Кто сегодня в нашем государстве озабочен проблемами детской игрушки? По-видимому, только лишь члены Межведомственного художественно-технического совета по игрушкам и учебно-наглядным игровым пособиям при Министерстве образования и науки Украины да сотрудники Государственного музея игрушки того же министерства, работающие в непосредственном контакте. Более пристальный взгляд на проблему убеждает: игрушка как способ обучения и воспитания детей — проблема стратегического значения, которую нужно рассматривать и решать на высшем уровне.
Что в руках ребенка?
В советские времена игрушка обязательно проходила медико-педагогическую экспертизу. Чтобы продукция для детей была дешевой, отрасль дотировалась из бюджета. Производили игрушки и предприятия военно-промышленного комплекса, которые кроме основной продукции должны были выпускать товары ширпотреба. В немногочисленных образцах сочетались новейшие технологии, качественное сырье, особый дизайн и т.д. С изменением экономических условий игрушка не могла заинтересовать новых субъектов предпринимательской деятельности, поскольку это дело хлопотное и неприбыльное. Вот и получилось, что старое производство сошло на нет, а новое, по сути, не появилось.
На рынке вакуума не бывает. Чем же он заполнился? Очень дорогой (по сравнению с доходами рядового украинца) западной и доступной абсолютно для всех игрушкой с Востока. Стоимость западной продукции, впрочем, как и восточной, объясняется одной причиной — качеством. Развитая западная индустрия предлагает игрушку красивую, занимательную, интеллектуальную. На ее изготовление уходит много времени и усилий: от научно-исследовательских разработок, наблюдений и до выпуска проходит почти два года. «Показательно, что не только фантазия авторов, но и непосредственная игра детей с экспериментальными изделиями — составляющая процесса изготовления такой игрушки», — рассказала Татьяна Пржегодская, главный хранитель фондов Государственного музея игрушки, которая собственными глазами наблюдала за этим процессом, бывая за рубежом в качестве специалиста.
Однако большинство украинцев покупают то, что заполонило наш игрушечный рынок. Это преимущественно некачественная, без намека на вкус, скорее безнравственная, нежели воспитывающая, продукция, не подвергающаяся никакой критике, хотя и должна бы. По закону, весь товар, ввозимый в Украину, в том числе и игрушки, должен сертифицироваться. Разве могла бы получить сертификат соответствия игрушка с резким запахом, изготовленная из сырья, содержащего ядовитые вещества, с острыми краями и облоями (остатками сырья на стыках формы), ломающаяся, как только попадает в руки ребенка? Конечно, нет. Поэтому, обходя все препятствия, она без какого-либо сертификата продается с базарного лотка. Только благоразумие родителей может стать препятствием для жуткого суррогата, по привычке называемого игрушкой.
Неигрушечные проблемы
Но не только упомянутые признаки общедоступной игрушки являются опасными. Самый страшный ее недостаток то, что она олицетворяет чуждые украинской ментальности черты.
— Любая пластика предмета, его декор, который не характерен для генетического кода человека — в нашем случае кода украинца, — являются деструктивными для его внутреннего мира — психики, духовности, ментальности, — объяснил Владимир Тименко, научный сотрудник музея, докторант Института педагогики Академии педагогических наук Украины. — Когда ребенок играется, он решает определенные проблемы своего развития (поэтому и меняются игрушки с возрастом — «взрослеют»). Конструктивной личностью ребенок может стать только при условии, если играет полноценной игрушкой.
Пример народной игрушки из Яворова иллюстрирует сказанное. В течение сотен лет для нее характерны одни и те же формы и декоративные мотивы. И не потому, что ее создателям не хватает фантазии — в этих игрушках воплощены черты, положительно влияющие на их потребителя. Резьба по дереву, приятная для визуального восприятия, несет закодированную информацию, обеспечивает развитие посредством прикосновения пальцев. Подвижность изделия обуславливает физические усилия и динамику в игре, развивает воображение. Материал, декор, конструкция — все вместе способствует развитию ребенка. Синтез умственного, эмоционального, волевого, «деятельностного» компонентов в яворовской игрушке как раз и обеспечивал целостность и исцеление человека, его «выстраивание».
Поэтому понятно беспокойство вице-президента Академии педагогических наук Украины, председателя межведомственного художественно-технического совета по игрушкам и учебно-наглядным игровым пособиям при Министерстве образования и науки Украины Александры Савченко, подчеркивающей, что в наше время важно сохранить оазис детства с теплыми, искренними, радостными игрушками, к которым хочется прикоснуться руками и сердцем. Ведь феномен украинской игрушки заключается в том, что ребенок растет в «сотрудничестве» со взрослыми.
По игрушкам можно проследить историю страны, развитие технологий, науки и культуры, зрелость общественных отношений. Никакое другое изделие не даст столь яркого представления об отношении взрослых к ребенку, то есть общества к своему будущему. А что о нас скажут потомки, исследуя игрушки, которыми ныне играются наши дети?
Кто развяжет гордиев узел?
Государственный музей игрушки обладает огромными потенциальными возможностями: здесь хранится более десяти тысяч экспонатов, которые можно и нужно изучать, чтобы достояние предыдущих поколений служило развитию и воспитанию нынешних. Сотрудники музея — едва ли не основные специалисты по детской игрушке в Украине — стараются сохранить накопленный опыт, знания, стремятся поднять дело, которым занимаются, на надлежащий уровень.
— Мы сотрудничаем с Институтом педагогики АПН Украины, Институтом искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Рыльского НАН Украины, и, надеемся, что в дальнейшем наши отношения станут более тесными и продуктивными. Но к нам должен идти производитель — за помощью, советом, опытом поколений создателей игрушек, — считает директор музея Людмила Гладун.
Музей мог бы быть замечательной экспериментальной площадкой по разработке и апробации продукции для детей: игровые комнаты стали бы местом содержательного досуга практически для всех возрастных групп, где дети получали бы эмоциональную разгрузку и вместе с тем происходила бы апробация новых образцов под присмотром специалистов. В конце концов, это учебно-наглядная база и реклама для производителя!
К сожалению, это сокровище до сих пор не востребовано. Выставка музея представляет лишь незначительную часть запасников. Музей не имеет ни своего помещения, ни площадей для расширения экспозиций или экспериментальных игровых комнат.
А что же отечественные производители? Начали реанимировать промышленный выпуск там, где сохранились производственные мощности швейного, деревообрабатывающего и полиграфического звеньев. Соответственно появилась игрушка мягконабивная, деревянная и бумажно-игровая. Пластмассовая продукция изготовляется на импортном оборудовании «секонд-хэнд». У производителей, идущих цивилизованным путем, много проблем. Сказываются годы упадка: нет авторов, технологов, ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов по детской игрушке. Правда, в последнее время ее выпуск оживился, однако далеко не вся продукция проходит психолого-педагогическую экспертизу в межведомственном совете по игрушкам. По правилам сертификат соответствия должны подписать три учреждения — Министерство здравоохранения, совет по игрушкам и Госпотребстандарт. Только предприниматели из Луцка, Черновцов, Одессы, Киевщины получают заключение межведомственного совета. Другие находят общий язык с региональными центрами по сертификации и метрологии без психолого-педагогического заключения.
Неужели общество действительно не понимает, а государство не заинтересовано в самоидентификации своих подрастающих граждан, в их полноценном развитии?