UA / RU
Поддержать ZN.ua

Естественно-математическое образование: планы и мечты

О проекте Концепции STEM-образования.

Автор: Ирина Егорченко

В Украине создана Концепция развития естественно-математического образования - (далее - Концепция). Ее проект обнародован для общественного обсуждения. Мне как ознакомленной с результатами нескольких западных исследований по этому вопросу и документами Европейского Союза интересно было посмотреть, учтены ли в документе специфические украинские проблемы и риски. Многие люди читают о "легком и развлекательном" образовании за рубежом. Экскурсанты посещают тамошние школы, где видят, как интересно и весело в них детям, но часто не понимают, что им показывают только результат, оставляя за кадром работу и настойчивость.

К сожалению, наша Концепция лишь повторяет стандартные западные идеи о STEM-образовании, почти без учета конкретной ситуации в Украине: не упомянута такая проблема, как огромные усилия, которые были направлены на уничтожение естественного и математического образования НАПН и прочими "детоцентристами" и освободителями детей от знаний, труда и критического мышления, и почти достигли цели. Говорить об этом надо, потому что эти усилия глубоко укоренили среди родителей, педагогов и руководителей образования (часто даже тех, кто в свое время получил математическое образование!) мысль о ненужности математики и естественных дисциплин "для жизни", традицию публично гордиться незнанием соответствующих предметов (и школьными медалями, должностями и званиями, несмотря на отсутствие знаний из начальной школы), толерирование вопиющей некомпетентности руководителей разного уровня, пропаганду псевдонауки в медиа и школьных учебниках. И эти усилия достаточно инерционны, - "деятели образования" будут говорить о STEM, как уже говорили о НУШ, Болонской системе, успешно превратив внедрение в карго-культ.

Новая инициатива может быть воспринята как "поговорить, показать игрушки из готовых конструкторов, разместить репортаж об очередном мальчике с электроэнергией из воздуха за три копейки, организовать победу в конкурсе".

Настоящее естественное и математическое образование - это тяжело. Это сложная конструкция, каждый следующий уровень которой требует предварительно усвоенных знаний. Отдельные специалисты (в том числе руководящие западные теоретики STEM-образования) пытаются превратить обучение в набор проектов, которые не нуждались бы в предварительных знаниях и могли заинтересовать детей с любым уровнем подготовки.

В тексте Концепции я не нашла никаких упоминаний об академической добропорядочности как основной проблеме и необходимом условии качественного образования. Базовой проблемой украинского образования являются не деньги и не учебники - а именно распространенная и поддерживаемая образовательной средой и членами правительства академическая недобропорядочность. Это порождает и плохие учебники, и плохую подготовку учителей, и разбазаривание денег на некачественное оборудование или пустые шоу для чиновников - в образовании как по STEM-дисциплинам, так и по всем другим, с "трудом" включительно, который тоже должен быть STEM-предметом.

Обучение математике, организованное ради выполнения программы учителями, которые не готовы идти против системы, - один из основных факторов культуры недобропорядочности: учитель не может научить немотивированный класс, учебники непригодны для самостоятельного образования, нет времени на повторение, болезни-карантины-репетиции танцев, - и учителя привыкают, что домашние работы списываются или из книг готовых домашних заданий (ГДЗ), или из Интернета. Реальная история коллеги: учительница пришла на родительское собрание 5 класса и объявила: "Я знаю, что математика - сложный предмет, купите ГДЗ, мне надо, чтобы в тетрадях все было красиво". Конечно, коллега забрал документы ребенка из той школы на следующий день, но ведь другие дети остались учиться списывать вместо того, чтобы учить математику.

STEM-образование очень легко превратить в нечто аналогичное "красивым тетрадям": можно закупить готовые конструкторы, из которых только перед комиссией дети сами будут составлять выставочные экземпляры. Обучение можно проводить как красивые шоу. Я не против шоу и конструкторов вдобавок к обучению, сама участвую в таких мероприятиях. Но все это не заменит настойчивого добродетельного фундаментального обучения, часы от которого, похоже, готовы отсекать не только на проекты и интегрированные "разговорные предметы обо всем", но и на STEM-шоу.

Выставки, музеи, квесты, популяризация науки - очень нужны (интересно, куда делся Музей науки, который нам обещали несколько лет назад). Но нельзя подменять этим фундаментальное образование, в том числе математическое. Никаких инженеров и квалифицированных рабочих не будет без хороших знаний математики и физики, в неинтегрированном, фундаментальном варианте. Поговорить об инновациях и показать некомпетентному чиновнику нечто составленное из конструктора - это не инновации и не фактор развития страны. Стартапы нуждаются в умении и показать, и объяснить, - но если это все, что есть у авторов проекта, без добропорядочности, знаний и продуктов результатов не будет.

Мне бы очень не хотелось, чтобы образование в сфере естественных и физико-математических наук превратили в нечто интегрированное, с проектами из готовых конструкторов и по готовым шаблонам - но без развития и труда. Несколько лет назад мы протестовали против бездумной интеграции естественного образования - без подготовленных учителей, без необходимой базы у детей, с мотивацией органов просвещения навязать более простые, более дешевые псевдогуманитарные "профили", лишив детей выбора дальнейшего пути. Концепция STEM-образования может создать риск не просто преобразования естественных наук в общие разговоры, с псевдонаучными вкраплениями, к которым склонны не сильно компетентные учителя и авторы учебников, но и замены этими разговорами изучения даже базовой математики. Интеграция и межпредметные связи - это прекрасно. Но лишь на базе фундаментального обучения.

Разговоры об инновациях и драйверах экономики - тоже прекрасно, но острейшая проблема в Украине сегодня - отсутствие не инноваций, а инженерных специалистов для поддержания базовой инфраструктуры. Потому что на соответствующие факультеты годами набирали двоечников, разочарованные преподаватели годами примитивизировали обучение или закрывали глаза на отсутствие знаний начальной школы. Наученные недобросовестностью студенты сейчас без каких-либо проблем строят ТЦ на проезжей части, уничтожают историю и природу, объявляют о реалистичности космических зарплат для учителей, закупают непригодные лекарства...

Личностно-ориентированное обучение - бесспорно замечательно, но что делать, если родители массово "жалеют" деточек, побуждают к выбору более легкого профиля - гуманитарного, и далее - выбору более легкой специальности. Типа "мы мучились, пусть детям будет легче" - и радостно помогают обманывать и искать легкие пути. В нашем образовании (и не только в нашем) существует огромная дилемма: с одной стороны, вроде бы понятно, что не все дети хотят и могут учиться одинаково, принимая во внимание разные природные способности, состояние здоровья. С другой - множество людей, твердят о необходимости полного образовательного равенства "как в Финляндии" и одинакового образования для всех. Но нужно понимать, что в Украине нет ресурсов на одинаково качественное образование для всех. Надо или для всех делать образование легеньким и приглашать иностранных инженеров для поддержания инфраструктуры, или адекватно учить способных и мотивированных.

Насколько мне известно, при обсуждении проекта Концепции подавались предложения о включении в документ STEM-проектов с элементами искусства и важности языковых навыков для математического и естественного образования. Можно было бы добавить и "STEM-элементы" в преподавание истории, - надо говорить не только о войнах и государствах, но и об истории технологий и человеческой мысли. Но в окончательном варианте Концепции этого нет.

Но даже с перечисленными замечаниями можно лишь приветствовать появление Концепции развития естественно-математического, то есть "не-только-гуманитарного" образования.

И еще одно: проект не содержит ни единого слова об издании научно-популярной литературы, что в нашей стране является огромной проблемой и нуждается в поддержке, в отличие от стран, у которых, очевидно, заимствовали основные идеи. Это является необходимым условием и заинтересованности детей, и повышения квалификации учителей. И патриотизма, потому что альтернатива собственному научно-популярному книгоизданию - обращение к российским изданиям, где даже в книги и лекции по математике умудряются впихивать имперское величие и презрение к другим народам. Пока есть героизм отдельных издателей и авторов, но без государственной поддержки, в том числе закупки книг для библиотек, не обойтись.

Все статьи Ирины Егорченко читайте здесь.