UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

Всеобщая компьютеризация средних школ не оказывает существенного влияния на повышение уровня образования в целом...

Автор: Оксана Приходько
Всеобщая компьютеризация средних школ не оказывает существенного влияния на повышение уровня образования в целом. К такому неожиданному выводу пришла группа американских исследователей под руководством Гарри Блума, поддержанная калифорнийским некоммерческим агентством под названием «Обучение в реальном мире».

В частности, в материалах, предоставленных американскими исследователями, говорится о том, что ученым и педагогам известно пока еще очень мало о том, какой эффект имеет применение компьютеров на процесс обучения детей, и огромные суммы, выделяемые на компьютеризацию школ, могут не только оказаться бесполезными, но даже и принести существенный вред. При этом Уильям Рукейсер, директор агентства, не пытается оспорить тот факт, что школы должны обучать детей компьютерной грамотности. Возражает он против той уверенности, которая сформировалась у многих родителей и педагогов в отношении самодостаточности компьютерного образования, особенно на самых ранних этапах.

Никакие самые сложные программы и самая совершенная техника, по мнению г-на Рукейсера, не способна заменить личностный контакт учителя и ученика в процессе обучения чтению, письму и арифметике. Особенно с учетом последних данных нейрологии о том, какую важную роль играет физическая активность в процессе развития интеллекта и всей высшей нервной деятельности. Иными словами, перекладывая кубики и собирая картонки с буквами, ребенок обучается читать и считать гораздо быстрее, чем манипулируя мышкой. Огромные суммы, которые выделяются американским правительством на компьютеризацию средних школ, считает Рукейсер, с гораздо большей отдачей могли бы быть потрачены на уменьшение количества детей в классах и на продление времени пре- бывания детей в школах. А суммы ведь действительно выделяются астрономические — 5,4 миллиарда долларов в 1997—98 годах и 6,7 млрд. — в 1998—99 гг. И это при том, что далеко не все учителя младших классов обучены использовать все возможности дорогостоящей техники. В то же время работа с компьютером и, в частности, пользование Интернетом существенно повышают качество образования старшеклассников. Если только их удается приучить к самостоятельному поиску и обработке информации, а не многочасовому погружению в виртуальные игры и слепому «сдиранию» рефератов из услужливо предлагаемых источников.

Оксана ПРИХОДЬКО