, по состоянию здоровья не способных посещать школу и вынуж- денных грызть гранит науки дома? Ведь и у названного интерната, и у школы «Надія» накоплен богатый опыт работы с такими детьми, имеется соответствующая материальная база и т.д.

Обо всем этом шла речь на «круглом столе» «Состояние и проблемы индивидуального обучения» в Главном управлении образования г.Киева.

В ходе обсуждения вырисовались несколько форм индивидуализации обучения. Это — экстернат, индивидуальное обучение в чистом виде и индивидуальные подходы к учащимся общеобразовательных школ. Безусловно, каждая из форм требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, серьезного технологического подхода. Нужно задуматься над тем, как сделать разноуровневыми госстандарты, дабы это устраивало и государство и вместе с тем, чтобы каждый ребенок смог усвоить программу в меру своих возможностей и способностей. Необходимо ориентировать и направлять исследования в данной области, возможно, следовало бы поменять режим работы учебных заведений, классно-урочную систему преподавания. На повестке дня остается и кадровый вопрос. Сегодня в вузах будущих «сеятелей разумного, доброго, вечного» не обучают методам индивидуальной работы на уроке и вне его. А ведь от профессионализма учителей, их знаний, интеллекта зависит наш завтрашний день. Не будем забывать, что школа, собственно, — это долгосрочная инвестиция государства и общества в самих себя, в свое будущее.