UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКЗАМЕН СДАЕТ… ЗАКОН

Теплый ветер врывается в распахнутые окна, принося тополиный пух и запах цветов акации, шевеля на экзаменационных столах аккуратно разложенные билеты...

Автор: Павлина Семиволос

Теплый ветер врывается в распахнутые окна, принося тополиный пух и запах цветов акации, шевеля на экзаменационных столах аккуратно разложенные билеты. Подобную картину увидите сегодня во всех школах страны. Идут выпускные экзамены. Понимаю, совершенно случайно совпала с ними первая годовщина принятия закона Украины «Об общем среднем образовании». Однако определенную символичность в данном совпадении увидеть можно. И хотя нынешние выпускники подытоживают одиннадцатилетний путь, а упомянутый закон — лишь годичный, экзамен ему пришлось выдержать очень даже непростой. В состав же своеобразной аттестационной комиссии, собравшейся за «круглым столом» в Национальном Союзе журналистов Украины, наряду со школьными преподавателями вошли также ученые, медики, представители Верховной Рады, министерств и общественных организаций.

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Вы смогли выдержать 11—14-часовые ежедневные нагрузки, практическое отсутствие выходных, умудрялись обходиться в сутки лишь семью часами сна? И при таком, по сути, тюремном режиме еще и оценки приличные получали? Честь вам и хвала. И надеюсь, что по окончании школы вы остались практически здоровым человеком. А таких выходцев из нашей средней школы если и наберется шесть процентов, то хорошо. По утверждению медиков, на момент окончания школы количество детей, не имеющих хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, уменьшается в пять раз. Именно школа по уровню вредного влияния на самочувствие детей стоит на… втором месте (первое принадлежит неблагополучной экологии).

Принятый год тому назад закон, считают представители Минздрава, засвидетельствовал взаимопонимание между последним и Министерством науки и образования. Следовательно, наконец- то удалось достичь пресловутой золотой середины между объемами учебных нагрузок и временем, отведенным на отдых? А это, надо полагать, поможет сохранить здоровье учащихся. По крайней мере, на бумаге — да. Законом предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы наши школьники меньше болели. Правда, данные мероприятия начнут осуществляться непосредственно в школах лишь… с 2001 года. И медики не зря с тревогой всматриваются в будущее: сможет ли государство обеспечить надлежащую материально-техническую базу, выделить достаточно средств для внедрения оного комплекса в жизнь?

ЗАКОН ХОРОШ, НО…

В целом и общем участники «круглого стола» были единодушны во мнении: закон — хороший. Далее же, как правило, следовали многочисленные «но». Поскольку целый ряд вопросов, проблем, касающихся учебно-воспитательного процесса и его участников, так и остался в этом документе законодательно не решенным.

Кто-нибудь может внятно объяснить, почему в нашем государстве шести-, семилетние крохи должны пахать в две смены, а их рабочий день, учитывая выполнение домашних заданий, равняться 8—9 часам? А у старшеклассников достигать даже 14 часов? Зато когда в свои пятнадцать— шестнадцать вы заявитесь на предприятие, в контору и т. д., вам, согласно четким требованиям трудового законодательства, обязаны предоставить самую легкую работу, сокращенный рабочий день, ни в коем случае не использовать ваш труд во вторую смену. И, Боже упаси, подвергать дите эксплуатации вечером или в выходные дни.

Теперь покажите школьника, имеющего нормированный рабочий день, не учащегося (в большинстве своем) по шесть дней в неделю. Или, скажем, учителя, беззаботно отдыхающего каждый вечер, и по субботам в том числе. То-то же. А о материально-финансовом, социальном положении современного «сеятеля разумного, доброго, вечного» и вовсе вспоминать не хочется. Объясните, пожалуйста, чем ученики и учителя хуже остальной части населения страны? И что характерно, чем они добросовестнее, тем больше трудятся. «Мы же таким образом, — убежден первый заместитель председателя Международной конфедерации творческих объединений учителей Ярослав Береговой, — гробим здоровье лучшей части общества».

Почему мы постоянно забываем, что от профессионализма учителя, глубины его знаний, интеллекта, физического состояния и состояния его духа, наконец, просто от степени его эмоци- ональной отдачи зависит наш завтрашний день? Ну, нет сегодня у государства возможности вознаградить должным образом его каторжный труд. Но хотя бы в перспективе снизить пенсионный возраст можно? Да, закон, в частности, предусматривает введение доплат за классное руководство, за заведование кабинетами, за проверку тетрадей и т. п. Внедрение означенных предписаний в жизнь планируется начать с 2001 года. Удастся ли? Одним словом, хорош закон, но…

УЧЕБНИКАМ — ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ

Что же сделано в Украине для практической реализации положений закона? Помимо создания подкрепляющей их широкой нормативной базы Министерство науки и образования, по словам советника министра Дмитрия Дейкуна, запустило в действие те статьи, которые должны реализовываться сразу, и те, что рассчитаны на постепенное внедрение. В этом году сеть общеобразовательных заведений не только сохранена, но даже существенно расширена. Их стало в стране на полсотни больше. Имеются положительные сдвиги и в плане усовершенствования содержания среднего образования.

За минувший учебный год к требованиям закона удалось приблизить варианты типовых учебных планов, усовершенствовать учебные программы по большинству предметов. Около 40 названий проектов программ подготовлено для различных типов школ. При участии правительства, лично самого Президента наконец-то сдвинут с мертвой точки вопрос подготовки и издания учебников. Целево выделены значительные средства. Свыше 83 миллионов гривен будет израсходовано в текущем году на выпуск школьных учебников. Кстати, деньги эти поступают регулярно. Внедряется комплексная система подбора учебников. Для того чтобы действительно лучшие варианты получали дорогу в жизнь, специально создаются независимые экспертные комиссии.

Конкретными проявлениями переориентации нашей педагогики и содержания школьной работы на гуманистические основы господин Дейкун назвал, в частности, шаги относительно отмены переводных экзаменов и предоставление абитуриенту возможности одновременно поступать в несколько вузов.

ПОТРЕБНОСТЬ УЧЕНИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Никто не станет отрицать — заложенная в статьях закона структурная перестройка системы среднего образования, целый ряд финансовых и материальных изменений важны чрезвычайно. Но, пожалуй, еще более важными являются вопросы, связанные с формированием содержания образования, изменением его парадигмы. Она должны ориентироваться на потребности ученика. В законе впервые совершенно четко и конкретно сформулировано, что же представляет из себя государственный стандарт общего среднего образования. То есть то, что мы вкладываем в содержательное наполнение учебы: какого человека хочет видеть общество на определенном этапе обучения?

Новая структура школы — это не просто добавление одного года к начальной и одного — к старшей. Это, прежде всего, кардинальное изменение структуры содержания образования. Основополагающим документом государственного стандарта стал разработанный большой группой ученых, преподавателей школ и вузов, методистов «Базовый учебный план». Именно он закладывается в основу будущей 12-летней школы. В чем его коренное отличие от сегодняшнего «собрата»? Он построен таким образом, чтобы фактически удовлетворить образовательные потребности большинства учеников. Сделать это, скажем, в таком городе, как Киев, где достаточно специализированных учебных заведений, несложно. А как быть заурядной малокомплектной сельской школе?

— Мы нашли выход, — сказал директор научно-методического центра общего среднего образования, доктор педагогических наук, профессор Александр Ляшенко. — В принципе, он не нов: разделение содержания образования на две части — инвариантную (обязательную) и вариативную (сменную). Соотношение между ними должно быть таким, чтобы удовлетворять запросы разных групп учеников.

О необходимости профилирования старшей школы разговоры велись давно. В законе это положение закреплено. Трудно сегодня сказать, сколько таких профилей будет. Думается, главное все же не в их количестве. Куда важнее — помочь сориентироваться выпускнику в выборе жизненного пути. Справится ли с этой задачей наша школа, покажет время. Но очень хочется верить, что вместе со всеми сегодняшними трудностями и неурядицами канет в прошлое и вот такой грустный юмор старшеклассников: «Если вам дали образование, это еще не значит, что вы его получили».