Сегодня, когда современная история нашей страны - независимого Украинского государства возвращается в общечеловеческое русло, мы пытаемся возрождать элементарные общечеловеческие нормы и принятые во всем цивилизованном мире приоритеты, такие, как свобода слова и средств массовой информации, свободные выборы в парламент, не преследование политической оппозиции, захоронение всех убитых в войнах на Родине, освобождение политзаключенных, «узников совести» и т.д. Мы уже достаточно созрели, чтобы ценить каждую отдельную человеческую жизнь, чтобы судьба одного человека приобретала общегосударственное значение…
А как в педагогике утверждаются общечеловеческие приоритеты? - с этим и рядом других вопросов мы обратились к президенту Академии педагогических наук, заслуженному деятелю науки и техники Украины, доктору педагогических наук, профессору Николаю Ярмаченко.
- Пристальный интерес ученых к проблеме общечеловеческих приоритетов в последнее время объясняется и новыми тенденциями в развитии международных отношений, и процессами демократизации социальной жизни в нашем государстве, и тем, что все большее признание приобретает идея единства Человека в его исторической судьбе. Тому способствуют и новые факторы, заставляющие человека думать о своем завтрашнем дне в масштабах всей планеты.
В наши дни идея гуманизации обучения и воспитания является стержнем нового педагогического мышления. Реализация идеи гуманизации требует пересмотра, переоценки основных компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.
Источник общечеловеческих приоритетов - это источник гуманного мышления, антология гуманной, или, как ее называют сегодня, «экологически чистой» педагогики. Процесс целенаправленного формирования общечеловеческих ценностей лежит в плоскости гуманной педагогики, аккумулирующей в себе всю жизнь ребенка. И сам ребенок в этом процессе рассматривается в трех ипостасях: как явление, как носитель своей судьбы и как носитель энергетики духа. С позиций утверждения общечеловеческих приоритетов в педагогике, он есть высшая социальная ценность общества и должен стать эпицентром всего учебно-воспитательного процесса.
- Следовательно, в наших условиях история мировой школы и опыт мировой педагогики подсказывают один выход - обратиться к гуманной педагогике, к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками в сознании человечества на протяжении всей истории человеческой цивилизации… А какое место занимает в этом опыт отечественной педагогики?
- Украинский народ может гордиться своими достижениями в области образования и педагогической науки в целом. Украина обогатила мировую педагогическую мысль достоянием К.Ушинского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, которые стали общепризнанными классиками гуманной педагогики.
Мысли Г.Сковороды о воспитании интересны не только в историческом или сравнительном планах, но и с точки зрения сегодняшней ситуации в обществе. Педагогика Сковороды тесно связана с духовностью украинского народа, потому он очень близок и понятен нам. Основной принцип его теории воспитания в том, что оно должно быть природным. Долг учителя - уважать природу ребенка, изучать ее особенности и тем самым помогать раскрытию природных способностей. «Нет мучительнее, как болеть мыслями, а болят мысли, лишаясь сроднаго дела» (т.е. отвечающего природным способностям человека. - Ж.О.) Вот отчего Г.Сковорода призывал педагога разглядеть природные задатки детей и в соответствии с ними строить процесс воспитания. Г.Сковорода отстаивал первоочередную мысль о воспитании в людях высоких гуманных качеств. Наивысшим среди них он считал благодарность. Неблагодарность - «корень и адское тут дно». Гуманным он называл поведение человека, направленное на достижение «венца жизни», т.е. гармонии с окружающим миром. «Виновница всех зол - праздность».
- Николай Дмитриевич, мы с вами встретились накануне пятилетнего юбилея Академии педагогических наук Украины. АПН возникла не на пустом месте - становление научного педагогического потенциала Украины подготовило ее создание. Какие проблемы педагогической науки и практики вынесены сегодня в ряд важнейших?
- В области теоретико-методологических основ педагогической науки особое внимание обращено на разработку научных основ новой философии образования, которая бы отвечала реалиям сегодняшнего дня, на сравнительный анализ мировых тенденций развития образовательных систем и педагогической науки, содержания и стандартов образования, отечественного и зарубежного педагогического опыта. Разработка и научное обоснование новейших информационных технологий, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, создание программ, учебников и методических пособий. Функционирование системы непрерывного образования и выполнение ею своей роли требуют исследования основ целостного учебно-воспитательного процесса.
Должен вам сказать, что украинская школа при всей сложности ее существования (мизерное финансирование, низкий уровень материально-технического обеспечения, чрезмерная забюрократизированность управления и контроля) по уровню образованности своих воспитанников не уступает зарубежной. Более того, во многих случаях она отвечает наилучшим мировым стандартам.
- Наука, в том числе педагогическая, переживает не самые лучшие времена. И все-таки, что ныне собой представляет АПН Украины?
- Основной центр научной работы в области педагогики, психологии, отдельных методик, дефектологии - это АПН. Сегодня в состав академии входят: институты - педагогики, психологии, проблем воспитания, педагогики и психологии профессионального образования, социальной и политической психологии, дефектологии; региональные центры: Южноукраинский (Одесса), Восточноукраинский (Харьков), Западноукраинский (Львов), Крымский (Симферополь), по проблемам интегрированного обучения (Полтава), методам обучения иностранным языкам (Одесса), украинской этнопедагогики и народоведения (Ивано-Франковск), инновационный центр гуманитарного образования (Киев). Историко-педагогические исследования проводятся в Педагогическом музее Украины. В целом экспериментально-исследовательская работа проводится на базе более 500 учебно-воспитательных учреждений всех областей Украины.
- Николай Дмитриевич, новая методология воспитания, основанная на гуманизме и общечеловеческих приоритетах общества, требует от педагогической науки теоретического обоснования и фактического обеспечения по сути новых воспитательных систем. Какой вам видится сегодня реализация подхода к ученику, ориентированного на личность и ее человеческое достоинство как высшую социальную ценность общества?
- Еще Сократ считал, что отношения воспитателя и воспитанника должны строиться как равного с равным. Наставник, по мнению древнего мыслителя, не должен принимать решения вместо воспитанника и принуждать его к чему-либо, не выслушав прежде его мнения, не узнав суждений, вкусов, привычек, желаний. Только в совместной работе над осмыслением ситуации, формированием решения возможно получить качественно новый результат роста личности, основанный не на принуждении, а на свободе выбора в результате пройденного пути к данному решению. Речь идет о воспитании отношениями. Именно педагогика отношений становится главным приоритетом воспитания. Слово постепенно девальвировалось. Но если в школе создана гуманная, демократическая воспитательная система, сориентированная на личность ученика как высшую социальную ценность, в ней непременно будет и соответствующая система отношений, в которую погружен ребенок, как, образно говоря, огурец в банку с рассолом. С ним можно даже специально ничего не делать - «эффект соленого огурца», уже давно признанный в педагогике, сделает свое дело. Отношения возникают только там и тогда, где и когда возникает заинтересованность взрослого в ребенке.
Хочу обратиться к двум примерам из разных аспектов педагогической деятельности: воспитания и обучения.
В АПН создана психолого-педагогическая система дифференцированного обучения учеников I-XI классов с использованием индивидуального и личностно-ориентированного подхода к школьнику. Это означает ориентацию педагога на развитие самосознания каждого ученика как личности с позитивной
«Я-концепцией», которая связана с ощущением психологического комфорта, удовлетворенностью школьной жизнью, своей защищенностью.
Гуманистическая направленность системы, которая, в отличие от своего ближайшего аналога - американской системы «А,В,С», не предполагает дифференциации образования в начальном звене, очевидна: все дети, вне зависимости от стартового уровня интеллектуальных способностей, получают одинаковый в основе объем элементарных знаний, умений и навыков. Сам процесс обучения, его формы и методы предстают как объект углубленной дифференциации (прежде всего внеклассной) и индивидуализации, основанной на развитой психодиагностической базе. По следам исследований выпущена монография «Дифференциация обучения и образования: психолого-педагогическая система» и пособие «Дети с повышенными умственными способностями: диагностика и развитие».
А теперь обратимся ко второму примеру. Проблемы воспитания приобрели сегодня чрезвычайную актуальность. Статистика тревожит: количество подростковой преступности постоянно возрастает. Шокируют особенно жестокие случаи издевательств, глумления несовершеннолетних над своими жертвами, что граничит фактически с патологией. Вновь появилась и быстро растет детская беспризорность, бездомность. А разве может не тревожить здоровье, физическая форма школьников?! На решение этих проблем брошены сейчас силы более 10 творческих коллективов, ученых Института проблем воспитания АПН.
- Вместе с тем, что бы мы ни делали, какие бы меры ни принимали, важно, чтобы молодой человек хотел быть воспитанным. В этом - ключевое звено системы воспитательной работы. А человек тогда захочет быть воспитанным, когда это ему будет выгодно. Наш утонченный педагогический вкус, профессиональное достоинство могут сколько угодно бунтовать против такого взгляда, но это дело не меняет и делу не поможет: на жизнь и воспитание, как его неотъемлемую часть, надо смотреть реально. Если взять сегодняшний день, то для многих быть воспитанным… невыгодно. Ситуацию можно изменить лишь одним способом - внедрить систему, которая бы работала на личную выгоду воспитанника, убеждала бы человека, что быть невоспитанным - себе на беду, близким - на горе.
- Среди причин кризиса воспитания я бы отметил его оторванность от национальной почвы. Необходимо в воспитании опираться на то, что идет из глубины, из самых недр нашего собственного народа. Нельзя, недопустимо нам превращаться в иванов непомнящих!.. Вообще любой человек «без рода и племени» не знает, к какому берегу приткнуться, и тем самым вредит своему роду, своим предкам и, наконец, той высшей цели, ради которой его нация была вызвана к жизни. Человек, который как бы выпадает из своей нации, - выпадает из столетиями творимого ею нравственного, социального и духовного мировосприятия, мироощущения и мировоззрения. Без национального воспитания создается тип человека, если хотите, нравственно и психологически деформированного. Вот отчего национальное воспитание должно включаться в высшую цель воспитания как важнейшая составляющая. Наряду с формированием общечеловеческих приоритетов и ценностей личности.
- Процесс обучения, получения школьниками новых знаний по природе своей должен вызывать преимущественно положительные эмоции у того, кто учится. И если у нас много детей неохотно идут в школу, а иногда и просто не любят, а то и ненавидят ее, то причины этого надо искать не только и не столько в особенностях детей, а больше - в существенных промахах и издержках нашей дидактической системы. Где выход? Известно, что еще со времен Я.Коменского было множество попыток сделать процесс обучения, напоминающим славно отработанный, отлаженный механизм. Вместе с тем известно и то, что после более чем трех столетий мы не приблизились вплотную к этому идеалу.
- Но не стоит намеренно драматизировать положение дел. Исследования ученых о природе человека, о том, что всякая личность - уникальна, убедительно свидетельствуют, что по-другому и не могло случиться. Мы с неподдельным интересом следим за тем, как своеобразно, неодинаково трудятся педагоги, но при этом, заметьте, одинаково результативно и прогностически целесообразно. Я имею в виду прежде всего учителей-новаторов, таких, как Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, А.Захаренко, В.Шаталов, Л.Нечволод, И.Волков, М.Щетинин, М.Гузик и другие коллеги в Украине и в ближнем зарубежье, авторов знаменитых инноваций в педагогике.
- Слов нет, каждый родитель хотел бы отдать своего ребенка в надежные руки. Но, увы, ученик или студент не виноват, что на его долю достался не самый талантливый, не самый лучший педагог…
- Потому и продолжаются усиленные поиски таких подходов в обучении, таких дидактических приемов, способов и средств, которые в условиях массовой школы с необходимостью обеспечивали бы успех у самого обычного, невыдающегося учителя. Речь идет о прогрессивных технологиях педагогической деятельности, о преобразовании процесса обучения в весьма своеобразный технологический процесс с гарантированным результатом. Новые технологии, естественно, возникают из потребности совершенствования учебного процесса. Понятно, что и количество вариантов педагогических технологий практически неисчерпаемо. Взять, к примеру, технологию развивающего обучения, модульного обучения, рейтинговую технологию… В отличие от традиционной дидактики, делающей акцент на использовании учителем унифицированных поурочных материалов, прогрессивные технологии педагогической деятельности выдвигают на авансцену педагогической теории и школьной практики учебно-воспитательный процесс, который определяет концепцию, методику и содержание учебно-познавательной деятельности самого школьника.
- Само слово «технология» и теперь у многих вызывает целую гамму отрицательных эмоций. С одной стороны, долгое время нас учили, что обучение и воспитание - процессы сугубо творческие, и вдруг речь зашла о технологическом процессе. С другой стороны, многие видят в них реальную угрозу развитию уникальной индивидуальности учащихся, каждой личности в отдельности. Другими словами, не приведет ли это к нивелировке школьников?
- Угроза нивелировки личности учащихся не большая, чем при традиционно сложившемся обучении. К тому же помешать этому может и должно искусство преподавателя, учителя, его педагогическое мастерство. И не менее важное: любая прогрессивная технология педагогической деятельности предполагает овладение разнообразными средствами, приемами, методиками обучения. Сверхзадача учителей - в творческом преломлении, научном педагогическом анализе и развитии любой педагогической технологии. А также в желании и умении наполнить их теплом своих сердец!
- Не могу не коснуться больной темы учебников, учебных пособий. Как говорят мудрые педагоги, плохо составленный учебник может принести народу больше зла, нежели чума и холера. Чем же порадует нас в этом отношении АПН?
- Ни в коей мере не преувеличивая, скажу, что создание новых добротных учебников, учебных пособий - вопрос номер один в академии.
Остановлюсь вкратце на проблемах школьного языкового образования. В АПН определено содержание базовых курсов украинского и русского языков для разных типов школ. В них задан уровень изучения украинского языка как родного и как государственного, русского - как родного и как второго. Создан первый учебник украинского языка для 1-го класса школ с угорским языком обучения. И новое учебное пособие по украинскому языку для 2-го класса в школах с польским, румынским и другими языками обучения. На «все обороты» заработала в школах система интенсивного обучения украинскому и русскому языкам в 5-11 классах с учетом последовательности изучения этих языков, целенаправленного формирования познавательной самостоятельности учеников. Концептуальные идеи этой системы отражены в 22 учебниках украинского и русского языков для разных типов школ. Хорошую «службу сослужит» и подготовленное учебное пособие для студентов-филологов по стилистике украинского языка. Вовсю работает и новая концепция обучения иностранным языкам. Вышли в свет новые учебники английского, немецкого, французского языков для разных классов общеобразовательных и специализированных школ.
Второе дыхание получили сегодня вопросы народоведения. В АПН родилась новая концепция географического образования в Украине. Ждет своего решения и проблема экологического образования. В АПН разработана концепция непрерывного экологического образования в Украине, начиная с дошкольников.
Не остались на обочине нашего внимания и точные науки. «Изюминка» концепции школьного математического и физического образования - дифференциация в обучении этим предметам по содержанию и уровням их усвоения.
- Пятилетний юбилей дает основание не только для некоторых итогов пройденного пути, но и для размышлений…
- Система образования всегда устремлена к исполнению социальных потребностей, которые не есть чем-то надуманным в кабинетах и коридорах власти. Они формируются поступательно, зеркально отображая социально-экономические изменения, подвластные многим факторам, в том числе уровню развития науки и технологии. Одна из важнейших составляющих современного профессионализма - уровень социальной ответственности человека, который должен не только точно выполнять свои профессиональные обязанности, но и предполагать, прогнозировать последствия своих деяний (например, дежурный на атомной электростанции, машинист грузового или пассажирского поезда, командир экипажа сверхзвукового лайнера и т.д.). Все это делает образование и педагогическую науку особенно значимыми в современной жизни общества.