Рамочный Закон об образовании еще только обрастает каркасом. В рабочей группе, в состав которой вошли эксперты, представители общественных организаций, Комитета по вопросам науки и образования, Министерства образования, НАПНУ, идут жаркие дискуссии. Это и неудивительно, ведь закон должен стать фундаментом для серьезных изменений в образовании. Но в одном ключевом вопросе эксперты пришли к согласию ─ наша средняя школа должна быть 12-летней. Почему?
Прежде чем ответить на этот вопрос, дадим честный ответ на несколько других.
Хотим ли мы что-то изменить в нашем среднем образовании (имею в виду не отдельных учителей и отдельные элитные школы, а среднюю температуру по стране)? Вспомните неутешительные результаты ВНО. Вспомните проблемы вузов, которые вынуждены подтягивать первокурсников, наверстывая школьную программу. Вспомните низкие требования к поступающим в Правилах приема в университеты (потому что там понимают, что с высокими требованиями останутся без студентов).
А какой ценой дается такое обучение? Перегрузками и зубрежкой. Особенно трудно дышать под гнетом "гранита науки" выпускникам: подготовка к ВНО, куча домашних заданий, репетиторы и подготовительные курсы при университетах. Иногда приходится выбирать - подготовка к поступлению или обучение в школе.
"Надо что-то менять в консерватории" - с этим, кажется, согласны все. Изменения должны быть кардинальными и комплексными - от структуры образования и до лицензирования, управления, финансирования. Все они будут отражены в новом рамочном законе.
Предлагается изменить структуру общего среднего образования - ввести 12- летнюю школу. Это соответствует европейской практике. С переходом на 12-летку украинские аттестаты об общем среднем образовании будут признавать в ЕС. Хотя это, конечно, не единственная причина внедрения новой структуры образования.
Свои 12–14 лет школьного обучения разные европейские страны "конструируют" по-разному. На начальное образование выделяют от 4 до 7 лет, на базовое - от 3 до 6 лет, на старшую школу - от 2 до 5 лет.
Разработчики проекта Закона об образовании выбирали между двумя вариантами: 5+4+3 года (соответственно, начальная, средняя и старшая школа) и 6+3+3. В конце концов остановились на первом. Поскольку он показался "менее травматичным" и более близким к нынешней структуре образования. Новый закон будет фокусировать внимание на образовании на протяжении жизни, и школьное обучение рассматривается именно в этом контексте. Предлагается четко структурированная школьная система, привязанная к возрасту ребенка.
Сразу возникает вопрос - зачем нам пятилетняя начальная школа? Какой смысл растягивать школьные программы на этом этапе и отбирать работу у учителей старшей школы?
А если посмотреть на это по-другому? Если начальные школы будут отдельными учебными заведениями с созданными там комфортными условиями для обучения младших школьников? Специальная мебель, площадки, приспособленные помещения?
Если за счет дополнительного года будет сбалансирована учебная нагрузка (уменьшено количество уроков и объем домашних заданий)? Кстати, учителя старшей школы не пострадают от "расширения" начальной школы, ведь одновременно добавится 12-й класс.
Предполагается, что с начальной школы и по 9 класс не будет ни профилизации, ни специализации. И это, в принципе, понятно: определить в возрасте 5–6 лет, какая специализация наиболее соответствует способностям и талантам ребенка, сложно. Председатель профильного парламентского комитета Лилия Гриневич при обсуждении законопроекта в рабочей группе отметила: "Наша предварительная договоренность - до 9 класса одинаковый базовый стандарт для всех. Он должен быть как можно лучше реализован в рамках равного доступа к качественному образованию. Если мы хотим, например, усилить иностранные языки, ИКТ (а продление срока обучения позволяет это сделать), надо усилить их во всех школах Украины, а не только в анклаве - специализированных школах и гимназиях, куда детей отбирают с первого класса, что по определению неправильно".
Сейчас, выбирая специализированную школу, родители чаще всего ориентируются не на ребенка, а на собственные желания, связи и возможности кошелька. Новая норма означает, что вступительные "собеседования" со всеми коррупционными составляющими ("благотворительные взносы", репетиторство с указанными администрацией учителями, платными подготовительными курсами при школах) останутся в прошлом.
"Удлинение" начальной школы увеличит возраст, в котором дети перейдут в старшую школу. Это облегчит адаптацию к "взрослой" жизни. 5-летние начальные школы помогут сохранить сеть сельских школ, а это возможность для сельских детей учиться недалеко от дома до 11 лет. Альгирдас Забулионис, международный эксперт, консультант Anglia Assessment Ltd и USETI, подчеркивает: "Другие страны, например Грузия, Норвегия, вообще переходят сейчас на 6-летнее начальное образование. У них есть четкая политика: начальная школа будет в каждом селе. В Норвегии такую школу вы найдете не дальше чем за 2 километра от местожительства ученика. Если в норвежской начальной школе на все 6 классов наберется 40 детей - школа считается большой. Сеть начальных школ в стране очень мощная. Сеть основных школ вдвое меньше".
Предполагается, что начальная школа может существовать отдельно, а может быть объединена с базовой школой. После окончания 9 класса выпускники будут сдавать ВНО и профориентационные тесты, на основании которых и будут определяться с тем, где учиться дальше.
А вот старшая школа обязательно планируется обособленной. Это будут учебные учреждения трех типов: профессиональный лицей (одновременно с общим средним образованием ученики получают здесь квалификацию "квалифицированный работник"), академический лицей (профильная старшая школа, которая готовит учеников к дальнейшему обучению в вузе) и колледж. В последнем обучение будет длиться не 3, а 4 года. Выпусники получат степень младшего специалиста. Однако такое деление не означает, что поступать в вуз можно только после академического лицея.
Один из аргументов против 12-летки - школу заканчивают взрослые 18-летние люди, зачем их так долго держать за партой? Но следует учесть, что после профессионального лицея или колледжа их выпускники попадают на рынок труда не только с полным средним образованием, но и с профессией в руках. Те же, кто пошел в академический лицей и хочет стать студентом, действительно получают в 18 лет только аттестат. Однако с внедрением 12-летки срок обучения на бакалаврате в университете планируется сократить до трех лет (за счет более высокого качества школьного образования). Следовательно, в целом, чтобы получить степень бакалавра, те, кто получает высшее образование будут учиться столько же лет, сколько учились и до внедрения 12-летки.
Несмотря на привычное название "лицей", академический лицей будет принципиально новым типом учебного заведения. В него будут поступать только те, кто показал хорошие результаты по внешнему тестированию. И это станет мощным стимулом для учебы в базовой школе. Планируется, что старшая профильная школа даст молодым возможность лучше подготовиться к поступлению и снимет нагрузку с вузов, которым сейчас приходится доучивать своих первокурсников. Если это будет реализовано, подготовительные курсы при вузах не понадобятся. В профильном лицее могут вводиться полууниверситетские формы работы, проектная деятельность, science education.
Дополнительный 12-й год обучения позволит сбалансировать программы и разгрузить учеников, избавив их от громоздких домашних заданий и большого количества уроков. Однако 12-го класса для настоящей разгрузки недостаточно, считает Виктор Громовой, эксперт рабочей группы: "Автоматический возврат к 12-летке не решит проблему перегрузки школьников. У нас самые длинные в мире летние каникулы. Немецкий школьник, например, идет на каникулы в середине июля и возвращается в 20-х числах августа (там нет фиксированной даты начала нового учебного года). Минимум на один месяц в год европейские школьники учатся дольше. Таким образом, за 12 лет наша школа недополучает, как минимум, целый учебный год. Надо привести в соответствие с европейской не только длительность обучения, но и нашу структуру учебного года. И это тоже разгрузит школу. Не обязательно в июне должны быть надоедливые уроки, можно предложить ученикам языковые лагеря, летние студии и т.п."
Обучение в лицее должно завершиться независимым внешним оцениванием знаний. Его результаты будут отображены в аттестате. Но возникает вопрос - что делать с теми, кто не сдаст тестирования? Каждый ли должен получить аттестат? Наша Конституция гарантирует всем обязательное общее среднее образование. Формально можно сидеть в школе до пенсии. Альгирдас Забулионис объясняет: "Во всем мире аттестат отвечает минимуму знаний и умений. И ты можешь получить его только тогда, когда имеешь этот минимум. Приблизительно 10% выпускников не получают аттестата. У вас ученик обречен на успех. Его за уши тянут к аттестату. А знает ли он что-то? Подумайте, вы сейчас обязаны каждому выдать аттестат зрелости за то, что он отсидел 11 лет. В Литве обязательное образование до 16 лет. Это означает, что ты можешь уйти с 6 класса, если получил паспорт. Не смог достичь выпускного класса - извини. А можешь учиться и до 12 класса (но это уже необязательно). Хочешь получить аттестат об образовании - докажи это. При желании можно прийти и сдать экзамены через несколько лет после того, как ты ушел из школы".
Игорь Ликарчук, директор УЦОКО, подчеркивает: "Обязательное пребывание в школе не должно означать автоматического получения документа об образовании. Нужно законодательно закрепить, что государство обязано учить каждого ребенка в школе до определенного возраста. Однако это не означает, что он должен быть таким, чтобы ребенок обязательно получил полное общее среднее образование. Но результаты обучения должны оцениваться системой внешнего независимого оценивания. Система "сам учу, сам принимаю экзамены", которая существует сегодня, должна быть ликвидирована. При этом нельзя забывать, что, кроме школьной системы, полноценное право на существование должна иметь домашняя (индивидуальная) система обучения на любом этапе получения общего среднего образования. Но в таком случае ответственность за получение образования ребенком и за его социализацию должны нести родители. Результаты обучения должны определяться с помощью системы независимого оценивания. И не так важно, сколько лет понадобится родителям, чтобы дать такое образование своему ребенку, - 10 или 12".
Очевидно, что воплощение любых идей связано с рисками. Какие риски усматривают эксперты в связи с 12-леткой?
Проблемой может стать формальный подход к внедрению 12-летней школы, при котором произойдут только внешние изменения. Игорь Ликарчук подчеркивает: "Я не вижу предмета дискуссий - сколько лет учиться. Важнее - в какой форме это делать и с каким содержанием. Мы видим только одну форму получения образования - школьную. И одну сложившуюся форму организации учебного процесса - классно-урочную систему. Она не менялась сотни лет. Мы меняли только методы обучения (и то во многих школах они неизменны со времен Ушинского). Для меня важнее то, что именно за это время изменится".
Имеет значение, как именно будет организовано обучение в профильной старшей школе. Альгирдас Забулионис подчеркивает: "Знаете, что может быть наихудшим? Вы добавите один год в старшей школе, а потом стянете туда материал за І курс университета. Давайте учить мыслить".
Виктор Громовой считает, что в старшей школе не может быть классно-урочной системы. Могут быть проекты, университетские формы работы с лекциями, семинарами, погружением в ту или другую тему. Например, неделя истории, которая проходит в музеях.
Владимир Белый, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Херсонского физико-технического лицея, убежден: "Учебный план лицея должен предусматривать не более чем 10 предметов, из которых половина профильные. Конечно, в какой-то общине создают один многопрофильный по научным направлениям лицей, а в другой - несколько узкопрофильных по отдельному направлению".
Проблемой будет уже традиционное недофинансирование образования, а значит - сложность создания материальной базы для профильной школы. Особенно в селе.
Невозможно что-то изменить в образовании без изменений в системе подготовки и повышения квалификации учителей. Если мы говорим об отходе от классно-урочной системы, нужно менять систему оплаты труда педагогов - отказаться от почасовой оплаты.
Поскольку идеи Закона об образовании, связанные с 12-леткой, касаются коррупционных составляющих (вступительные взносы, конкурсный отбор, подготовительные курсы) и реорганизации сети школ, можно догадаться, какое сопротивление им будет оказываться.
Идея внедрения 12-летней средней школы - не прихоть членов рабочей группы, работающей над Законом об образовании. Такое намерение вместе с принятием нового закона задекларировано в тексте Коалиционного соглашения как составляющая социально-гуманитарной реформы. До начала лета законопроект должен быть внесен в Верховную Раду.