Основатели института на 10-летии |
Насколько возможно определить или рассчитать формулу успеха? Почему одним достается чемпионский титул, а другие проводят всю жизнь в безнадежных аутсайдерах? Шахматисты знают: для того, чтобы выиграть, следует держать в уме все фигуры одновременно. Однако, пожалуй, самое главное — каждый раз видеть на шахматной доске ту заветную, трепетно пустующую клетку, ожидающую удачного «хода конем». Проще говоря — найти потребность и удовлетворить ее! Но на самом-то деле сделать это совсем не просто…
Подобные мысли занимали меня во время праздничных торжеств, посвященных десятилетнему юбилею института экономики и права «КРОК», проходивших недавно в Киеве. 15 мая в шоу-парке «Золотые ворота» для студентов и их родителей прошло феерическое действо «Десять років — десять кроків» с песнями, танцами, выступлением команды КВН, чтением стихов, исполнением спортивных номеров, завершившееся самым настоящим фейерверком. Глядя на сияющие, одухотворенные лица молодых людей, искренне гордящихся своей сопричастностью к празднику, проникнувшись атмосферой взаимного внимания, уважения и доброжелательности, в очередной раз подумалось о том, что досужие разговоры об «ограниченности, примитивности и серости современной молодежи», мягко говоря, не соответствуют действительности. А на следующий день — 16 мая — в конгресс-холле Государственной налоговой администрации Украины состоялось торжественное заседание, посвященное юбилею, и официальная церемония награждения сотрудников института. Но опять-таки, невзирая на внушительное количество и высокий статус приглашенных гостей, — а это были и представители Верховной Рады, Кабинета министров, Министерства образования и науки Украины, городской и районной администрации, — происходившее меньше всего соответствовало казенному понятию «официоз». И для того чтобы понять — почему? — следует перейти к более подробному рассказу о «виновнике» торжества.
На сегодняшний день институт экономики и права «КРОК» (что расшифровывается, как «Корпорация развития образования и кадров»), входит в пятерку лучших негосударственных учебных заведений Украины, из года в год разрабатывает и внедряет в жизнь новые образовательные программы и откровенно смелые проекты. Более двух тысяч студентов, обучающихся по 12 престижным специальностям, таким, как «Экономика производства», «Банковское дело», «Финансы», «Учет и аудит», «Международная экономика», «Менеджмент внешнеэкономической деятельности», «Правоведение» и др., по словам Сергея Лаптева, ректора института, — «это успех и огромная ответственность перед студентами, их родителями и Украиной… А ведь начинали мы с первой группы студентов численностью 19 человек… Сегодня же более 700 наших выпускников основали свои предприятия и, соответственно, новые рабочие места, многие успешно работают в государственных организациях, банках и фирмах. Наша профессиональная основа и гарантия качества знаний, получаемых студентами, — это наш преподавательский корпус, состоящий из 33 докторов наук и профессоров, 127 кандидатов наук, доцентов, 8 академиков отраслевых академий наук».
…Помните расхожую шутку застойных времен: «Вы получили диплом? Отложите его в сторону, забудьте о нем и начинайте учиться жизни». Немного позже в моду вошел вопрос: «Если мы такие умные, то почему такие бедные?». Абсолютное несоответствие между фундаментальными знаниями и невозможностью реализовать их на практике выбило почву из-под ног у многих сограждан. «Любые знания катастрофически быстро устаревают, — убежден Тарас Фиников, первый проректор института экономики и права «КРОК», — поэтому мы вовремя осознали, что если учебный процесс будет сугубо теоретическим, то он вообще лишен всякого смысла в современной ситуации. Мы должны ориентироваться не на получение студентами знаний, а на обучение алгоритмам рационального поведения, с помощью которых наш выпускник сможет решить любую задачу. Мы должны научить студента вести себя рационально не только в учебной ситуации, а и умению общаться с людьми, ведь он должен быть открытым, способным к плодотворной коммуникации, уметь построить отношения в любом коллективе. И начиная со второго курса мы стараемся определять наших студентов в реальные производственные отношения. Это может быть прохождение практики для небольших групп, либо индивидуально, но это те места, где они могут заинтересовать потенциального работодателя. Если человек активен, хорошо подготовлен, то рано или поздно он обязательно обращает на себя внимание и получает достойные предложения… В результате этого 85—87% наших выпускников к моменту получения диплома уже работают! Главной проблемы всех выпускников вузов Украины — безработицы — у нас просто не существует! Будущие специалисты проходят практику и получают опыт в ведущих предприятиях Украины, таких, как АКБ «Надра», АБ «Приватбанк», «Правэкс-банк», Торгово-промышленная палата Украины, Верховный суд, комитеты Верховной Рады Украины, Антимонопольный комитет, АТ «Украинская фондовая биржа», «Минолта Украины» и проч. А на традиционный вопрос, который чаще всего звучит в стенах приемной комиссии: «Признают ли ваш диплом работодатели?» — отвечаем: «Да». О чем свидетельствуют приглашения на работу от авиакомпании «Аэрочартер», «Правэкс-банка», где студенты нашего института победили в конкурсе вакансий.
Жизненная необходимость нашей молодежи — это участие в международных программах и проектах, причем чем больше их количество, тем весомее результаты, — продолжает Тарас Владимирович. — За годы существования института состоялось два выпуска участников украинско-нидерландского проекта «Двойной диплом». После четырех лет обучения по этой программе участники проекта получают соответственный диплом бакалавра Амстердамского университета профессионального образования. Несколько раз в году преподаватели Амстердамского университета приезжают в Киев: читают лекции, проводят семинары и тренинги, предоставляют консультации. В результате подобной работы украинский студент очень меняется, особенно после прохождения итоговой стажировки в Амстердаме, и главной задачей его бакалаврской работы становится не теоретический труд, а подготовка реального бизнес-плана, связанного с украинско-нидерландскими деловыми отношениями. Юного украинца критикуют, он остается наедине с международной комиссией, изо всех сил защищает свою работу, получает реальную оценку, и в результате оказывается действительно готовым к тому, чтобы самостоятельно начать собственный бизнес. Отличается и сама манера преподавания западного профессора — ей присущи стремление, совместно рассуждая со студентами, осваивать алгоритмы решения сложнейших задач. Человек не столько обучается, сколько консультируется с преподавателем и вместе с ним вырабатывает оптимальную тактику поведения. Получается вариант, близкий к идеальному: с одной стороны, фундаментальность местного образования, а с другой — бесценный практический западный опыт».
* * *
… В документальном фильме, созданном к юбилею, был очень трогательный эпизод: юная девушка с малышом на руках рассказала о том, как, будучи беременной, учила билеты и сдавала сессию, и посему (цитата): «Мой сын, я уверена, тоже станет экономистом». Созвучным оказалось признание Елены Воронцовой, проректора по воспитательной и аналитической работе: «Когда ректор меня спросил: «В чем вы видите результат воспитательной работы?», я ответила: «Когда в институт «КРОК» выпускники приведут своих детей, а потом дети приведут внуков, а нам, седым и стареньким, будет сытно и надежно жить в нашей стране, которой руководят наши выпускники, — тогда буду считать результат позитивным».