UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Физматовская» задача национального масштаба: гранты, таланты и общественный престиж

«С какой скоростью муха должна была врезаться в дверь, чтобы от нее не осталось мокрого места?» — и...

Автор: Виктория Сорокопуд

«С какой скоростью муха должна была врезаться в дверь, чтобы от нее не осталось мокрого места?» — именно с этого вопроса началось увлечение физикой одного из победителей Международной олимпиады по физике, студента-первокурсника Киевского национального университета им. Т.Шевченко Олеся Штанько. Он и Кирилл Бондаренко (также студент КНУ), на проходившей в этом году в Исфахане (Иран) олимпиаде завоевали для Украины бронзовые медали. Еще четверо украинских ребят стали серебряными и бронзовыми призерами Международной олимпиады по химии, причем серебряную медаль завоевал ученик 10-го класса Львовского физико-математического лицея Остап Червак. Бронза досталась двум студентам из Харьковского национального университета им. В.Каразина — Владимиру Ткаченко, Кириллу Полищуку и студентке Киевского национального университета им. Т.Шевченко — Ольге Балабон.

Вот только вырастают такие «меж­дународники» у нас, как прави­ло, не благодаря, а вопреки всему. Каждый из них — это культурное растение с закалкой сорняка. Ка­жется, что сегодня наше государство во главе с отдельными академическими структурами не заинтересовано ни в благородном научном цветнике, ни в уникальной естественнонаучной оранжерее. У потенциальных Капиц, Колмогоровых и Церковняков нет достойной материальной поддержки — того фундамента, от которого они могли бы оттолкнуться и начать подыматься вверх. И, очень может быть, что стипендия в шесть тысяч гривен от Фонда Леонида Кучмы «Украина», врученная шестерым украинским победителям международных олимпиад в области химии и физики поможет им больше очередной благодарственной грамоты от государства.

Перефразируя известный афоризм о том, что «поэты рождаются в провинциях, а умирают в Париже» на наш лад, который год у нас получается только одно: «Талантливые ученые рождаются в украинских провинциях, но про их гениальность мы узнаем от Америки и Европы». Да, мы с грустью смотрим, как наша одаренная в естественных гауках молодежь уезжает за границу, но глубоко внутри мы радуемся за них. Потому что «там» у них есть перспектива, «там» они могут себе позволить работать в наукоемких сферах и достойно жить. Что ожидает их здесь? Наша естественно­научная школа из года в год повторяет один и тот же круг: находит одаренного ребенка, увлекает его, учит думать и нетривиально размышлять, помогает ему раскрыться, «засветиться» через систему всеукраинских и международных олимпиад, после чего большую часть из них со слезами отпускает…

«Общественный престиж науки, — говорит декан радиофизического факультета КНУ, доктор физико-математических наук, профессор Игорь Анисимов, — упал очень сильно. И нельзя сказать, что физика утратила свое значение, но она в значительной степени разрушена. Если еще лет двадцать пять назад талантливые выпускники могли получить работу и жилье, то сегодня мы не видим никакой поддержки в этом плане. Понятно, что талантливый человек как-нибудь пробьется, ведь и трава асфальт пробивает. Но почему одаренные дети в Украине должны идти таким путем?» Ответ на этот вопрос сегодня лежит в области теории, которую, вроде бы, все понимают, но при этом «физматовскую задачу» национального масштаба никто не может решить. По словам научных руководителей призеров международных олимпиад, очень часто можно видеть, что команды из Америки и Европы возглавляют выходцы с бывшего Советского Союза. Почему? Потому что в семьях наших эмигрантов престиж естественных наук сохранился до сих пор. В Европе и на Западе естественнонаучную школу формировать не умеют. Как следствие — с удовольствием берут наших ребят, которые показывают блестящие результаты здесь и которые потенциально способны сформировать преемственность научных знаний за границей.

Система олимпиад в естественных предметах в нашей стране очень сильна и чрезвычайно эффективна. Хотя, по словам Бориса Креминского, руководителя команды призеров международной олимпиады по физике, старшего научного сотрудника института инновационных технологий и содержания образования МОН, сегодня в Украине есть только три десятка специализированных школ, в которых способны подготовить ребенка к всеукраинской олимпиаде. И ее уровень всегда стараются максимально подтянуть к международному. «Правда, на международных олимпиадах, — замечает проректор Харьковского национального университета доктор химических наук, научный руководитель команды химиков, профессор Юрий Холин, — наши ребята гораздо лучше «выступают», чем выполняют эксперимент, потому что в области материально-лабораторной базы у нас, как правильно заметил кто-то из коллег, все приборы «стрелочные», а там — «кнопочные». И очень часто нашему ребенку сложно быстро сориентироваться в экспериментальном процессе. А в области олимпиад практически вся химия экспериментальная».

Не менее интересным выглядит у нас и турнирное движение. Судя по отзывам присутствующих на встрече профессоров и докторов наук, имеющих к нему самое непосредственное отношение, турнир — это живая форма олимпиады, все самое яркое и привлекательное, что может быть создано в виде физико-математической задачи. И к решению оной можно подойти с совершенно разных, иногда — кардинально противоположных сторон. По словам Игоря Анисимова, даже физикой можно заниматься с азартом. Кстати, вопрос о мухе, — великолепная гимнастика ума, апелляция к формированию экстраординарных интеллектуальных способностей человека. Победители международных олимпиад в области физики, математики и химии появляются в Украине ежегодно, вот только далеко не всегда находятся те, кто готов поддержать их материально, кому бесконечно стыдно за то, что сегодня для реализации способностей наиболее одаренным детям необходимо наработать закалку сорняка.