По сути...
Хотя запорожские педагоги и солидарны со своими коллегами из западных областей и Крыма, намеревающихся ознаменовать начало нового учебного года массовыми акциями протеста, к подобным мерам, как заявил председатель обкома профсоюза работников образования Владимир Алехин, они прибегать не намерены. В первую очередь это объясняется тем, что за время летних каникул властям в значительной мере удалось ликвидировать задолженность по выплате заработной платы. Правда, с этой задачей сумели справиться не везде. Скажем, несмотря на планомерное выделение средств на средину августа в Пологовском районе имеет место трехмесячная задолженность по зарплатам учителям, а в Мелитополе им выплатили всего 10 процентов положенной суммы отпускных. Однако, как заверяют местные власти, к 1 сентября эти упущения будут устранены.
К сожалению, пообещать большего власти не в состоянии. Ведь если, например, шесть лет назад в области вводили в строй 10 новых школ, то в нынешнем году учеников примет всего одна школа-новостройка. А 13 зданиям так пока и суждено оставаться долгостроями на неопределенный срок, поскольку нет средств даже на капитальные ремонты тех из них, которые фактически пребывают в аварийном состоянии. В последние годы школам практически не выделяются из бюджета средства на приобретение мебели, оборудования, материалов. Подчас проведение элементарной лабораторной работы превращается в неразрешимую проблему из-за того, что в школе нет необходимых реактивов.
В подобных случаях школьным администрациям лишь рекомендуют активнее использовать шефскую помощь базовых предприятий...
Судя по всему, финансовый шок, который педагогам пришлось пережить в прошлом учебном году, был настолько сильным, что его последствия оставили неизгладимый отпечаток в учительской психологии. Дав возможность пожить без зарплат в течение 5-7 месяцев, а затем, занявшись возвратом долгов, государство добилось от педагогов большей покладистости. И это весьма отчетливо прослеживалось в ходе недавнего совещания работников образования области. Как ни странно, профессиональные проблемы оставались в тени. Лишь вскользь затрагивались вопросы усугубляющейся диспропорции качественных уровней обучения в городских и сельских школах, изначально предусматриваемого сокращения учебных планов в ряде районов, что подчас приводит к полному исчезновению из них отдельных предметов. Таких, например, как русский язык, валеология, черчение, физкультура...
О том, какие последствия повлечет за собой подобная политика в сфере образования, уже можно не предполагать, а утверждать наверняка. В частности, основываясь на обобщенные данные исследований, проведенных в Запорожском госуниверситете, из 1172 абитуриентов ЗГУ в этом году лишь 4 получили отличные оценки за написание диктанта по украинскому языку, а более 40 процентам из них выставили «неуд». Столь неутешительную статистику можно было бы объяснить традиционной склонностью региона к русскоязычию, однако и на ниве точных наук положение ничуть не лучше. На экзамене по математике хорошие и отличные оценки получили немногим более 9 процентов абитуриентов, а неудовлетворительные - в четыре раза больше. Наиболее популярной была «тройка», что вполне сопоставимо с оценкой ныне существующей системы образования. С той лишь, пожалуй, разницей, что удовлетворительной ее никак не назовешь.