Чем больше бываю на мероприятиях, организуемых представителями педагогической и околопедагогической общественности, тем больше убеждаюсь: не умеют просвещенцы ценить свое и чужое время! А вот собраться на пафосную «тусовку» и пару-тройку часов порассуждать об общеизвестных вещах — это пожалуйста, это по-нашему… Очередным ярким примером такого «полезного» времяпрепровождения стал недавний круглый стол «Обдарована молодь України — ХХІ століття».
Предложенную для обсуждения тему — место и судьба одаренной личности в системе современного образования Украины — неактуальной никак не назовешь. Ни для кого не секрет, что проблема невостребованности, невозможности реализации на родине творческого потенциала талантливой молодежи существует, и свет в конце тоннеля, увы, пока не виден. Вот так в одном предложении можно изложить суть того, что уважаемые дамы и господа муссировали в течение не одного часа. (Ах да, простите, запамятовала: еще много и красиво говорилось о духовности и «торуванні» своего пути нашей интеллектуальной элитой.) При этом ничего конкретного никто из присутствовавших не предложил — сплошные вопросы без ответов и призывы «наконец-то взяться за решение проблем».
Необходимо создавать элитарную образовательную среду; «очеловечивать» образование; разрабатывать оптимальные механизмы поиска одаренных ребят и, что, пожалуй, еще важнее — дальнейшей их поддержки; создавать условия для самореализации талантливой молодежи; лелеять творческих преподавателей, на практике реализующих понятие «индивидуальный подход в обучении» — не правда ли, чрезвычайно «новые» и «свежие» идеи? Тем не менее организаторы круглого стола и его участники почему-то посчитали своим долгом в энный раз их озвучить. Опять же, согласна, не поднимать вышеперечисленные проблемы нельзя. Вопрос только в том, как это делать. Можно собраться, что называется, «для галочки», а можно хотя бы попытаться конструктивно поработать.
Скажем, в данном случае более чем уместно было бы в преддверии мероприятия провести небольшой «мозговой штурм»: собрать нескольких специалистов, для которых не составило бы труда свести воедино все болевые точки, более чем пространно обозначенные впоследствии на обсуждении. Затем всем потенциальным участникам мероприятия вместе с приглашениями и пресс-релизами разослать еще один документ, кратко обрисовывающий ситуацию с перечнем имеющихся проблем. А уже на самом круглом столе попробовать нащупать пути их решения. Неужели нужно было собрать на несколько часов в одном зале восемь десятков человек лишь для того, чтобы в итоге гордо объявить: результатом встречи станет обработка, всестороннее изучение и научное обоснование поднимавшихся вопросов?.. Впрочем, а что тут удивительного? Ведь потом можно будет организовать круглый стол по итогам «обработки», затем — «всестороннего изучения»… Интересно живем! А как продуктивно работаем!..