UA / RU
Поддержать ZN.ua

И ЖЕНА СКАЗАЛА ПЕТЕ: НЕ СКУПИСЬ НА ШКОЛУ ДЕТЯМ

Преподавание - это старая, слегка почетная профессия, история которой уходит в глубь тысячелетий. Во все времена было три известных учителя: Платон, Аристотель и Марья Ивановна...

Автор: Владимир Спиваковский

Преподавание - это старая, слегка почетная профессия, история которой уходит в глубь тысячелетий. Во все времена было три известных учителя: Платон, Аристотель и Марья Ивановна. Недавно журналисты заметили, что уровень преподавания падает. Это может быть правдой, так как Марья Ивановна не так высоко котируется, как Платон.

В Библии нет упоминания о какой-либо школе. У людей тогда были более примитивные способы расправиться друг с другом. У греков уже были школы, на открытом воздухе, где учителям постоянно нужно было принимать успокоительное.

У римлян также были школы, но они затем запутались и стали называть своих учителей патрициями, а своих учеников патрубками. Но это не имело большого значения, так как рабы делали работу и за тех, и за других.

Первые школы в Киевской Руси были со сквозняками, холодными, плохо оборудованными. В середине ХХ столетия были изданы законы, которые сделали посещение школы обязательным для детей. Школы, таким образом, стали местом, в которое людей могут отправлять против их воли и желания.

Но вот старые добрые времена отличников, школьных завтраков, линеек, дневников и субботников уступили место эре школьного хаоса.

Семь миллионов покупателей-школьников и десятки миллиардов гривен в этой отрасли оказались вне контроля - значит, дикий рынок скоро доберется и сюда. И если все остальные ниши рынка хоть как-то постепенно упорядочиваются, то эта, образовательная - сейчас вот только-только приткнулась в конец очереди. Просто еще не до всех дошло, что здесь циркулируют огромные деньги, а рынок оказался неуправляемым.

Государственные школы становятся частично платными. Даже если «частичность» составляет 20%, то в денежном эквиваленте это превышает один миллиард гривен, отданных на откуп рынку. инфраструктура, обеспечивающая функционирование системы (канцтовары, мебель, учебники, питание, форма), стоит столько же. Третьим денежным вектором становятся частные школы. Если в Украине годовой оборот сотни частных школ составляет 40 млн. гривен, то в России у 700 частных школ - 400 млн. долларов (в Англии - 2000 частных школ - с совокупным оборотом 2 млрд. фунтов стерлингов). Итого 2-3 млрд. гривен - стартовая позиция рынка негосударственного сектора образования.

Расчеты показывают, что объем финансирования в образование должен ежегодно составлять не менее 10 млрд. гривен. В этом году в бюджет заложено

4,1 млрд. грн., что, естественно, снижает потенциал отрасли, которую, возможно, ждет из-за этого много бед.

Хотя в связи с этими цифрами возникают три вопроса:

1. Кто и как считал, сколько надо денег на образование?

Говорят, считали по методике 1985 года, когда ни перестройкой, ни новыми требованиями и не пахло, поэтому не совсем ясно, что туда заложено в затраты и какой от них ожидается толк.

2. Если так катастрофически не хватает денег на систему образования (а это характерно для любой страны, даже высокоразвитой) и нет никаких оснований надеяться, что объемы финансирования увеличатся хоть в этом, хоть в последующие годы, - не лучше ли подумать о том, каким образом можно было бы более эффективно использовать даже эти скудные средства?

3. И, наконец, нельзя ли попробовать аккумулировать негосударственные источники финансирования, ведь по некоторым расчетам население вынимает из своих карманов добровольно на нужды образования своих детей почти 500 млн. долларов ежегодно (поборы, взносы, взятки, выплаты и т.д.)?

Это просто замечательно, что кризис в образовании зашел так далеко и так низко оно пало, что всерьез могут рассматриваться кардинальные решения в области того, каким принципиально новым альтернативным путем может пойти система образования.

Если бы нам пришлось сравнивать ситуацию в стране с депрессией (великой американской или обыкновенной, вялотекущей), то в будущем обычно выигрывают те, кто скупает обесценившиеся акции тех компаний, которые дошли «до ручки». У нас как раз такой случай: система образования именно дошла «до ручки», точнее, система бесплатного государственного образования. Но ничего страшного в этом нет.

Она возродится, только, может, на несколько иной основе. Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что эта отрасль от недостатка денег погибнет, в мире случались и не такие катаклизмы (войны, разрухи, рабство), а люди учились всегда. И нам предстоит пережить ренессанс, это несомненно.

При этом я вовсе не ратую за платное образование. Я просто пытаюсь на основе здравого смысла уяснить ситуацию и спрогнозировать, куда рулить дальше. Мне очень близки сетования людей по поводу утери бесплатного образования. Но в жизни часто так бывает: если рождается нежеланный ребенок, то теперь надо думать, что с ним делать и как растить, а не упрекать постоянно маму в легкомыслии. А тем временем негосударственный сектор образования растет не по дням, а по часам (как многие бывшие незаконнорожденные богатыри из сказок).

И то, что впервые да так неожиданно схлестнулись интересы государственного и частного образования, да еще в такой резкой форме, как Арбитражный суд по поводу обновления лицензий, к тому же - неслыханное дело! - выигранный Ассоциацией негосударственных вузов, - это не просто поколебало государственную машину, это обозначило новую реальность: признание частного образования как силы, имеющей обоснованные претензии на власть и деньги. Власть умов и безотчетные деньги.

Монополия государства не устояла. Не только потому, что это Колосс на глиняных ногах. Ведь в непроизводственной сфере образование осталось единственным звеном, под которым зашатался государственный базис, вспомним бывшие монополии в туризме (Укртур), шоу-бизнесе (Укрконцерт), спорте (спортобщества), бытовые услуги («Світанок»). Монополии сначала трещат, потом рушатся и осколки попадают в конкурентную среду. Все остальные отрасли непроизводственной сферы откололись от своих бывших монолитов, децентрализовались и, возрождаясь на новой коммерческой основе, превращаются в автономный солидный бизнес. последним монолитом, по которому пошли трещины, оставалось до недавнего времени централизованно управляемое образование.

Сегодня руководство отрасли открыто признает, что у образования есть «заказчики».Причем, не только государство как таковое, со своими проверками, инспекторами, контрольными срезами знаний, борьбой с текучестью кадров, процентом двоечников и второгодников. Законными признаются уже пять заказчиков: министерство, местные власти, предприятия, общественные организации, группы родителей.

Этот элемент рынка - наличие конкретного спроса - самый важный, потому что накладывает в первую очередь финансовую ответственность на заказчиков, чего многие из них до сих пор не испытывали. Причем заказчики разбились на две категории: первые - спонсоры - деньги только тратят, каждый месяц с трудом раздобывая новые порции средств. Вторые рассматривают эти инвестиции вполне здравомысляще, превращая их в адекватный бизнес.

Этим вторым не очень повезло, они не застали время «легких денег», бешеную инфляцию, потоки перепродаж, и детская болезнь быстрых заработков их обошла стороной. Они знают, что существуют «долгоиграющие бизнесы» с длительным сроком ожидания возврата средств - судостроение, сельское хозяйство, что сейчас им поднять непосильно. Вот и ищут что-то средневыгодное с минимумом затрат денег и энергии и хотя бы с небольшой отдачей.

Да, возник Его Величество Спрос. При всем упадничестве и тихом (громком?) разложении нашего образования, когда и поддержать его, казалось бы, уже нечем и оставалось только молча провожать взглядом необратимый распад. Может быть, именно поэтому у нормальных родителей возник спрос на альтернативную систему, которая сама по себе быстро переросла в частное образование (высшее и среднее).

При этом, пока далекая от народа власть разбирается, сколько иметь министерств - одно общее Министерство образования или разделенное на высшую школу и среднюю (а может быть, добавить третью ступень - министерство садиковского образования?), пока отшлифовывают падежи глаголов в очередном новом Законе об образовании, по которому и раньше никто не жил и впредь жизнь свою сверять не собирается - пока наверху шумят листья, внизу бродят «голодные звери» и самостоятельно организовывают для своих детей ликбез.

Растет количество родителей, неудовлетворенных тем, как учат их детей, да и не только тем, как учат. В классах по 45 человек, половина уроков прогуливается, хулиганство перерастает в туалетный криминал с наркотиками и изнасилованиями. Уповать на обязанности правительства и взывать к моральным устоям общества охота пропадает, и ведется на ощупь поиск выхода из этого тупика.

А предложение тут как тут: чего изволите? вам там плохо? вы ежедневно раздражены? Приходите к нам - и вы будете довольны.

Сотни учебных заведений - высших и средних, тысячи преподавателей, доцентов и профессоров, десятки тысяч студентов, сотни тысяч страждущих прорваться в элиту, миллионы долларов, уже закружившихся в вихре вальса для избранных, - это уже рынок.

Конечно, это не нефть и не газ. Рентабельность небольшая, и то если правильно поставишь дело. Но если это удастся, то стабильность гарантирована устойчивым спросом навсегда.

в Англии 2000 частных школ, в Америке - 15000, и даже если по статистике 10% из них не выдерживают пресса затрат и разоряются, то 9 из 10 выживают и шаг за шагом идут вперед, ежегодно в своих буклетах не забывая напоминать клиентам, что размер оплаты с каждым годом будет только возрастать, это чтобы потом не роптали и знали, на что идут.

Дальше последуют рассуждения не для слабонервных, потому что мы перейдем к вопросам личной жизни всего лишь нескольких процентов населения - основных клиентов, готовых платить деньги не только за образование. так вот, у тех, кто выбился «в люди» - свои приоритеты и они на свой вкус имеют предпочтения - на что тратить (или собирать) деньги в первую очередь.

Проведенный опрос (820 опрошенных) выявил следующие приоритеты приобретений и расходов в личной жизни, иными словами - что человеку нужно для полного счастья.

1. Деньги, в основном валюта.

2. Автомобиль престижной марки.

3. Элитная квартира в центре с евроремонтом и шикарной мебелью.

4. Красивая жена.

5. Путешествия за границу.

6. Загородный коттедж.

7. Частная школа для своего ребенка.

Анкеты, конечно, не дают полного представления о том, что действительно важнее всего в лично-бытовой жизни, однако то, что приведенные выше ценности заботят каждого преуспевающего бизнесмена, - очевидно, ранжирование приоритетов оказывается не так уж существенно, потому что самое главное - не последовательность, а обладание всем этим джентльменским набором.

Но это сейчас, может, не имеет значения, а тогда, на заре перестройки, последовательность как раз и имела значение - как ходы в шахматной партии: перепутал - и получил мат. Поэтому бизнесмены - наиболее хладнокровные, работающие по бизнес-планам, осваивали ступеньку за ступенькой и за 5-10 лет этим джентльменским набором овладели.

Как определить, что входит в джентльменский набор? ну по цене, конечно. Посчитаем, что сколько стоит (из расчета довольно редкого - на цикл в 10 лет):

а) деньги - расчет для 5-7% населения страны, которые зарабатывают десятки тысяч долларов, будучи челноками, председателями кооперативов, программистами, риэлтерами, брокерами, директорами и бухгалтерами крупных фирм, что позволяет им делать дорогие покупки (а зачем тогда зарабатывать эти 40-50 тыс. в год, 400-500 тыс. долл. за 10 лет?);

б) автомобиль престижной марки - стоит 30-40 тыс. долл., в течение 10 лет придется купить еще один, да и на обслуживание потратить столько же, так что за сто тысяч зашкалит;

в) хорошая квартира, чтобы не стыдно было перед коллегами, судя по рекламным объявлениям агентств недвижимости, пожалуй, также превысит сотню тысяч;

г) красивая жена. Ей-богу, я бы никогда ее не поставил на четвертое место - только на первое - и по значению, и по затратам. Но анкеты выдавили из себя последовательность такую, какая возникает у бизнесменов в жизни. Жаль, но женщины в ежедневнике делового человека не на первом месте, а в конце, ближе к вечеру, когда деньги заработаны и есть на чем подкатить к даме. Опять же неприлично об этом говорить, но на красивую женщину за 10 лет надо потратить уйму денег. В большинстве случаев это приятно - шикарные одежды, украшения, бытовая облегчающая домашний труд техника и прочие удовольствия. Не будем считать - сколько;

д) путешествия за границу. Даже раз в году - это 3-4 тысячи долларов на семью. А сувениры и модные заморские наряды? За 10 лет накалькулируется 70-80 тысяч;

е) загородный коттедж. Скромный коттедж в «канадской» деревне под Киевом стоит 100-150 тыс. долл., в «Золотых воротах» - 200-250 тыс. долл.;

ж) частная дорогая школа для собственного ребенка обойдется в 5-6 тысяч долларов в год или 50-60 тыс. за 10 лет.

Последний пункт (ж) в этом перечне даже не режет глаз. Просто раньше о нем никто не задумывался. А теперь обучение собственного ребенка в частной, по-настоящему привилегированной комфортабельной школе - стало модой. И как всегда это бывает, моду подхватывает бизнес.

Услуга может считаться бизнесом, если на нее работает целая индустрия, в этом смысле образование - это Большой Бизнес.

Если каждый школьник и студент покупает канцтоваров на 20 гривен в год, то объем продаж превысит 200 млн. грн. Если на каждого студента и школьника приходится по 100 тетрадей и 20 учебников в год, то полиграфия имеет заказ на 700-800 млн. грн.

Мебельщики вовсю пашут, изготовляя парты, доски и стулья на 300 млн. грн. ежегодно. строители перманентно, из года в год ремонтируют школы, ПТУ, садики и вузы на 500 млн.грн. Учителя получают (точнее, не получают) зарплату - 700 млн. грн. в год.

Вот о каких цифрах идет речь.

Индустрия есть, инфраструктура разветвленная имеется, технологии отлажены. Только организационное начало подводит, то, что называется менеджмент. Колесики крутятся несогласованно, иногда в разные стороны. В этом нет большой беды или чьей-то вины. Просто так сложились обстоятельства после того, как первый этап перестройки в условиях дикого рынка и чисто азиатской анархии подошел к завершению и дым беспорядочного предпринимательства постепенно рассеялся.

И возникла в сфере образования новая, не плохая, а просто незнакомая, ситуация, которая все равно будет осознана, принята и эффективно трансформирована, как того требуют законы рынка. Ни министр, ни даже папа римский не могут быть умнее рынка. Поэтому папа римский, сколько не противился святотатству, а все равно теперь летает на самолете. И если родители теперь знают, что существуют хорошие частные школы, они будут ими пользоваться.

И если бизнесмены, увидев новую нишу, украсят ее всякими полезными и привлекательными «наворотами», то они знают, во имя чего они это делают. Во имя процветания своего дела, хотя и нового, но стабильного, интеллектуального и общественно необходимого.

Вы хотите сказать, что для того, чтобы отправить вашего сына в частную школу, у вас нет лишних денег? Лишних денег нет ни у кого. Просто теперь тому, кто понимает в этом толк, придется копить на хорошую платную школу. Как раньше копили на мебель или холодильник. Если раньше вы тратили на своего ребенка только нервы, то теперь он будет стоить и денег.