UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИМИДЖ В ВЫВЕСКЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ

Тернопольская академия народного хозяйства была открыта как отделение факультета Киевского института народного хозяйства в 1966 году...

Автор: Ирина Марцинковская

Тернопольская академия народного хозяйства была открыта как отделение факультета Киевского института народного хозяйства в 1966 году. Тогда заниматься начали 73 студента, с которыми работали пять преподавателей.

Сегодня вуз уже имеет собственное отделение в Киеве и еще 14 — в других областях Украины и за границей. Нынешний преподавательский состав академии — почти 900 доцентов и профессоров. «Для высшего учебного заведения в регионе, где нет исторических традиций высшей школы, это определенное достижение», — считает ректор академии Сергей Юрий. Своим опытом и видением проблем вузов, расположенных в отдаленных от столицы городах, он поделился с читателями «ЗН».

Три «кита» периферийного вуза

В городах, где в связи с переходом на рыночные отношения, из 200 тыс. населения хотят учиться все, становление вузов и их деятельность — довольно сложный процесс. При этом у большинства людей мизерные доходы, часто ниже прожиточного минимума. Поэтому хотя желание получить высшее образование и есть, реализовать его может не каждый.

Значительная проблема — поиск подходов к молодым людям, которые хотят учиться. То есть попытка максимально приблизиться к абитуриенту, чтобы все-таки можно было реализовать его право на получение высшего образования.

В Украине есть шесть-восемь больших городов, таких, как Львов, Одесса, Запорожье. Но рядом с ними есть и небольшие города, например Ужгород, Ивано-Франковск, Черновцы, Тернополь, Хмельницкий, Луцк, Полтава, Херсон, где вузы лишь формируются. Если сравнить эти высшие учебные заведения со столичными, сразу бросится в глаза их характерная особенность — представители, так сказать, новой генерации отечественной высшей школы омолаживают города, создают молодежный микроклимат. А потому проблема становления вузов именно в регионах актуальна для всей Украины.

Есть три «кита», на которых зиждется деятельность высшего учебного заведения в небольшом городе. В первую очередь — это материальная база. Когда вуз начинает жить, обрастать помещениями, он сталкивается с рядом специфических проблем, неведомых его столичным «коллегам». В частности, довольно незначительные государственные капитальные вложения, которых не хватает для развития учебного заведения. В небольших городах нелегко отыскать и приспособленные для учебной деятельности помещения. Не менее сложный вопрос — их строительство. Потому процесс становления, особенно молодых вузов, довольно длителен.

Для дальнейшего развития и деятельности периферийных вузов важную роль играет кадровое обеспечение. Разумеется, учебное заведение сможет готовить высококвалифицированных специалистов только при наличии профессионального преподавательского состава. А это — соответствующие научные школы, профессора, способные объединить вокруг себя единомышленников. Как правило, такие кадры следует выращивать, поскольку часто нужных ученых-педагогов не хватает или их просто нет. Причин этого много. Не секрет, что множество ученых выезжают за границу. И сегодняшняя оплата труда украинских научных работников, и их социальный статус унизительны. Раньше этот слой населения поддерживался на государственном уровне. Сейчас упомянутая функция полностью легла на плечи вузов. Последним это далеко не всегда по силе, особенно если речь идет о высших учебных заведениях в небольших городах.

Хватает проблем и в деле подготовки собственных кадров. Во-первых, нет надлежащих материальных условий, чтобы молодой человек мог заниматься исключительно научной деятельностью (ведь известно: наилучший период для этого — 25—40 лет). Во-вторых, нет уверенности как в сегодняшнем дне, так и в завтрашнем. Лишь недавно Министерство образования и науки отправило во все вузы государства примерные уставы, обеспечивающие ряд их прав. Раньше, как правило, ученый совет и ректорат вместе с профсоюзными комитетами разрабатывали соответствующую мотивацию жизнедеятельности профессора, доцента, чтобы как можно эффективнее вовлечь их в учебный процесс. А соответствующая премия и доплата к утвержденной заработной плате, а предоставление жилплощади, а предусмотрение возможности получить соответствующий отдых и лечение... Все это сейчас должно быть в пределах юрисдикции вуза.

Либерализовать образовательную политику

Конечно, заплатить высокие гонорары в таких вузах, как наш, трудно. Кроме того, есть еще и такая государственная структура, как контрольно-ревизионное управление (для работы в которой мы, кстати, также готовим своих студентов). КРУ следит за расходованием «бюджетных» средств учебного заведения. Соответственно, то, что поступает из государственного «кошелька», и то, что вуз зарабатывает своими силами, строго регламентируется и контролируется. Но это же не всегда целесообразно и эффективно. Довольно неудобны такие ограничения хотя бы потому, что нередко приобрести тот же шкаф или стол не можешь, поскольку их стоимость выше предусмотренной. Наконец, довольно неудобна для вуза тендерная система закупки. Что бы ни покупало учебное заведение, сперва среди производителей этой продукции объявляется тендер. Это, конечно, хорошо, когда речь идет о закупке больших партий. Но когда нужно приобрести несколько столов для аудитории, а дело затягивается на три месяца, ситуацию нормальной не назовешь.

Рассматривая вопрос об обеспечении преподавателя вуза жильем, снова сталкиваешься с дилеммой: заложена одна цена, а реальна — другая. Поэтому вузу нужно дать больше возможностей маневрировать своими средствами, по крайней мере заработанными. Если бюджетные деньги, выделенные на зарплату и стипендию, мы должны использовать строго по назначению, то почему заработанное нами не имеем права расходовать на то, в чем больше всего нуждаемся? При этом я не отрицаю осуществление контроля за оборотом расходов средств в вузе. Конечно, это необходимо, но в разумных пределах...

Кстати, один из факторов мотивации для вовлечения молодежи в научную деятельность — возможность маневрировать собственными средствами и показать на практике, как действует финансовый менеджмент. Казалось бы, ничего нового, но действенно и очень необходимо сегодня.

Сейчас происходит постоянное обновление так называемых технических средств обучения. Тем не менее вузам, которые находятся не в образовательных центрах, довольно сложно быть информационно обеспеченными. Речь идет в первую очередь о привлечении высших учебных заведений к участию в подготовке бизнес-планов, проектов, в конкурсах на получение грантов, соответствующих стипендий. Обычно, если мы и получаем такую информацию, то лишь «задним числом». Тогда как столичные вузы сегодня в этом отношении имеют значительное преимущество.

Конечно, не менее болезненный вопрос для так называемых периферийных вузов — монополизм в подготовке специалистов. У этой проблемы две составляющие. Так, в свое время по причине популярности экономических профессий подготовкой таких специалистов начали заниматься технические вузы. Поскольку это модно и дает заработок. Вместе с тем ни преподавательского состава, ни соответствующих средств, ни библиотечного фонда у них не было. Запретить предоставлять такие образовательные услуги, конечно, нельзя. Но ведь и качество подготовки — важный фактор. В качестве выхода можно предложить определенный конкурс-рейтинг подготовки специалистов. Он должен быть открытым, чтобы абитуриенты могли знать, где лучше готовят тех или иных специалистов. Кстати, Министерство образования и науки хоть и медленно, но делает определенные шаги в этом направлении.

С другой стороны, очень хорошо, когда между вузами есть разумная конкурентная борьба, как, например, между Киевским национальным экономическим университетом и экономическим факультетом Киевского национального университета им. Т.Шевченко. Это и обмен опытом, и учеными, и защита диссертаций. Но обидно, когда определенный вуз, готовящий специалистов определенного профиля, превращается в монополиста. От этого теряют, прежде всего, молодые люди, не имеющие возможности учиться в столице.

На несколько лет вперед

Становление и жизнь вуза в небольшом городе заставляет его руководство смотреть на много лет вперед. Если в больших вузовских центрах можно себе позволить думать о завтрашнем или послезавтрашнем дне, то нам нужно двигаться значительно быстрее.

Например, так сложилось с отечественными финансовыми институтами. Министерство финансов передало их Министерству образования и науки. Не успело последнее их принять, как институты снова передали Минфину. Из-за этого и иных факторов в них наблюдается социальное напряжение, вызывающее отток кадров. Серьезный экономический вуз позволить себе такое, конечно, не может. Поэтому мы всегда пытаемся просчитывать все форс-мажорные обстоятельства.

Смотреть вперед для нас означает заниматься усовершенствованием учебного процесса и укреплением его материально-технической базы намного раньше, чем это делается в столичных вузах. Это также и обеспечение доступа к Интернету: профессор читает лекцию в Германии, а его слушают в тернопольской аудитории, или наоборот— студенты на практике за границей слушают лекцию тернопольского преподавателя.

Ежегодно, ежемесячно, ежедневно вуз должен совершенствоваться, ставя перед своими студентами и преподавателями все более высокие требования. Иначе можно остаться на обочине. Мы, в частности, ставим перед собой задачу более требовательного подхода к качеству работы преподавателей, что дает возможность говорить о более принципиальных отношениях между студентом и преподавателем. Экзаменационная сессия должна стать своеобразным стержнем воспитательного процесса. Поэтому экзамены должны рассматриваться не в спектре отношений между преподавателем и студентом как между старшим и младшим коллегой. Экзамен в нашем вузе сегодня — это жизненный экзамен. Рассказывая о бюджете государства, студент должен говорить и о своем бюджете, об умении его планировать, экономить, расходовать.

Актуальна сегодня и борьба со взяточничеством. Что греха таить — такое отрицательное явление существует. Однако нельзя говорить, что присуще оно исключительно так называемым периферийным вузам. Наоборот, в этих учебных заведениях взяточничества меньше. Ротация кадров столичных вузов обеспечивает большую гибкость для занятия должности на конкурсной основе. В небольших городах для подготовки специалиста нужно много времени и сил. Такой преподаватель на противозаконную сделку со студентом не пойдет.

Преподаватель должен отдать учебной деятельности 6—8 часов в неделю, но когда такая нагрузка является дневной нормой, педагог элементарно изнашивается. Конечно, запретить преподавателям работать в нескольких вузах нельзя. Но во время аккредитации частных высших учебных заведений стоит обращать внимание на количество их собственных педагогических кадров. При этом никто не говорит о монополизме, мы просто стремимся к высокому уровню качества работы, здоровой конкуренции.

Для этого не нужно заботиться об изменении вывески, как это стало модно в последнее время. Кажется, деятельность некоторых вузов направлена на постоянное повышение уровня аккредитации — техникум, колледж, институт, университет, академия, национальный университет. Но при этом теряется главное, то, что определяет имидж вуза, — направленность работы на подготовку специалистов европейского уровня. И если этого достичь — нет нужды ни в какой высокопарной вывеске.