UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Если школьная запеканка выглядит как кусок дерьма на щербатой тарелке, то неважно, по каким рецептами ее готовят»

Что надо знать родителям о новом школьном питании

Автор: Алена Парфенова

Реформа школьной системы питания давно назрела. Дети проводят в школе даже больше времени, чем дома. Поэтому важно, чтобы на переменах они могли полноценно поесть горячего, вкусного и питательного, а не давиться всухомятку бутербродами или чипсами. Нынешнюю реформу питания, известную в народе как «рецепты Клопотенко», воспринимают по-разному. Но изменения в школьной столовой были неминуемы. Но кажется, когда реформаторы их начинали, то не осознавали, с каким пластом проблем столкнутся.

В последнее время очень много критикуют блюда, появившиеся в школьных столовых. Завышенные ожидания родителей не совпали с реальностью. Когда везде говорят об изменениях, новом меню, о новом оборудовании школьных столовых, а в школе твоего ребенка ничего не изменилось, то новое вызывает возмущение, а уровень доверия к нему стремительно снижается.

А тут еще постоянные обвинения в адрес родителей вроде «дети не приучены есть здоровую, полезную пищу». И доля правды в этом есть, но не хочется, чтобы этот тезис оправдывал все проблемы реформы. В одной дискуссии я услышала такой аргумент: «Мне жаловалась директор одной из школ, где ввели новое меню. Дети не едят запеканки, овощи и тому подобное, потому что хотят, как дома, пельмени и сосиски. Если запеканка или овощи выглядят, как кусок дерьма на тарелке времен СССР со щербинками по краям, то вряд ли проблема в том, что в семье лепят домашние пельмени и едят их все вместе».

Оценивать меню, опубликованное на сайте Минздрава, не буду, я не диетолог, не специалист в этом вопросе, но об организации самой системы могу кое-что сказать. Вот несколько важных моментов, которые нужно знать родителям.

Первое, что следует помнить: качество питания в учебных заведениях целиком и полностью зависит от возможности громады. Ведь в абзацах 3 и 4 пункта 8 Постановления КМУ (далее — Постановление) о Порядке организации питания в учебных заведениях и детских заведениях оздоровления и отдыха (далее — Порядок) четко отмечено: «Стоимость бесплатного горячего питания в заведениях общего среднего образования и других учебных заведениях, ведущих образовательную деятельность на определенном уровне (уровнях) полного общего среднего образования, устанавливается основателем (основателями) таких заведений ежегодно, согласно нормам питания с учетом режима (кратности) питания».

То есть в Украине нет единой стоимости горячего завтрака, и одна громада будет кормить детей на 32 грн, а другая — на 15. В одной громаде полностью оплачивается питание 1-х–4-х классов, а в другой — за счет родителей целиком или частично. И значит, что из-за отсутствия единого подхода в этом вопросе кому-то дают вареную свеклу, а кому-то — ту же свеклу, но с орегано, семечками и оливковым маслом.

За цену, определенную громадой, начинается конкуренция. И выигрывает организация, которая предложит самую низкую цену, если очень захочет выиграть тендер и работать в школе. Именно стоимость здесь будет решающим критерием. Учтите также, что школьный учебный год не совпадает с финансовым, поэтому любые жалобы и конфликты из-за тендеров рассматриваются долго, что затягивает процедуру закупки услуг. А еще позволяет прописать условия конкурсов под конкретные организации.

Школам предложили четырехнедельное сезонное меню и ассортимент буфета (при наличии) или позволили составлять собственное. Во время составления примерного четырехнедельного сезонного меню и ассортимента буфета в учебных заведениях и заведениях оздоровления и отдыха обязательно учитываются требования Порядка и установленные Минздравом требования об организации питания в заведениях общего среднего образования. Примерное четырехнедельное сезонное меню и ассортимент буфета разрешено использовать после согласования с территориальным органом Госпродпотребслужбы. Без такого согласования разрешается использовать меню, рекомендованное Минздравом.

А вот заменять блюда и продукты питания в меню-расписании допускается в случае возникновения объективных причин (проблем со снабжением или качеством, или безопасностью отдельного пищевого продукта) и осуществляется в пределах примерного четырехнедельного сезонного меню (в частности, меню четверга может быть предложено в понедельник, соответственно меню понедельника — в четверг). Но реальность такова, что если столовая отказывается от продуктов, то меню изменят не по принципу «вторник на четверг», а по принципу «приготовим из того, что есть». А что есть в закромах фирмы, которая организует питание — большой вопрос. Потому что оплату за услуги она получает задним числом, то есть кормит школьников авансом.

unsplash/thoughtcatalog

И как будут питаться дети, имеющие особые потребности — диету? Пункт 39 Постановления определяет, что достаточно предоставить школе медицинскую справку от семейного врача или врача-педиатра, подтверждающую особые диетические потребности соискателей образования детей. В справке должны быть указания об ограничении, исключении соответствующих пищевых продуктов, напитков и блюд и их замене аналогичными по энергетической и питательной ценности пищевыми продуктами. И речь не только о пищевой аллергии, это и о проблемах с ЖКТ и любых других, требующих ограничения или исключения определенных продуктов.

Если школьное меню родителям все же не нравится, к кому обращаться? Обычно в плохом меню обвиняют лишь фирму — поставщика услуг по питанию. Но на самом деле меню утверждает не только она, но и директор школы, и ее основатель, то есть местная власть. Поэтому обращаться с жалобами и предложениями нужно ко всем трем.

Кстати, во многих школах Украины и до этого документа было и мультипрофильное «дабл-меню», и «шведский стол» (местная власть вводила, не ожидая изменений от центральной власти). А теперь родители начали жаловаться, что систему изменили из-за четырехнедельного меню от Министерства здравоохранения. Хотя подозреваю, что проблема здесь в согласовании собственного меню, не отвечающего введенным изменениям из-за сбалансирования некоторых норм здорового питания. Знаю, что в планах реформаторов есть создание диджитал-платформы, которая упростит для школы разработку собственного меню, но следует подумать и над упрощением процедуры его согласования — как минимум это может быть онлайн.

Школам разрешено не готовить пищу самостоятельно, то есть не иметь пищеблока, а пользоваться услугами кейтеринга. Но в таком случае меню составляют поставщики услуг по питанию (технолог, заведующий производством) и утверждает руководитель оператора рынка пищевых продуктов, осуществляющего поставку готовых блюд и услуг по питанию.

Есть проблема, которую не решает реформа школьного питания (надеюсь, пока не решает): ведение учета и отчетности о завтраках до сих пор возложено на учителя. Кроме своих прямых обязанностей — обучать детей, педагоги ведут таблички по питанию и собирают наличные. Чтобы этого избежать, следует подумать о глобальных изменениях в системе питания, возможно, путем компенсации родителям стоимости горячих завтраков при условии, что местные власти обеспечивают горячие завтраки за счет бюджета. Следует также подумать о кабинете родителей на сайте школы, через который они могут на месяц вперед выбирать завтраки ребенку и оплачивать их (и мультипрофиль здесь неоценим). Возможны и другие варианты. Но точно не учитель должен собирать деньги за завтраки и вести учет.

В городах-миллионниках такие проблемы как-то решаются, а вот в сельской местности ситуация, на мой взгляд, более сложная. Мой коллега Сергей Бондаренко из ОО «Громадянська свідомість» в августе 2021 года обратился с открытым письмом к власти, получив из Госказначейства данные о бюджетах всех громад. Из них следует, что у 70 бюджетов территориальных громад нет расходов по коду бюджетной классификации КЭКР 2230 «Продукты питания». Это означает, что либо в школах по указанным бюджетам ученики вообще не получают горячего питания, либо расходы на питание учеников проводятся по другим кодам бюджетной классификации. А учитывая периодические сообщения родителей в сети о «списках продуктов», которые надо принести в столовую, такие данные представляются вероятными. Интересно, дали ли сейчас родителям новые списки продуктов, в соответствии с новым четырехнедельным меню?

unsplash/mrsmaria

А вот что действительно важно знать родителям, так это условия, которые должна обеспечить школа для питания наших детей. Хочу акцентировать внимание на таких моментах.

  1. Согласно Постановлению (пункт 34) школа должна обеспечить доступ родителей к информации о меню столовой и ассортименте буфета (ежедневно она размещается на отведенном для этого стенде, веб-сайте соответствующего заведения в Интернете при наличии и/или доносится через другие каналы коммуникации, доступные для соискателей образования — детей и их родителей).
  2. Доступ к питьевой воде должен быть постоянно, и не только во время употребления пищи, но и в любое другое время (пункт 50 Постановления).
  3. Время, отведенное на питание детей, определено в 27 пункте Постановления: не менее 20 или 30 минут (для учеников 1-х–4-х классов).
  4. Вишенка на торте — пункт 54 Постановления определяет, что основатель и руководитель заведения должны учитывать отзывы и предложения родителей, детей и персонала относительно удовлетворения качеством питания с целью ограничения объема пищевых отходов. Поэтому, дорогие мои родители, контролируйте не только «контрольные порции», но и смотрите на остатки в тарелках, потому что выбрасывать деньги налогоплательщиков в мусорник ненормально.

Новое меню школьной столовой — это лишь косметические изменения. От того, что в сарае выкрасили потолок в белый цвет, апартаментами он не станет. Нужны глубокие системные изменения. Вместе с тем реформа лишь стартовала, оголив все проблемы системы. Возможно, следовало отложить старт реформы хотя бы для того, чтобы обучить поваров, максимально обновить пищеблоки и осуществить коммуникационную кампанию среди детей и родителей о здоровом питании. А потом вплотную заняться другими процедурами. Любая реформа требует продуманной подготовки.

Больше статей Алены Парфеновой читайте по ссылке.