UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еще есть шанс у Украины...

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу дает возможность осуществить структурные преоб...

Автор: Михаил Згуровский

Присоединение нашей страны к Болонскому процессу дает возможность осуществить структурные преобразования высшего образования по согласованной системе критериев, стандартов и характеристик, что позволит Украине стать частью европейского образовательного и научного пространства. Конечно, эти преобразования являются не только необходимыми, но и объективно назревшими для системы высшего образования Украины. Однако структурные реформы можно осуществить двумя путями.

Первый состоит в копировании как по форме, так и по количественным характеристикам, уже осуществленных похожих реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Этот путь сравнительно простой и возможен при условии, если Украина выберет путь развития, сориентированный преимущественно на потребление чужих технологий, товаров и услуг, и предоставления Европе своих природных ресурсов, дешевой рабочей силы и экологических квот. Этот путь присущ странам, где нет хорошо развитой фундаментальной науки и мощной промышленности. К сожалению, его приходится брать во внимание, поскольку в Украине у него много приверженцев, в том числе и среди высшего политического руководства страной.

Второй путь состоит в возвращении Украине роли мощного генератора новых знаний, производителя новых видов техники и высоких технологий и выхода с этой продукцией на внешние рынки. Наиболее яркой демонстрацией такого научно-технологического прорыва является Япония и ряд других стран Юго-Восточной Азии. Указанный путь сложен. Движение Украины в этом направлении не приведет к появлению надежных партнеров, а наоборот, создаст со стороны большинства наших нынешних союзников сопротивление и оппозицию.

Но, принимая во внимание структуру и потенциал национальной промышленности, образования и фундаментальной науки, мощный человеческий капитал, значительные ресурсные возможности, у Украины еще есть шанс для «прорыва» к группе высокоразвитых стран мира. А поэтому болонские преобразования должны захватить в свою орбиту не только сферу высшего образования и науки, но и другие стратегически важные сегменты общества.

На пути этих преобразований необходимо сделать следующие шаги.

Первое. Государство должно сформулировать стратегию приоритетного научно-технологического развития в виде национальных программ на основе привлечения отечественного производства, науки, образования и бизнеса в едином монолитном комплексе.

Второе. Нужно устранить значительные структурные несоответствия между потребностями экономики и объемами, структурой подготовки и переподготовки специалистов путем стратегического планирования развития приоритетных отраслей экономики и их сбалансированного кадрового обеспечения. Государственный заказ должен выделяться только на эти потребности.

Третье. Современные потребности общества требуют комплексного усовершенствования четырех главных звеньев образования: профессионально-технического, специально-технического, высшего и последипломного. В соответствии с принципом «Образование на протяжении всей жизни» преобразования должны обеспечить непрерывность учебного процесса по большинству направлений подготовки, переподготовки и их взаимосогласованность.

Четвертое. Существенной поддержки со стороны государства и подъема общественного статуса требует профессионально-техническое образование. Речь идет о его интеграции с производственным сектором страны, отнесении учреждений этой группы к первому и второму уровням аккредитации, с подготовкой специалистов по профессиональному уровню «квалифицированный рабочий» и по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист». Очевидно, что термин «профессионально-техническое образование» уже не отвечает широкому спектру профессий, сформировавшихся в государстве, и назрела потребность в его изменении. Возможно, более приемлемым мог бы стать термин «Специальное профессиональное образование» или другой, который отвечал бы современным реалиям.

Пятое. К сожалению, второе звено образования, к которому относятся техникумы, колледжи и высшие профессиональные технические училища действует не адекватно к потребностям общества в специалистах по высшему образованию. Подготовка более чем 10 тысяч бакалавров в 150 колледжах не соответствует основным требованиям фундаментальной составляющей базового высшего образования.

Пришло время устранить эти недоразумения. В первую очередь, Государственной аккредитационной комиссии нужно внимательно отнестись к очередным аккредитациям подобных учебных заведений. Но более эффективным было бы структурное реформирование этого звена образования.

Так, целесообразно вывести уровень младшего специалиста из сектора высшего образования и трансформировать его к категории профессиональной подготовки вместе с уровнем квалифицированного рабочего, подняв общественное значение и содержание последних. Часть колледжей и техникумов следует передать системе профессионально-технического образования, а часть включить в состав профильных вузов III—IV уровней аккредитации, которые будут отвечать за сквозное качество обучения.

Шестое. Существенные структурные несоответствия с потребностями общества характерны и для высшего образования. Это неоптимальность сети вузов, несогласованность образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра с требованиями работодателей, неопределенность места этих уровней на рынке труда, избыточное количество направлений, специальностей и специализаций высшей школы. В частности, в Украине количество направлений (76) и специальностей (584) в 2—2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Англии, Японии.

Для адаптации национальной системы высшего образования к потребностям общества и рынка труда необходимо:

— отойти от размытости и неоднозначности трактовки образовательно-квалификационного уровня «бакалавр», определив его как уровень базового высшего образования с основательным фундаментально-научным компонентом и необходимой квалификационной составляющей, предоставив право подготовки по этим уровням только учреждениям ІІІ—IV уровней аккредитации и четко определив вместе с работодателем место этого образовательно-квалификационного уровня на рынке труда;

— трансформировать образовательно-квалификационный уровень специалиста к степени магистра по отрасли знаний (магистр инженерии, магистр права, магистр по бизнес-администрированию и пр.) наряду со степенью магистра наук;

— вместе с работодателями нужно окончательно определить перечень квалификаций и должностей для выпускников учебных заведений Украины по уровням «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «магистр», и внести соответствующие изменения в общегосударственные нормативные документы.

Седьмое. К величайшему сожалению, в Украине не создана эффективная система последипломного образования, которая удовлетворяла бы потребности рыночной экономики и была тесно с нею связана. Большинство из 562 институтов повышения квалификации и переподготовки кадров МОН Украины действуют отдельно как от производственного сектора, так и от мощных университетов; они не обеспечены высококвалифицированными кадрами, у них слабая учебно-лабораторная база. Для адаптации этого звена образования к потребностям рынка труда целесообразно осуществить его интеграцию с университетами, усовершенствовать содержание обучения с учетом необходимости изучения вопросов банкротства, корпоративного управления, корпоративного права, охраны интеллектуальной собственности, конкурентоспособности, обеспечивать подготовку для работы в новых хозяйственных структурах и сфере бизнеса.

Восьмое. В Украине наблюдается угрожающая тенденция к ухудшению качества образования. На протяжении последних 10—15 лет возник значительный разрыв между производственным сектором и высшей школой, приведший к ухудшению уровня проблемно-ориентированной подготовки студентов, снижению качества дипломного проектирования, сокращению сроков производственной практики и, как следствие, ухудшению квалификационного уровня выпускников вузов.

Требование времени — создание региональных учебно-научно-производственных комплексов по схеме «университет — группа колледжей и ПТУ — компания или корпорация», как это практикуется в мире. При этом часть средств компаний должна расходоваться на целевое обучение и переподготовку кадров, а также на создание современной учебно-лабораторной базы учреждений комплекса.

Девятое. Как и раньше, высшим учебным заведениям отводится второстепенная роль в проведении передовых научных исследований, являющихся основой элитной университетской подготовки. С другой стороны, возрождение национальной науки — одна из наиболее неотложных проблем государства. Традиционно она сводится к принципам финансирования. Известно, что для обеспечения приоритетного научно-технологического развития любого общества государство должно выделять на науку около 3% от ВВП. Но должны ли эти затраты ложиться на государственный бюджет? Нет. Опыт США, Японии, передовых стран Евросоюза, финансирующих науку на уровне 3% и выше от ВВП, свидетельствует: часть бюджетных средств достигает 0,5% (на финансирование только фундаментальных исследований), остальные 2,5—3% наука получает от производственного сектора, который вместе с образованием является неотъемлемым участником инновационного треугольника «производство—наука—образование».

Что же касается принятия системы, определяющей докторский уровень как третий цикл обучения, то структура образовательно-квалификационных уровней, существующая в Украине, позволяет легко перейти к третьей степени — доктора философии, которая определена Берлинской декларацией 2003 года как неотъемлемая составляющая трехступенчатой системы подготовки на европейском пространстве.

При этом программы подготовки кандидатов наук требуют согласования с программами подготовки докторов философии (PhD). Эти согласования должны осуществить участники Болонского процесса и, удовлетворив требования к PhD, Украина может ввести образовательно-научную степень доктора философии. На данном этапе в нашей стране степень доктора наук можно оставить как признание высшей научной квалификации на просторах Украины.

И последнее. Признание роли университетов как ключевых институтов общества, которые должны посвятить себя поиску и распространению самых новейших объективных знаний, предоставляя обществу интеллектуальные ориентиры. Для осуществления этой миссии университеты должны действовать, основываясь на принципах автономии и академической свободы, а политическая и экономическая власть, если она руководствуется интересами общественного прогресса, должна эту автономию и академическую свободу им гарантировать, чтобы сохранить способность университетов вести поиск истины.

Еще одним препятствием на пути европейской и мировой интеграции Украины является недостаточный уровень автономии университетов Украины по сравнению со среднеевропейским. Не выполняют роль методологических вождей и новаторов общественных преобразований учебные заведения, имеющие статус национальных, в то время, как они составляют четвертую часть от общего количества высших учебных заведений ІІІ, IV уровней аккредитации.

Очень важно наработать и принять ответственные решения относительно предоставления ведущим университетам Украины автономии и академических свобод на уровне европейских критериев и стандартов, естественно, повысив ответственность этих учреждений перед обществом и перед властью.

Существуют и другие важные проблемы, которые необходимо решить на пути к европейской интеграции. Это и создание современной информационной инфраструктуры образования и науки с подключением ее к европейским компьютерным сетям и информационным ресурсам, и действенное научное и технологическое сотрудничество Украины с Европой в пределах Шестой рамочной программы ЕС и пр.

Принципиальное решение комплекса проблем, связанных с вхождением Украины в европейское образовательное и научное пространство на основе подготовки качественного человеческого капитала через систему образования, науки и производства, лежит в плоскости политических решений, направленных на инновационный, научно-технологический характер развития Украины.

Такая стратегия развития нашего государства позволит обеспечить ей роль мощного игрока на европейском пространстве, а не только потребителя чужих технологий, товаров и услуг.