UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХАРЬКОВ — НЬЮ-КАСЛ: КАК УЧАТ У ВАС?

В рамках программы британского правительства «Международная профессиональная подготовка преподавателей» в Харькове несколько месяцев работал учитель из города Нью-Касл (Великобритания) Пол Хилдитч...

Автор: Валентина Гаташ

В рамках программы британского правительства «Международная профессиональная подготовка преподавателей» в Харькове несколько месяцев работал учитель из города Нью-Касл (Великобритания) Пол Хилдитч. Он преподает в колледже Walker Technology, который в прошлом году вошел в девятку лучших школ Британии. По рекомендации Британского совета — спонсора правительственной программы — Пол Хилдитч был гостем авторской школы Бойко с углубленным изучением английского языка.

— Пол, что из себя представляет ваш колледж?

— Это обычная районная школа. Наш район считается одним из самых бедных во всей Великобритании. Раньше здесь было развито судостроение, тяжелое машиностроение, работали угольные шахты. Сейчас эти отрасли в упадке, а шахты вообще закрыты. Большой процент населения района составляют безработные, соответственно, у нас учатся дети безработных, тех, кто занят неполный рабочий день, на кратковременной работе и т. п. Кстати, и я, и директор колледжа родом из такого же примерно района, поэтому прекрасно понимаем проблемы наших учеников.

— В чем состоят их проблемы?

— Пожалуй, основная проблема — потеря смысла получения образования. Зачем стараться учиться, думают и говорят дети, если в результате образование ничего мне для жизни не даст? В некоторых семьях тяжелое материальное положение. Немало родителей не поддерживают детей в желании получить образование, хотя среди наших учеников есть немало одаренных детей.

И тем не менее в прошлом учебном году наш колледж вошел в девятку лучших школ Британии по такому показателю, как значительное улучшение работы. В сравнении с предыдущими годами школа сделала колоссальный прорыв и получила хорошие результаты на государственных экзаменах.

— Что стало причиной этого прорыва? Педагогический коллектив предпринял какие-то специальные меры?

— Да. Прежде всего — это дополнительные занятия для отстающих в учебные дни. Второе — занятия по субботам для тех, кто интересуется тем или иным предметом. И третье — адаптация программного материала и самих программ к интересам и возможностям самих детей.

— Обычная районная школа имеет возможность менять государственные образовательные программы для конкретного контингента учеников?

— Да, но меняются не сами программы, а только подходы к преподаванию входящих в нее предметов. Во всех государственных школах уровень и объем учебного материала для учащихся старше 16 лет определяют особые экзаменационные комиссии. Университетские преподаватели, которые туда входят, имеют право варьировать школьную программу в зависимости от особенностей учащихся какой-то конкретной школы. Например, при изучении предмета «Английская литература» они могут рекомендовать к изучению различные произведения.

Что касается моего предмета «Использование компьютерных программ в организации производственных процессов», который является обязательным, то экзаменационная комиссия пришла к выводу, что здесь имеет смысл раздробить сложные объемные темы на более мелкие конкретные вопросы, которые значительно легче для понимания и усвоения учащимися.

К сожалению, такой предмет, как «Использование компьютерных программ в организации производственных процессов», в школах Украины не представлен. В ваших программах круг изучаемых предметов уже, чем в Англии.

— Есть ли в Англии авторские школы?

— Такого статуса у нас не существует. Подавляющее количество школ в Англии — более 90% — государственные. У нас существуют государственные программы по продвижению и стимулированию хороших учителей.

Негосударственные школы — менее 10% от общего числа — тоже есть. Они в основном небольшие и существуют как раз благодаря индивидуальным методикам или же очень высокому уровню преподавания. Но цена за обучение в таких школах просто заоблачная. На мой взгляд, образование в частных школах Великобритании другое, но оно не лучше, чем в лучших государственных школах. Результаты практически такие же.

— У нас неофициальным показателем успешности школы является количество выпускников, поступивших в вуз. А что входит в понятие «хорошая школа» в Англии?

— Уровень школы определяется результатами выпускных государственных экзаменов плюс культурный фактор. Например, в соседнем районе есть школа, у которой результаты экзаменов лучше, чем у нас, и район у них благополучнее, но она ученикам ничего, помимо школьной программы, не дает.

— Могут родители выбрать или поменять школу для своего ребенка?

— Да, если им не нравится районная школа, они могут подать заявление в любую другую. Единственной причиной отказа в этом случае может быть отсутствие свободных мест. В соответствии со стандартами государственных школ соотношение количества персонала к количеству детей должно быть 1 : 14. Обычно в классе насчитывается около 25 учеников.

— У вас есть какие-то планы на дальнейшее сотрудничество?

— Сотрудничество между Нью-Каслом и Харьковом будет продолжаться. Что касается меня лично, я хотел бы и в дальнейшем вносить посильный вклад в программу преподавания английского языка в школе Бойко и способствовать расширению контактов и обменных процессов между британскими и украинскими школьниками.