UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЭТА ШКОЛА ТАКАЯ СВЕТЛАЯ..»

Многое в этой школе не укладывается в привычные стереотипы. Здесь нет традиционных школьных звонков...

Автор: Василий Михайлович

Многое в этой школе не укладывается в привычные стереотипы. Здесь нет традиционных школьных звонков. В начальных классах занятия проходят вообще без уроков, детям не выставляют оценок... Оценочная система, полагает основатель школы и ее нынешний директор Мария Ивановна Чумарна, делает градацию между детьми, делит их на «отличников», «хорошистов», а то и неуспевающих. Такой раздел травмирует детскую психику, отражается на развитии ребенка. Новый метод ставит всех детей в одинаковые условия, дает им возможность раскрыть свои способности. Опыт показывает: отдельные дети вначале развиваются слабо. Но потом идет интенсивное развитие, резкий скачок и, как правило, они достигают необходимого уровня знаний. Причем это происходит без нажима извне, а в атмосфере радости познания. Работа педагогов нацеливается на результат, а не на оценки.

И еще одна особенность авторской школы. С первого же класса мальчики и девочки обучаются раздельно. Мальчики, например, увлекаются казацкими играми. Девочкам прививаются наклонности к хореографии, женским профессиям.

Сама Мария Ивановна по профессии литератор, раньше преподавала в общеобразовательной школе. Исследует народное творчество, пишет стихи (М.Чумарна - член Союза писателей Украины). Вполне возможно, что именно благодаря творческой натуре ей легче ломать старые каноны, внедрять новые методы обучения на педагогическом поприще.

Школа имеет народоведческое направление. Во все изучаемые предметы вкладывается содержание народной культуры, причем не только украинской, но и других, начиная с самых древних - индийской, египетской, шумерской. Дети легко познают мир через фольклор - притчи, сказки, песни. Они не только пересказывают, поют, но и сами сочиняют.

Недавно вышел первый выпуск альманаха детского творчества «Чарівна рукавичка». Он красочно оформлен, с цветными иллюстрациями. Но привлекает альманах, не только внешним видом. Авторы, дети 7 - 10 лет, в стихах, афоризмах, новеллах, в жанрах, которые трудно даже определить, представляют открывшийся им мир - с его запахами, звуками, образами. «У меня в школе открылась душа, - пишет восьмилетняя Олеся Таций. - Школа для меня стала как дом, и я узнала, как надо жить. У меня есть время и сила, когда я учусь здесь. Эта школа такая светлая, каждое слово светлое и ее тайны светятся».

- Мы принимаем в школу всех детей, - говорит Мария Ивановна. - Нет у нас никакой конкурсной системы. Плата за обучение довольно умеренная - три миллиона карбованцев в месяц. Если откровенно, то денег хватает на обеды детям - учащиеся у нас обеспечиваются питанием. Набираем обычных детей из обычных семей. А вся программа построена так, чтобы не нивелировать способности детей, создавать все условия и возможности для их полного развития.

Ныне в школе обучается 130 детей. Ее первые воспитанники уже заканчивают пятый класс. Педагогический коллектив пополняется в основном выпускниками вузов. Им, еще не закомплексованным традиционными школьными программами, полагает Мария Ивановна, легче осваивать новые методы обучения. Занятия ведутся целый день - с девяти утра и шести вечера. Здесь же сызмала приобщают к труду. С четвертого класса ребята в школьной мастерской изготавливают деревянные игрушки, разные поделки. Девочки плетут изделия из соломы, по своему выбору изготавливают разные композиции, детские игрушки. Потом свои изделия передают учащимся младших классов.

Школа имеет статус частной. Но это отнюдь не значит, что за этой вывеской припрятаны какие-то коммерческие структуры. Пять лет тому назад, когда создавалась школа, в первом классе было тридцать детей. Возьмет ли государство на свой скудный бюджет школу с тридцатью учениками? Поэтому зарегистрировали школу как частную, которая вначале существовала в основном на спонсорские пожертвования. Сейчас по гранту ей оказывает помощь международный фонд «Відрождення» - в издании учебников, обеспечении инвентарем, разными техническими пособиями. Государство же оплачивает содержание помещения - электроэнергию, отопление, другие коммунальные услуги, а также половину фонда зарплаты педагогам.

Так распределяются материальные и финансовые средства на содержание школы. Но главное не в том, кто сколько вкладывает. Суть в конечном результате, что дает школа своим воспитанникам.

Авторская школа Марии Чумарной имеет уникальную программу, которую здесь называют программой целостных знаний, где нет расчленения предметов между начальными и средними классами. Хоть в основу обучения и заложено религиозное мировоззрение, здесь нет уроков религии. Не разделяется изучение языка и литературы - вместо них введен предмет «Живое слово».

После третьего класса обучение ведется по принципам вуза - парами. Авторы программы считают, что за стандартный урок, то есть за 45 минут, ребенок не может сразу переключиться на новый предмет и освоить тему. Поэтому на ее изучение отводится полтора часа.

Обеспечивая базовый уровень знаний всех общеобразовательных предметов, школа стремится дать ученикам не только более широкое познание мировой культуры, но и приобщить своих воспитанников к ней. На протяжении десяти лет учащиеся должны овладеть английским и немецким языками, знать латынь и польский.

Нельзя сказать, что новая форма обучения внедряется без сучка и задоринки. Проблем здесь, как и во всяком новом деле, множество. Накладывают свой отпечаток экономические и финансовые трудности, тесно стало в детсадовском помещении, нелегко подбирать для работы молодых, еще не закомплексованных педагогов. Но как бы там ни было, авторская школа проходит апробацию, утверждает разноликую палитру в образовательном процессе.