UA / RU
Поддержать ZN.ua

Физкультурная недостаточность

За неполных два месяца — пять детских смертей во время уроков физкультуры. Небольшое напряжение — и нет ребенка... Так что же такое — украинская физическая культура?

Автор: Василий Худицкий

Кажется, это было совсем недавно: пробуждение под бодрую музыку из радиоточки и звонкий голос диктора, который призывал: «На зарядку становись!». А еще — спортивные кружки, детские летние лагеря и ежегодные школьные профилактические осмотры. Нынче зарядку заменила реклама, спортивные секции — игровые автоматы, летние лагеря проданы религиозным организациям и богатеньким дядям, а на бывших спортивных площадках высятся жилые дома или разрослись базары.

…и на асфальте Фото: Сергей ПЯТЕРИКОВ
А последствия печальны. За неполных два месяца — пять детских смертей во время уроков физкультуры. Небольшое напряжение — и нет ребенка. И это происходит после летних каникул. О чем свидетельствуют эти трагические факты? О том, что летом оздоровлением детей никто не занимался.

Пятая, надеюсь, последняя, такая смерть произошла в городе Камянке-Бугской Львовской области. И тоже на физкультуре. Пятиклассник пробежал лишь один круг. Позднее врачи сказали, что причиной смерти было нарушение функционирования сосудов мозга. А это означает, что ребенок мог уйти из жизни от небольшой перегрузки в любую минуту. Возможно, так и есть, но этот аргумент слишком прост, чтобы оправдать цепочку трагедий на уроках, призванных укрепить здоровье.

Так что же такое — украинская физическая культура? Неужели она приносит лишь неприятности?

Тесты ради тестов

Казалось бы, о здоровье в нашем государстве заботятся. 1996 году была принята Программа государственных тестов и нормативов физической подготовленности населения. Для чего? Тогда наше руководство стремилось влиться в европейские структуры, а Европа поставила условие — нация должна быть здоровой. Чтобы не плестись в хвосте, разработчики программы решили повысить нормативы до норм комплекса ГТО «Готов к труду и обороне» 1972 года. А в роли аргументов предоставили не реальное исследование физического состояния послечернобыльского поколения, а ссылку на опыт США и Западной Европы. И потом, во время исследований много преподавателей физкультуры по советской привычке заполняли отчетные формы о выполнении нормативов «с потолка».

Одним из тех, кто протестовал против этого, был преподаватель, а ныне — доктор биологических наук, профессор, проректор по научно-педагогической работе Львовского национального медицинского университета им. Д.Галицкого Анатолий Маглеваный.

— Еще когда студенты выполняли нормы ГТО, — рассказывает он, — я никогда не завышал их результатов. Но таких, как я, было немного. У нас и сейчас есть учителя физкультуры, которые забыли, чему они должны служить. А должны служить здоровью ребенка — тренировать детей, чтобы они становили здоровее. В 10—12 лет нужно предлагать детям упражнения для развития силы, например, сгибания-разгибания рук с опоры лежа на полу, и увеличивать нагрузку постепенно. Поэтому я и говорю, что учителя физкультуры должны предоставлять правдивые результаты достижений учеников на уроках физкультуры. Тогда нормативы физической нагрузки можно было бы адаптировать к реалиям. Так выборочно действуют в США.

Я могу это утверждать, поскольку изучал программу физического воспитания общеобразовательных школ США. Там она формируется в каждом штате соответственно тому, сколько в нем есть спортивных сооружений и спортивных залов. Если много, то в школе лишь один урок физкультуры, так как ребенок имеет возможность пять-шесть раз в неделю посещать бассейны, спортивные залы. Если же в штате слабая материальная база, об этом должны позаботиться в школе. Поэтому в половине штатов США в школах проводят по шесть уроков физкультуры.

У нас же в 60—70% школ, особенно сельских, спортивных залов нет. Учитель физической культуры выводит детей на улицу, дает задание пробежаться вокруг школы или вокруг площадки, на которой пасутся коровы, и после того, если в школе есть футбольный мяч, дает его ребятам. Девушкам — волейбольный или какие-нибудь ракетки, чтобы поиграли в круге. На этом урок физкультуры заканчивается. Время от времени учителя вспоминают о нормативах и начинают принимать их у учеников без предыдущей подготовки. Этого нельзя делать, поскольку нормативы очень сложные.

Например, подтягивание на перекладине — восемь раз для мальчиков. Я скажу, что это тоже многовато. Трудно также пятиклассникам 28 раз выполнить норматив по разгибанию рук с положения лежа на полу. Потому что даже студентов первого курса для выполнения этого норматива для 11—12-летних нужно готовить на протяжении месяца-двух.

Есть и такой скоростно-силовой норматив — «Прыжок в длину с места». Ребята на «пять» должны прыгать 187 сантиметров, а девушки — 157. Упражнение это нетрудное, но его также дети не выполняют.

Не вижу пользы для здоровья детей и от выполнения еще одного упражнения — забега на 60 метров. Одиннадцатилетние мальчики должны вложиться в 8,4 секунды, а девочки — в 9,2. Этот норматив я бы тоже отменил.

Во-первых, чтобы испытывать скорость, можно было бы дать задание пробежать 30 м
как девочкам, так и ребятам. Нынешний норматив нереален еще и потому, что рассчитан для хорошей легкоатлетической дорожки. А как в селе, где нет такой дорожки, развить предусмотренную нормативом скорость? Да что там село. Загляните в любую обычную городскую среднюю школу. Где вообще там можно пробежать 60 метров? Тогда как 30 метров можно пробежать на баскетбольной площадке. Это еще раз подтверждает, что нормативы написаны с потолка. И выполнять их без подготовки не только трудно, а часто и опасно.

Почему? Поскольку нетренированное сердце сразу отреагирует на чрезмерную нагрузку. Следовательно, эти и прочие нормативы следует пересмотреть и приблизить к реальному физическому состоянию наших детей. И не бояться того, что скажут о нас в Европе или в Америке.

Я бы сегодня отказался от так называемых обязательных нормативов, а дал бы стандарты, к которым должны стремиться дети. А оценку можно ставить за технику, за подвижную игру, за то, что научился передать пас во время игры в баскетбол, даже за то, что умеет различить футбольный и баскетбольный мячи. Научив технике движений, упражнений, со временем можно начинать и игру.

Трагедии в школах случились не только из-за несоответствующих нормативов. Наши учителя физкультуры читают все, но не дочитывают до конца. Для примера. Есть приложение №2 «О государственных нормативах», в котором четко прописано, что к их выполнению допускаются тренированные лица, которые прошли медицинское обследование и допущены врачом к тестированию. Назовите мне тренированное лицо, у которого низкий уровень физической подготовки. Пусть хоть один учитель мне покажет заявку ученика на сдачу нормативов и подписанный врачом допуск к тестированию.

Медицинские осмотры

У нас шутят: если бы знал, где упаду, соломку подстелил бы. Как раз такой соломкой от трагедий на уроках физкультуры могли бы стать вовремя проведенные медицинские осмотры учеников. Если вы думаете, что это чересчур сложная процедура, то очень ошибаетесь.

Чтобы определить физическое состояние ученика или студента, не нужно принуждать их пробежать 1500 или даже 100 метров, — продолжает профессор Маглеваный. — Нужно посмотреть, как реагирует на нагрузку сердечно-сосудистая система, то есть какова частота сердечных сокращений. Их можно определить с помощью электрокардиографа. Все, что следует перед этим сделать, — 20 приседаний за 30 секунд или упражнение «лег — встал — лег — встал». Есть и градация, по которой легко определить, какому уровню физической подготовки отвечает та или иная частота сердечных сокращений. Во время таких исследований человек сильно не напрягается, но сердце показывает весь уровень физической подготовленности.

Прыгать или бегать?

Есть много обоснованных претензий к самим нормативам. С ними не согласны даже отдельные преподаватели.

— Мы отходим от общепринятых нормативов уже сегодня, — рассказывает учитель физкультуры Львовской академической гимназии при НУ «Львовская политехника» Оксана Жук. — Если я вижу, что у ребенка лишний вес или он менее развит, то опускаю планку требований. Подбираю более простые упражнения, которые подводят его к норме. Так постепенно, шаг за шагом, ребенок придет к победе над собой, которая будет оценена самым высоким баллом.

Для старшеклассников более привлекательны спортивные игры, как, например, волейбол, баскетбол, футбол и тому подобное. Младшие же дети на первых порах учатся сгибаться, подавать мячи, падать. Метод обычный — от простого к сложному. От передач в парах к передачам в группах, умение принять и передавать мяч.

Это большая проблема, что в некоторых начальных классах уроки физкультуры и до сих пор ведут не специалисты, а так называемые классоводы. То есть учителя начальных классов, которые заменяют учителей физкультуры. Нередко бывает, что ученики таких школ не знают, как повернуться направо или налево. Но самое худшее, что в младших классах у детей не развивают таких черт, как ловкость и координация движений. Поскольку, если силу, выносливость позднее в школьниках все-таки можно развить, то ловкость, скорость и координацию — очень сложно. И поэтому, нормативы для старшеклассников относительно скорости и выносливости для девушек следует пересмотреть.

Одно из чрезвычайно важных заданий для школьных учителей — вынудить детей больше двигаться. Ведь раньше как было: выучил ученик домашнее задание — и на улицу играться. Теперь у детей другие приоритеты, другие забавы. Простыми запретами здесь ничего не достичь, остается единственное — заинтересовать детей игровыми видами спорта и привести их в спортзалы, на спортивные площадки. А там — свои проблемы: детских тренеров становится все меньше, закрываются спортивные школы. Более того, чиновники делят виды спорта на перспективные и неперспективные. Фехтованию повезло, поскольку оно приносит медали, а волейбол и ряд других видов массового спорта чиновники причисляют к неперспективным.

Сколько собеседников, столько и мнений. Но учителя единогласны в одном — уроки физкультуры нужны для того, чтобы дети становились здоровее, а не погибали от физических нагрузок. Как этого достичь? Это тема для дискуссии.