В программе ЕС, касающейся студенческой и преподавательской мобильности «ERASMUS», со времени ее основания в 1987 году приняли участие 1,5 млн. человек. К ней привлечено 90% европейских университетов. По прогнозам Еврокомиссии, до 2012 года благодаря программе возможность учиться и проводить исследования за рубежом получат 12 миллионов студентов и преподавателей. С 2007 по 2015 год на образовательную интеграцию Еврокомиссия израсходует 13,6 млрд. евро.
Болонский процесс имеет аспект, о котором нечасто вспоминают в украинском образовательном пространстве. Кроме всего прочего в Болонской декларации говорится о том, что одной из целей образовательных реформ в Европе является внедрение «европейского измерения». Содержание этого пункта становится понятным, если учесть тот факт, что реформирование высшего образования сегодня не является, как обычно считают, общеевропейским процессом, в котором участвуют 46 стран — подписантов Болонской декларации. Результаты реализации, ход образовательных реформ и действия национальных правительств и Еврокомиссии убедительно свидетельствуют: интеграционные процессы в сфере образования (школьного, высшего, профессионального) и создание единого европейского образовательного пространства происходит в рамках Европейского союза, членами которого являются 27 стран. Именно с такой позиции малопонятное для украинцев «европейское измерение» приобретает смысл.
Первые образовательные программы Европейского сообщества появились в 1987—1990 гг. Одной из наиболее успешных была и остается программа университетских обменов ERASMUS (European Community Action Scheme for the Mobility of University Students). Красноречив ее девиз: «Привести студентов в Европу; принести Европу всем студентам».
По данным социологических исследований, без колебаний идентифицируют себя с европейцами люди, которые хоты бы некоторое время приобретали знания в учебных заведениях стран — членов ЕС. Изучение общественного мнения показало, что открытость европейских границ и программы ЕС, направленной на расширение обмена студентами для обучения в странах Евросоюза, имеют чрезвычайно большое влияние на позиционирование студентами себя в качестве европейцев. В свою очередь, по данным социологических исследований, наличие европейской идентичности у индивида является одним из главных факторов, определяющих его поддержку европейской интеграции. Можно предположить, что именно эта аргументация побудила принять в конце 1980-х — начале 1990-х значительное число других образовательных программ ЕС. Среди них — Comett, Lingua, Tempus, Leonardo da Vinci, Socrates, Comenius. О возрастающем значении этих проектов говорит их бюджет, который в 1984 году составлял 18,9 млн. экю, в 1987-м — 77,2 млн. экю, а в 1990-м уже 140 млн. В общем до 1999 года на программу Socrates Еврокомиссия израсходовала 850 млн. экю, на Leonardo — 620 млн. экю, а на проект Youth for Europe (Европа для молодежи) — 126 млн. Начиная с 1997 года все образовательные программы были постепенно открыты для новых стран-аппликантов. Что касается масштабов участия в них, то, например, по последним данным, с 2000 года только в программе Leonardo da Vinci приняло участие почти 300 тыс. человек.
Показательной в смысле формирования у молодежи ЕС европейской идентичности является уже упомянутая программа ERASMUS — предмет особой гордости Еврокомиссии. На сегодня в ней участвуют, кроме 27 стран — членов ЕС, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия и Турция. Программа предоставляет студентам возможность 3—12 месяцев учиться в университете или ином высшем учебном заведении в странах — членах ЕС. По данным Еврокомиссии, к программе ERASMUS сегодня привлечены 90% европейских университетов. К 2012 году в программе примут участие более 12 миллионов европейских студентов.
Среди программ ЕС, призванных распространять европейское измерение, не менее важна образовательная программа «Комениус», которая спонсирует ученические обмены внутри Евросоюза. Недавно Европейская комиссия обнародовала результаты исследования по поводу ее эффективности. Так, на 2007 год к ней было привлечено 800 тыс. учащихся. «Комениус» приносит в школьные классы «Европу» и улучшает школьное образование», — так прокомментировал результаты исследования комиссар ЕС по вопросам образования, тренингов, культуры и молодежи Ян Фигель.
Интегральной частью всех образовательных программ ЕС является содействие изучению иностранных языков. Понятно, что члены европейского сообщества должны понимать друг друга, поэтому уровень владения иностранными языками у них должен быть довольно высоким. По последним исследованиям Евробарометра, сегодня 56% европейцев владеют по крайней мере одним иностранным языком. 80% европейских студентов владеют двумя иностранными языками. Частично эти результаты можно отнести на счет перечисленных выше образовательных программ, дающих возможность учиться и изучать язык за рубежом.
Стоит также отметить, что недавно все упомянутые программы были объединены в одну, которая получила название «Учеба в течение жизни». Она рассчитана на период 2007—2013 гг. и имеет бюджет 7 млрд. евро. В ее рамках будут финансироваться подпрограммы Comenius (1047 млн. евро), ERASMUS (3144 млн. евро), Leonardo da Vinci (1725 млн. евро), Grundvig (358 млн. евро). 369 млн. евро Еврокомиссия выделила в рамках программы, целью которой является выработка и принятие решений в образовательной сфере и популяризация образовательных программ Евросоюза. Все эти мероприятия будут завершены новой программой Jane Monnet (170 миллионов евро), посвященной изучению евроинтеграции.
Ярким свидетельством того, что образовательные реформы, происходящие в ЕС, не всегда совпадают с Болонским процессом, является Европейская рамочная квалификационная система (European Qualification Framework), за внедрение которой в ЕС до 2012 года проголосовал Европарламент (в октябре 2007 года). В соответствии с его решением до 2010 года национальные квалификационные системы должны быть приведены к единому европейскому образцу. Дипломы после этого должны содержать четкую ссылку на референтный уровень Европейской квалификационной системы. Она предполагает установить восемь референтных уровней, которые станут свидетельством того, что студент знает, понимает и что способен делать. Эти уровни охватывают весь спектр полученных квалификаций — от завершения обязательной учебы до высшего уровня академического, профессионального или профильного обучения и тренингов.
В общем развитие «пятой свободы» (fifth freedom), предполагающей свободное передвижение знаний, студентов и исследователей, признано одним из приоритетов Европейского союза.
Таким образом, несмотря на то, что формально Болонский процесс происходит за пределами институтов ЕС, контролирует и финансирует указанные реформы также и Европейская комиссия из бюджета Евросоюза. Исследователи подчеркивают, что на дальнейшее развитие интеграции в сфере образования на период с 2007-го по 2013 г. ею предусмотрены 13,6 млрд. евро, что в три раза превышает средства, уже израсходованные на эти цели за все время.
Что касается результатов образовательной активности ЕС, то уже сегодня есть основания утверждать: образование является чрезвычайно действенным механизмом конструирования европейской идентичности. В октябре 2006 года в журнале Science группа австрийских социологов опубликовала результаты исследований общественного мнения, проводившихся с
1996-го по 2004 г. среди молодежи 15 первых стран — членов Евросоюза. Результаты свидетельствуют о медленном изменении чувства идентичности в отношении национального и европейского контекстов. 58% респондентов признали, что в значительной степени считают себя европейцами. По прогнозам экспертов, если такая тенденция сохранится до 2030 года, подавляющее большинство европейцев будут считать себя носителями многих идентичностей, а не только национальной, и этот тектонический сдвиг будет иметь определяющее и долгосрочное влияние на будущее Европы.
Приведенные данные дают серьезный повод оценить ход образовательных реформ в Украине — по крайней мере в части студенческой и преподавательской мобильности. Статистика по этому аспекту реформ содержит очевидный вывод: переход на кредитно-трансферную систему в ЕС связан исключительно с постоянным ростом ее масштабов и необходимостью каким-то образом учитывать учебу за рубежом.
Что же касается мобильности украинских студентов, то имеющиеся данные свидетельствуют о ее мизерности — отличия в масштабах внедрения студенческой мобильности между странами — членами ЕС и Украиной поразительные. Например, по статистике представительства Еврокомиссии, за 12 лет украинцам выдано всего 100 грантов мобильности профессорско-преподавательского состава, а европейские университеты по программе Erasmus Mundus (программа образовательных обменов для стран — не членов ЕС) посетили 79 студентов. По данным же Центра А.Разумкова, анализировавшего реализацию плана действий Украина—ЄС, в программе Erasmus Mundus приняли участие: в 2004/2005 г. — шесть человек из Украины, в 2005/2006 — 24 человека. Для сравнения: из соседней Польши в европейских университетах в 2005 г. училось 8,4 тыс. студентов, в 2006-м — почти 10 тыс., а с 1998-го — 42 тыс. Более активна в этом смысле, по сравнению с Украиной, даже Турция, тоже не являющаяся членом ЕС. В 2005—2006 гг. 2852 студента из этой страны учились в европейских университетах и 829 европейских студентов — в турецких.
По данным центра А.Разумкова и «Юкрейниан социолоджи сервис», европейцами себя считают от 25 до 32% наших граждан. В свою очередь, несмотря на многолетнюю декларацию евроинтеграционных устремлений, 52% населения Украины ощущают свою принадлежность к СНГ. Только 18,7% наших сограждан считают, что в Украине в дальнейшем будет преобладать общеевропейская культурная традиция.
Заявляя о собственных евроинтеграционных устремлениях, Украина, без сомнения, должна интегрировать в собственную образовательную систему «европейское измерение», но вместе с тем должна на государственном уровне разработать меры по увеличению возможностей украинских студентов и преподавателей учиться и проводить исследования в европейских университетах. В общем нужно как можно активнее приобщаться к образовательным и культурным процессам, происходящим в ЕС. Ведь только в социокультурной сфере могут развиваться общие с Европой идеи и ценности, дающие гражданам Украины возможность почувствовать себя европейцами.