Реализация концепции "Новая украинская школа" продолжается второй год подряд. Следует отметить, что 2019-й был годом высокой политической активности, обусловленной президентскими и парламентскими выборами. Обнадеживает, что вопрос целесообразности реформы общего среднего образования не стал предметом политических дискуссий, а является только предметом профессионального обсуждения. Это свидетельствует о запросе общества на соответствующие изменения и приемлемые оценки первых реальных шагов реформирования.
В конце 2019 г. Украина получила результаты международного мониторингового исследования качества PISA-2018, подтвердившие справедливость оценивания состояния общего среднего образования на этапе перед началом реформирования. Кроме того, подтверждены основные направления реформирования. Получено достаточно информации для разработки дальнейших политик в сфере организации общего среднего образования.
Главная цель изменений в среднем образовании - построить новую школу, которая максимально удовлетворяла бы запросы учеников, учителей, родителей. Сейчас основными направлениями изменений в сфере общего среднего образования являются обновление содержания образования, создание нового образовательного пространства, профессиональное развитие педагогических работников, внедрение форм и методов организации образовательного процесса, построенных на партнерстве, сотрудничестве всех его участников, академической свободе и автономии.
В прошлом году фактически завершено конструирование целостной линейки образовательных программ для начальной школы на основе нового стандарта начального образования. Усилиями многих авторских коллективов активно создается новое поколение учебных материалов. Государство последовательно реализует политику обновления и осовременивания образовательного пространства путем предоставления целевой субвенционной поддержки местным бюджетам, громадам.
Какие безотлагательные шаги мы должны сделать, чтобы продолжить реформирование образования?
Надо создать современные образовательные стандарты, которые дадут ответ на вопрос, чему мы должны научить детей в школе. Важная задача - поддержать учителей, дать им возможность профессионально развиваться и стимулировать их к этому. Необходимо создать современную образовательную среду, комфортную, безопасную и удобную для всех участников образовательного процесса - учеников, учителей, родителей.
Это задачи на перспективу, а что мы можем сделать в ближайшее время, в 2020 году?
Прежде всего, необходимо принять закон "О полном общем среднем образовании", который детализирует все вопросы реформы образования, описывает структуру новой школы. Его проект был подготовлен еще парламентом предыдущего созыва, и сейчас, насколько мне известно, и внутри профильного парламентского комитета, и среди общественности идут дискуссии по поводу некоторых горячих вопросов.
Второй безотлагательный шаг - разработать стандарты образования для базовой школы (5-й–9-й классы). Принятие этих двух документов - Закона и Стандарта - даст понимание дальнейших действий в вопросах организации учебного процесса, создания современного учебного контента.
Третий шаг - на основе нового стандарта базовой школы начать разрабатывать типовые и модельные образовательные программы как на уровне МОН, так и на уровне учебных заведений, а также новые учебники.
Четвертый шаг - имплементировать новую систему повышения квалификации учителей, принятую недавно постановлением Кабинета министров. Необходимо разработать механизмы ее реализации и наполнить реальным содержанием. Сегодня требует изменений система методической поддержки и сопровождения педагогического работника. Старая малоэффективная система обосновано критиковалась в течение продолжительного времени, и после активной фазы децентрализации фактически потеряла свою результативность.
Пятый шаг - разработать профессиональный стандарт для учителей. Такой стандарт станет ориентиром для педагогических университетов, готовящих будущих учителей. Стандарт даст возможность учителю планировать собственную карьеру, объективно подходить к определению потребности в повышении квалификации.
Шестой важный шаг, и он один из самых приоритетных, - разработать новую систему оплаты труда учителей. Нынешняя система устарела и неэффективна, она препятствует вхождению в профессию молодых людей. Кроме того, эта система сдерживает развитие разных форм организации учебного процесса в учебном заведении, ориентирована на однообразную классно-урочную систему. Но проекты норм законодательства, призванных решить эти проблемы, сейчас негативно воспринимаются обществом и, в частности, профессиональными союзами. Следовательно, нужна не только кропотливая работа над разработкой новой системы оплаты труда, - необходимо и обеспечение коммуникации с обществом, разъяснение обсуждаемых идей. Кроме того, необходимо соответствующее финансирование, без которого изменения в оплате труда останутся изменениями лишь на бумаге.
Следует понимать, что изменения, происходящие в образовании, проявятся только со временем, через много лет. Все действия общества, государства должны быть осознанными, скоординированными и последовательными.