UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСЛИ МИНИСТР МЕЧТАЕТ…

Свою недавнюю пресс-конференцию министр образования и науки Украины Василий Кремень посвятил ито...

Автор: Дарья Сницарева
Василий Кремень

Свою недавнюю пресс-конференцию министр образования и науки Украины Василий Кремень посвятил итогам полугодия в работе общеобразовательных школ, профессионально-технических, высших учебных заведений и научных коллективов. К чести господина министра нужно заметить, что, несмотря на весьма пространную тематику мероприятия, его выступление и ответы на вопросы журналистов были весьма конкретны, содержательны и лаконичны.

В целом прошлый год, убежден Василий Григорьевич, ознаменовался рядом важных и интересных событий. Прежде всего это ІІ съезд просвещенцев страны, принятие им Национальной доктрины развития образования и подписанный во время работы форума президентский указ «О дополнительных мероприятиях, направленных на обеспечение развития образования в Украине». Во-вторых, с этого учебного года начался переход на двенадцатилетку. «Это очень непростое дело, и я рад, что пока все идет достаточно успешно», — подчеркнул В. Кремень. В-третьих, нововведения — переход школ на 12-балльную систему и семестровость, а также право абитуриентов поступать в несколько вузов одновременно (к слову, подобная практика будет продолжена и в этом году), — по словам министра, прижились и сегодня уже никем не критикуются.

В 2001-м правительство приняло ряд постановлений, позволивших за один год повысить зарплату отечественных педагогов на 52%, ученых — на 25%, а сотрудников НАНУ — на все 100%. Подбросили деньжат также студентам вузов и учащимся профессионально-технических заведений: согласно президентскому указу, их стипендии возросли вдвое.

В прошлом году выпущено
15 млн. учебников для средней и профтехшколы, что на 2,5 млн. больше, чем было в 2000-м. По мнению В. Кременя, сделаны существенные шаги в компьютеризации средней школы, что стало возможным благодаря предусмотренным на эти цели в госбюджете -2001 средствам. Весьма активно стали заниматься компьютеризацией и местные власти. Скажем, в Запорожской области разработали программу «Компьютерный класс — в каждую школу». И только за ноябрь — декабрь минувшего года оборудовали ПК аудитории 81-го местного учебного заведения.

Впервые за годы независимости в 2001 г. увеличилось (на 4%) количество принятых по госзаказу студентов в вузах ІІІ — ІУ уровней аккредитации. Минобразования и науки поставило перед Минэкономики вопрос о том, чтобы в нынешнем году количество «государственных» первокурсников возросло на 10%.

Поскольку, по словам В. Кременя, он не единожды уже сталкивался с несколько неверным трактованием отдельных положений недавно принятого закона «О высшем образовании», в беседе с журналистами он решил расставить некоторые точки над «і». В частности, относительно нормы, гласящей, что не менее 51% студентов должны учиться по госзаказу.

— Против этой нормы наше министерство выступало и выступает, — сказал Василий Григорьевич. — Ведь ее внедрение в жизнь будет означать, что мы уменьшим количество студентов, которые хотят и могут платить за свое образование, и при этом не увеличим количество «госзаказников». Наша идеология несколько иная: не противопоставлять одних другим, а максимально, насколько позволяет бюджет, принимать по госзаказу, а сверх госзаказа — всех тех, кто желает и может учиться на платной основе. Поэтому по нашему настоянию введение данной нормы отложено на полтора года. И мы надеемся, что новая ВР поймет ошибочность принятого решения и изменит это положение. Ведь оно совершенно не отвечает ни интересам общества, ни интересам государства.

За минувший год вступили в силу несколько законов Украины — «О дошкольном образовании», «О внешкольном образовании» и уже упоминавшийся «О высшем образовании». Таким образом, практически завершен процесс формирования законодательной базы отрасли (из крупных осталось принять лишь закон «Об образовании взрослых»).

Естественно, не мог министр не поделиться планами на будущее. По его мнению, основная задача школы на ближайшую перспективу — обеспечить стабильную работу второго класса в рамках двенадцатилетки. А это означает — новые учебники, изучение иностранного языка в каждой школе Украины. В. Кремень заверил журналистов, что министерство сделает все для подготовки на должном уровне необходимого количества учителей иностранных языков, массовым тиражом будут выпущены учебники для второклашек по английскому, французскому, испанскому и т. д. «То, что теперь все дети со второго класса будут учить иностранный, — очень важно. Это позволит существенно улучшить языковую подготовку наших школьников», — уверен Василий Григорьевич.

Сейчас заканчивается процесс формирования специализированных комиссий по каждому предмету, цель которых — разработка новых программ (а затем учебников) для 12-летней школы. И в данном случае речь идет не о косметическом обновлении старых учебных пособий, а о новой концепции преподавания каждого предмета. Необходимо менять идеологию учебного процесса. Главной задачей должно быть не напичкивание ученика знаниями — они должны стать инструментом развития ребенка.

Приятные новости для учащихся вузов. В следующем учебном году как минимум на шесть часов в неделю уменьшится аудиторная нагрузка на украинских студентов. По мнению В. Кременя, они очень перегружены аудиторными занятиями, а вот для не менее важной самостоятельной работы времени и условий абсолютно недостаточно.

А еще Василий Григорьевич позволил себе немножко помечтать. Например, ему бы очень хотелось, чтобы в Украине были не только новые, более справедливые условия вступления в вузы, но и обновилась вся работа высшей школы. По глубокому убеждению министра, ныне существующий порядок, когда студент обязан жестко отчитываться по каждому предмету, не самый эффективный. Посему он ратует за ведение системы баллов и кредитов по всем изучаемым в вузе дисциплинам. Студент на протяжении всего учебного процесса, выбирая те или иные предметы, зарабатывает определенное количество баллов. Такая структура организации учебы, считает В. Кремень, даст возможность динамизировать высшую школу, потребует от педагогов высокого профессионализма: будет плохо преподавать, студенты к нему просто не пойдут.

Но не только о преобразованиях в высшей школе мечтает министр. Скажем, он считает весьма целесообразным объединить на базе сельской средней школы местные клуб, библиотеку и спортивное учреждение, если таковое есть, и не сомневается, что со временем такая интеграция обязательно произойдет. Пока же этому мешает факт принадлежности всех вышеперечисленных заведений разным ведомствам. Впрочем, это проблема не районного, а общенационального масштаба.

— Мне кажется неправильным, что в подчинении Минобразования и науки только около половины функционирующих в государстве вузов, — отметил В. Кремень. — Это не позволяет проводить по-настоящему масштабные и существенные изменения, укрупнять учебные заведения, что обязательно нужно делать.