В течение длительного времени министры сельского хозяйства стран-членов ЕС не могли договориться между собой о выработке общей стратегии борьбы с распространением губчатого энцефалита у сельскохозяйственных животных. Государства, которые уже пострадали от этой напасти, наталкивались на глухое непонимание тех стран, которых чаша сия пока еще миновала. Эти страны были уверены в том, что им достаточно просто отказаться от импорта говядины из стран первой группы, и беда обойдет их стороной. Однако первые случаи обнаружения бешенства коров в Испании и Германии, которые пришлись как раз на прошлую неделю, самым коренным образом изменили ситуацию. Теперь уже всем стало ясно, что пора принимать самые решительные, пусть и достаточно дорогостоящие меры.
Так, начиная с 1 января наступающего года в ЕС вводится временный мораторий на использование мяса животных старше 30 месяцев без специального тестирования. А такому тестированию (при стоимости одного теста в пределах 200 немецких марок) будет в ближайшие пять лет подвергнуто более 8 миллионов животных во всех 15 странах—членах ЕС. Все коровы старше этого возраста, не прошедшие подобное тестирование, будут уничтожены. На это придется потратить как минимум 3 миллиарда евро. Еще 1,5 миллиарда евро уйдет на замещение мясо-продуктов, используемых в качестве корма животным, растительными протеинами. В то же время эти меры должны будут вернуть доверие покупателей к мясопродуктам.
Как показывает статистика, недопотребление 100 тысяч тонн говядины обходится европейским правительствам в 140 миллионов евро, которые выплачиваются в качестве компенсаций европейским фермерам. ЕС, по данным Еврокомиссии, может выдержать недопотребление говядины в пределах 600 тысяч тонн, или 10 процентов. Дальнейшее снижение потребления еще хотя бы на 5 процентов приведет к коллапсу всей сельскохозяйственной структуры ЕС.