Наверное, через несколько лет отечественная система образования коренным образом изменит свое лицо. Залогом этого должны стать новшества, вводимые в последнее время МОН Украины. К положительным сдвигам в этой сфере можно было бы отнести, например, введение иностранного языка со второго класса во всех общеобразовательных школах, переход на 12-летний срок обучения и новую систему оценивания. Важно при этом внешние изменения наполнять реальным содержанием, чтобы они не остались косметическими. Ведь проблемы преподавания иностранного языка состоят не столько в количестве часов, сколько в их качестве, обусловленном отсутствием интенсивных методик и нехваткой кадров.
Одной из важнейших задач средней школы является преподавание украинского языка и литературы, что объясняется, кроме общепонятных причин, обязательностью сдачи этих дисциплин на выпускных экзаменах в школе и вступительных в вузе.
В просвещенческих кругах неоднократно возникала идея разграничить преподавание названных предметов с тем, чтобы их читали разные учителя, которые специализировались бы или на языке, или литературе (в том числе иностранной). Дискуссия на страницах специализированных журналов по известным причинам не могла состояться, хотя предлагаемые изменения интересовали многих.
Большинство лицеев и гимназий гуманитарного профиля уже давно ввели раздельное преподавание, что позволило учителю сосредоточиться на своем предмете, глубже им овладеть. Да и сами учителя, хотим мы этого или нет, предпочитают или язык, или литературу, хоть и вынуждены преподавать оба предмета.
Еще раз приходится делать акцент на принципиальном отличии искусства слова (литературы) и лингвистики (в школьной практике — украинский язык). Существуют различные методики преподавания этих предметов, они даже требуют неодинаковой парадигмы мышления. Введение предлагаемого новшества позволило бы сэкономить человеческие усилия, усовершенствовать обучение, одновременно избежав материальных затрат.
Соответственно университетское образование, не говоря уже о педагогическом, ориентировано на среднюю школу и предлагает двойную специальность, хотя на старших курсах, как известно, студенты делятся на литературоведов и лингвистов. При этом университет должен учесть и потребности академической науки, не знающей о существовании такого гибрида: ее интересуют специалисты определенного направления. В этой странной двойной ориентации высшая школа находится до сих пор.
Признаком мировой науки является углубленная специализация. Никто не отрицает и важности генерализации: всегда будут нужны ученые универсального типа, умеющие проследить общие закономерности в нескольких сферах. Но настаивать на невозможности отделить литературу от языка на том основании, что, мол, художественные произведения написаны на украинском языке, — означает защищать вчерашний день.
Если средняя школа будет готова к таким изменениям, то автоматически произойдет переориентация и вузовского образования.
К сожалению, проблема не единична. Филология, как никакое другое направление науки, национально обусловлена, что продиктовано самим объектом исследования — национальным языком и литературой. Соответственно она малочувствительна к распространению новых идей в мире, в отличие от точных наук. Возможно, поэтому так долго не удается открыть кафедру компьютерной лингвистики в Украине или так сложно завоевывает себе право на жизнь специальность «литературное творчество»? А может быть, это чья-то влюбленность в прошлое, когда все гуманитарные науки были под крышей единственной настоящей — философии?
Эти давно не новые идеи должны быть воплощены или отвергнуты в результате обсуждения, которое почему-то никак не начнется.