Школе пришлось выйти из аквариума, ограниченного ее окаменевшими стенами, в глобальную сеть и реальный мир, который давно изменился. И тут традиционное содержание знаний, формат подачи и система проверки показали всю свою слабость. Учителя играли на поле детей и проиграли.
Традиционные лекции в классах в лучшем случае стали лекциями в Zoom. При этом вряд ли найдется учитель, который не будет нарекать, что у него в классе нет таких необходимых мультимедийной доски или хотя бы проектора. Это позволило бы отойти от монотонных лекций, сделать уроки интересными. Но не сложилось. А на карантине - сколько учителей воспользовались преимуществами Zoom? Сколько из них разобрались, что это уникальный инструмент, благодаря которому можно не только себя или текстовую презентацию показать?
Одна учительница устроила скандал, потому что кто-то из детей начал писать плохие слова на скринах учебника, которые она демонстрировала детям во время урока в Zoom. Вопли педагога слушали все дети класса, включая родителей. Учительница, конечно, была не в курсе, что функцию рисования у пользователей можно отключить, можно даже выяснить, кто именно сделал надписи. Даже попробовать поставить в виртуальный угол (бан), как кое-кто из учителей позволяет это себе в реале, однако же теперь нельзя: родители за спиной. Более того, почему бы не дать ученикам интересную задачу, чтобы они не просто "втыкали" в монитор и забавлялись, но и писали что-то по сути.
Легко ли детям, которые знают гаджеты не хуже, чем азбуку, сидеть молча и смотреть на скрин учебника, демонстрируемый учительницей на экране? Когда они знают, что можно здесь, а не где-то в тетради, начертить схему, нарисовать картинку, добавить ответ? Знакомая мама третьеклассницы рассказала, как их учительница боролась за дисциплину, запрещая ученикам даже касаться компьютера. А когда дети все же начинали рисовать на ее презентации, прекращала урок. Наконец объяснила родителям, что из-за плохой дисциплины занятия будут продолжаться 15 минут: она прочитает лекцию, а упражнения делайте сами.
И на онлайн-уроках, и для "домашки" детям часто задавали конспектировать учебник. Хорошо, если конспект можно было сдавать в электронном виде, тогда спасало простое Ctrl+с, Ctrl+v. А если велели переписывать от руки - сколько же это отнимало времени! Времени, которое можно было использовать с пользой на что-то другое, чем переписывание книги.
"Выполни упражнение в тетради, напиши сочинение". Причем сочинения и упражнения нужно было написать в тетради, чтобы потом сделать фото и переслать учителю, который его распечатает и проверит красной ручкой (почему нельзя было собрать произведения в электронном документе?). Хвала новейшим технологиям! Потому что это действительно применение новых технологий в образовании, по сравнению с ситуациями, когда учителя просили родителей раз в неделю приносить в школу тетради на проверку и, "запакованные в кульки, положить на скамейку возле школьного стадиона в такое-то время".
Проверка знаний - отдельная тема. Ученики поставили шах и мат всем стараниям проверить их добрыми дедовскими методами.
"Выучите стихотворение наизусть и расскажите перед камерой!" - требует учитель. О'кей, соглашаются дети. Чтобы снять видео, надо смотреть в экран гаджета - показать, что не подсматриваешь в учебник. Но учебник и не нужен. Потому что на этот же экран телефона ребенок выводит текст и читает его, как из суфлера, пока снимается видео.
"Найдите цитаты из произведения", - дает задание учитель на контрольной. Дети, скачав текст произведения, с помощью функции поиска за считанные секунды находят цитаты.
А вообще, все домашние задания давно поделили между собой дети (в старшей школе) и родители (в младшей). Обмениваются в чатах результатами и решениями. То есть гигабайты письменных работ, высланных и проверенных, - профанация. Трата времени и одних, и других. Учителя давали готовые задания из Интернета, на которые ученики находили готовые ответы там же. Или же коллективное решение, редко отображающее уровень знаний конкретного ребенка. Однако все эти талмуды годятся для отчетности, как все хорошо управились с дистанционным обучением.
Учителя знали, что дети не пишут эти работы самостоятельно. Однако задавали. Потому что уверены - тем, кто захочет разобраться, объяснят родители, а кому все равно - его дело, почему тогда учитель должен переживать. Контрольные - проверка знаний, которых не давали. Хотя вполне могли бы от этого отказаться. Однако же нет.
Не знаю, получили ли дети знания за период карантина. Но уверена, что они не много потеряли, недополучив. Потому что все, чему они должны были научиться, - это преимущественно запомнить набор фактов, дат, цитат, которые уже много лет находятся в свободном доступе в Интернете. Тем временем сегодня становится понятно, что главное в работе с информацией - не знать наизусть, а уметь искать нужное.
Правда, были у учеников и многочисленные преимущества. Не вставали рано, не добирались в школу, не страдали от школьного шума, на уроках можно было пить, есть, выходить в туалет, смотреть в окно. И обошлись без замечаний по поводу внешнего вида.
До карантина еще никому не удавалось так приобщить родителей к образованию их детей. Хотите услышать урок - пожалуйста. Хотите выяснить, чему учат, - вот вам новая тема, объясняйте. Есть вопросы к оцениванию - все работы письменные, смотрите.
И тут родители сделали много открытий. Они увидели ошибки в учебниках, ошибки в вопросах/вариантах ответов в тестах, увидели разные оценки детям за одинаковые работы (а списывали-то из одного источника), послушали объяснение новой темы, которое и сами не поняли.
Не знаю, как оправдываются родители, которые не помнят материала даже за 5-й класс. Вот они это учили, окончили школу с высокими оценками, вуз… "Зачем учили?" - спрашивают дети. Почему забыли? Потому что в жизни не понадобилось? Тогда зачем нам это учить? И таким образом мотивация к обучению у ребенка летит кувырком. Басни про "надо" разбиваются о реальность, где жизнь показала - не надо.
Образование в который раз вываляло в грязи остатки своего авторитета.
Правда, не все. Были и школы, которые используют новые средства, причем не только на карантине. Но таких мало, и они преимущественно частные. А большинство показало полную несостоятельность. Потому что не может подготовить к будущему человек, который даже в современных технологиях не разбирается. Не может считаться носителем знаний человек, просто ретранслирующий набор фактов, которые можно найти в несколько кликов. Система, выстроенная на выполнении шаблонных задач, не учит мыслить. Такая система образования не вписывается в настоящее, не говоря уже о завтрашнем дне.
Если бы карантина не было, его следовало бы придумать.