К позитивным тенденциям современного украинского образования чаще всего относят компьютеризацию средних и высших учебных заведений, модернизацию отрасли, ее «подгонку» к современным требованиям общества. Зачастую акцент в этих вопросах делается на сугубо технической стороне дела. Мое поколение может легко вспомнить рождение в 60-х годах уже прошлого века обыкновенной механической счетной машины, почему-то под именем того, кто обладал «горячим сердцем и холодной головой». С ее появлением даже образованные люди предрекали смерть математике. Но примитивный «Феликс» ушел в небытие, а старушка-математика осталась...
Пусть простит читатель автора за консерватизм, но в сегодняшнем украинском образовании существуют проблемы, не менее важные, чем компьютеризация. О них и размышляет ректор Мелитопольского государственного педагогического университета, депутат Запорожского областного совета, председатель комиссии Запорожского областного совета по вопросам образования, науки и культуры Иван АНОСОВ.
— Сегодня уже никто не отрицает, что система образования должна быть адаптирована к требованиям современного общества, — считает Иван Павлович. — То есть вопрос современности образования напрямую связан с финансированием отрасли. Пришло время переходить от сметного финансирования образовательных учреждений к финансированию по результату, то есть по объему образовательных услуг. Это означает, что значительная часть бюджетных средств за оказываемые услуги должна поступать в вузы через студентов, которые своим выбором будут «подстегивать» конкуренцию.
Сегодня много спорят о том, востребовано ли наше высшее образование в его нынешнем объеме? Могу со всей ответственностью заявить: востребовано. Высшее образование определяет развитие нации. Информационное общество предполагает занятость 70—80% населения интеллектуальным трудом. Поэтому здесь уместно вспомнить об объективных причинах затянувшегося кризиса в науке и высшем образовании. Речь о недостаточности капитализации украинской экономики, что влечет за собой отсутствие экономической оценки интеллектуальной собственности. Одновременно, рынок — средство регуляции экономических отношений, а не духовной жизни общества. Образование же относится именно к духовной сфере, и ошибки в этой области способны привести к самым разрушительным последствиям. Если говорим о педагогических университетах, то необходимо отметить, что в процессе обучения нужно заниматься не только образованием, но и воспитанием. Воспитание не противопоставлено образованию, именно оно стоит во главе угла, а образование всегда выступало только частью воспитания.
Существуют три основные идеи образования: обновление связи средней и высшей школы, упрочнение государственного статуса учителей и преподавателей вузов и упрочнение взаимных обязанностей образования и государства. Только таким образом украинская школа сможет сохранить лучшие традиции отечественного образования и даст молодому поколению знания и духовность.
Это — во-первых. Во-вторых, необдуманный эксперимент, проведенный под флагом доступности образования, себя не оправдывает. Да и как могли дать положительный эффект два разнонаправленных процесса: с одной стороны, из высшей школы уходили профессионалы, с другой — росло число вузов и, соответственно, число их сотрудников. А ведь на воспитание кадров высшей школы уходят годы кропотливого труда... Решение этой проблемы может быть только одно — качественное образование. Сейчас уже ни политики, ни экономисты не отрицают, что для развития общества и экономического роста важны именно новые технологии, построенные на новых идеях и новых знаниях. Да вспомним того же Черчилля, утверждавшего, что империи будущего — это империи разума... Именно образование должно стать приоритетной сферой при распределении ограниченных бюджетных ресурсов.
Образование — единственная социальная отрасль, непосредственно участвующая в формировании предпосылок экономического роста. Но не тут-то было: новые украинские капиталисты направляют своих детей учиться за границу. Какое им дело до отечественного высшего образования?.. А ведь послать своего ребенка на учебу в английский колледж еще совсем не значит обеспечить ему счастье: оно во многом зависит от того, какими будут родная страна, ее культура, уровень образованности ее народа. Финансовая помощь народному просвещению — беспроигрышные инвестиции. Оставив же сферу образования без поддержки, рискуем незаметно вернуться в страну, где будут невозможны многие уже привычные вещи. В том числе и свобода предпринимательства.
Меня не особо радует, когда стихийно возникают и множатся приватные вузы, колледжи, лицеи и гимназии, цель которых — получить больше денег за обучение. Они сами утверждают себе программы, делая упор на экономику, правоведение, иностранные языки. За счет этого во многих новоиспеченных учебных заведениях сокращаются часы на преподавание физики, химии, истории и литературы — того, что противостоит дегуманизации общества. Ведь нет необходимости сегодня доказывать: восстанавливать и развивать образование можно только с помощью возрождения филологии. Слово — единственный путь и средство получения образования. Язык — основной кладезь духовности и вещественного опыта поколений и одновременно основа культуры. Классическая литература нужна всем.
Сегодня — не 20-е годы прошлого столетия, когда можно «сбросить с корабля современности» лучших писателей, композиторов и художников. Конечно, проще и даже выгоднее сгонять людей на громадные стадионы и развлекать их ревом, рыком и эпилептическими конвульсиями псевдомастеров культуры. Все это породило одну из острейших проблем нашего общества — десоциализацию молодежи. Так мы не вырастим новую интеллигенцию.
Подавляющее большинство частных учебных заведений паразитирует на теле государственных, используя их материальную базу, библиотеки, преподавательский состав. Низким качеством подготовки студентов они наносят ущерб высшему образованию, нередко занимаясь узаконенной продажей дипломов, давая скудные знания и одновременно делая «ставку» на модные ныне профессии. Соцопросы показывают: молодое поколение готово пойти в бизнесмены, стать адвокатами и если учиться в вузах, то все равно с последующей ориентацией на коммерческую деятельность. Но Украине нужны не только владельцы таких дипломов.
Если же речь идет о социально-экономических реформах, то государство в первую очередь имеет в виду совершенствование законодательства, выработку промышленной политики, реформу государственного управления и т. д. Образование как системообразующий элемент функционирования общества в подобном контексте почти не рассматривается: когда обсуждаются проблемы образования, то обсуждаются лишь аспекты его содержания и финансирования. Но образовательная функция связана не только с передачей накопленных знаний следующему поколению. Такие неприятные явления, как нетерпимость, враждебность, дискриминация, ксенофобия и этнические конфликты, нередко являются следствием невежества. Поэтому обучение и просвещение — важный инструмент развития и укрепления демократических основ социума. Сама доступность знания для его рядовых членов всегда служила показателем открытости общества.
Давайте, наконец, обратимся к нашему современному бизнесу. Кто сегодня в Украине успешно его ведет? Большинство успешных отечественных предпринимателей — бывшие выпускники естественнонаучных факультетов. В то же время среди топ-бизнесменов, как ни странно, мало тех, кто имеет экономическое образование. И при этом сегодня наша талантливая молодежь сталкивается с вузовским менеджментом еще доперестроечных времен. Вузы стали рассадниками научного и образовательного шовинизма, не желающими принять то, что диктует жизнь. Нет обсуждения научных достижений, анализа успехов других стран и причин нашего отставания. Получить активную элиту с образованием, соответствующим времени, в таких условиях представляется сложным. Что в данном случае должно сделать государство? Через новые методы обучения, через форумы и обсуждения привлечь внимание преподавателей к проблемам бизнеса, науки и образования. Это не требует привлечения в сферу образования крупных финансовых средств.
Не меньше угрожает украинскому образованию и «демографическая яма». За прошедшее десятилетие произошло резкое уменьшение числа выпускников школы и, соответственно, уменьшение конкурсов во все вузы... В то же время демографический кризис может поставить крест на низкосортном коммерческом образовании. Тон, как и во всем цивилизованном мире, будут задавать государственные учебные заведения (которые сегодня у нас, кстати, тоже не блещут качеством образования по причине скудного финансирования).
Выход из тяжелой финансовой ситуации есть. На мой взгляд, авторитетным государственным вузам нужно сосредоточиться на продаже собственных научных разработок и инноваций. Это может привлечь в образование внебюджетные средства. Хорошим примером, подтверждающим мои слова, служит опыт США, где с 1980 года университетам дано право использовать и распоряжаться своими разработками, что позволило им зарабатывать уже в то время до 40 миллиардов долларов в год.
В заключение хочу коснуться вопроса, поднятого президентом открытого международного университета развития человека «Украина» Петром Таланчуком, выступившим на страницах «Зеркала недели» (№49 за 2003 г.). Считаю, нет необходимости вводить в курс обучения в украинских вузах основ православия. Со времен Михаила Ломоносова научные авторитеты оберегали студентов от религиозной мистики и идеологического фанатизма, отделяли науку и образование от веры в чудеса, в потустороннюю жизнь и сверхъестественные силы. На протяжении веков библейские сказания многократно подвергались критике с позиций элементарного здравого смысла. И если уж есть необходимость говорить о диалоге образования и религии, то, отмечая его перспективу, хочу перевести проблему в иную плоскость — будущее за синтезом знания и веры.