Ну что же, с первым днем весны! У кого-то она ассоциируется с цветением, каникулами или приближением лета, а у кого-то - с ВНО, которым школьников пугают едва ли не с пеленок.
Тестирование еще не началось, а некоторые старшеклассники вместе с родителями уже пьют успокоительное (ведь решается судьба ребенка!). Недаром же ВНО считается экзаменом высоких ставок.
И учителя тоже волнуются, - если результаты тестирования будут плохими, пить успокоительное придется им. Особенно после того, как Украинский центр оценивания качества образования опубликует аналитику, а СМИ возьмутся составлять рейтинги школ на основании результатов ВНО.
Экзамены намного ближе, чем кажется, - уже в марте для желающих начнется пробное тестирование. Это возможность не только проверить свои знания и посмотреть, как все происходит, но и потренироваться преодолевать страх и волнение.
Накануне вступительных гонок ZN.UA собрало советы психологов старшеклассникам, родителям и учителям, как лучше готовиться к тестированию и преодолеть страх.
Советы выпускникам
Как учить, чтобы все помнить?
Подготовка к ВНО предусматривает изучение огромных массивов информации. Едва ли не самый большой страх 11-классников - "на тесте я ничего не вспомню!".
"Часто слышу от тех, кто сдавал ВНО: "Я же учил, а на тесте было ощущение, будто все забыл!", - говорит психотерапевт Наталья Пашко. Это не потому, что плохо учил. Просто во время стресса (а на экзамене он дает о себе знать) включается часть мозга (амигдала), ответственная за эмоциональное реагирование, и в такой ситуации тяжелее вспомнить информацию, особенно заученную. Вместо этого лучше вспоминается то, что имеет эмоциональную окраску".
Поэтому, готовясь к тесту, следует использовать мемы, интересные видео, комиксы, песни. Можно поискать готовые или придумать свои. В текстах песен можно найти иллюстрации ко всем правилам и исключениям украинского языка.
Например: #РепИстория. Даты по истории Украины. Видео ZNOUA
Чтобы лучше запомнить выученное, психолог Светлана Ройз советует составлять ментальные карты, - так информация лучше структурируется. Это просто: надо взять лист, в центре написать тему, которой посвящена карта (одно слово), обвести ее, а вокруг написать ключевые слова и соединить стрелками с главным. Можно расширять карту, добавляя ветви к уже нарисованным (тоже с ключевыми словами), пока тема не будет исчерпана. Полезно "шифровать" шпаргалки - записывать учебный материал символами, так он лучше запомнится. Но эти шпаргалки, конечно, не для использования на экзамене.
Важно также чередовать время учебы и отдыха, не снижать спортивную активность.
Как бороться со стрессом во время тестирования?
"Когда ты волнуешься, у тебя в мозгу временно выключается доступ к "папке, где лежит изученный материал, - говорит Наталья Пашко. - И это надо объяснить подростку заранее, до тестирования, предупредить, что пройдет время, он успокоится и все вспомнит".
Психологи советуют несколько упражнений, которые можно делать во время тестирования. Например дышать, ведь это упражнение выключает доли мозга, отвечающие за эмоции, и позволяет включиться механизмам, отвечающим за воспроизведение изученной информации, объясняет Наталья Пашко. На счет от 1 до 8 - вдох и так же длинный выдох. Важно ровно поставить ноги на пол, всей ступней. Это расслабляет и добавляет уверенность.
"Для осознания опоры ощутите, как крепко стоят на полу ноги, как опирается на спинку стула или стену спина", - говорит Светлана Ройз. И предлагает несколько упражнений, помогающих бороться со стрессом.
Например упражнение "крыло ангела": положить правую руку на левое плечо, словно обнимая его. Можно представить, что это рука друга, кого-то из родителей или преподавателя. Помогает успокоиться так называемое парасимпатическое дыхание, когда выдох длиннее, чем вдох. Можно сделать массаж запястья между косточками, разделяющими четвертый и пятый пальцы, - это зона, отвечающая за реакцию на стресс. Помогает успокоиться "якорь внимания" - пришитая заранее яркая пуговица или браслет, взглянув на который ребенок сможет вернуться в "реальность".
Советы родителям. Как поддержать ребенка перед ВНО?
"Первое, с чего я начинала роботу с подростками, - просила их представить образ ВНО (обычно они представляли огромную гору или что-то, нависшее над ними) и уменьшить его, идеально - сделать таким, чтобы можно было взять в руку, - рассказывает Светлана Ройз. - Так мы снижаем тревогу и возвращаем себе ощущение контроля. Сложнее тем детям и семьям, где не дают права на ошибку. Самооценка которых зависит от внешнего результата. Я прошу родителей из роли Критика перемещаться в роль Поддерживателя. Фокусировать внимание на том, что у ребенка получается. Фиксировать любые успехи. Очень важно ощутить, насколько самооценка ребенка зависит от успеваемости. Если зависит - для выпускника это дополнительная нагрузка. Важно вернуть себе состояние, в котором мы, пусть не вслух, пусть внутри себя, могли бы сказать: "Ты - это ты. Я - это я. Я всегда рад твоим успехам. Но я знаю, что это твои достижения. И от любых твоих сложных выборов и опытов - я не стану меньше и хуже, не выйду из контакта с тобой". Нам важно помнить, что дети часто маскируют свою тревогу и напряжение показным равнодушием, сопротивлением, агрессией".
"Что могут сделать родители, услышав от ребенка: "Я не сдам", "Я боюсь"? Прежде всего - дать высказаться, выслушать, какие чувства ребенка связаны с экзаменом, - говорит Наталья Пашко, - и спросить: "Что ты можешь сделать сам, а где могу включиться я?". Потому что когда подростки начинают рассказывать о своих чувствах, а их пытаются сразу утешить, страх и тревога остаются невысказанными. Ваши советы - это ваш путь, он помог вам, подростку же надо найти свой. Если мама говорит: "Да все хорошо!" - а ребенок переживает бурю эмоций, он начинает все это "заглатывать". Потом эти эмоции проявятся на экзамене. Но если ребенок видит, что эмоции высказаны, а мир не рушится, он понимает, что может с этим справиться".
Наталья Пашко рекомендует родителям несколько приемов, которые помогут поддержать ребенка перед экзаменами. Например, составить вместе с ребенком check list. Выписать на нем негативные установки ("Я делаю все медленно!", "Я все забуду" и т.п.). И в этот момент не надо пытаться убедить ребенка, что все будет хорошо. Важно разобраться, откуда растут ноги проблем, откуда появились эти страхи.
Потом надо написать рядом то, что ребенка будет поддерживать. Это может быть какая-то фраза (например, у одного мальчика спасательной была фраза "И это тоже пройдет"). Можно придумать комикс, где выдуманный персонаж преодолевает препятствие (например, ВНО). Какие у него есть личные ресурсы для преодоления его, кто его помощник, как именно герой справился с препятствием? Как завершилась история?
Перед ВНО волнуются не только дети, но и родители, ведь это экзамен высоких ставок. "Если родители переживают больше, чем дети, тогда и ответственность за процесс подготовки лежит на них, дети не берут ее на себя, - подчеркивает Наталья Пашко. - Когда подросток видит, что родители слишком переживают, он, кроме того, что имеет собственные переживания, заражается их чувствами".
"Наша "взрослая" задача - быть поддержкой, проводниками и иногда "контейнерами" для того, что дети еще не научились преодолевать", - говорит Светлана Ройз.
Что могут сделать учителя?
Следует помнить, что слепая зубрежка и накопление громоздких параграфов, заданных на дом, не спасут. Информацию надо структурировать, раскладывать по полочкам и логично связывать с привлечением эмоций.
Важно удержаться от резких замечаний, оценочных суждений вроде: "Как ты будешь сдавать ВНО, ты же ничего не знаешь!". Наталья Пашко рассказала о девушке, которая очень боялась тестирования, потому что учительница сказала ей на уроке: "Ты так медленно все делаешь, как ты будешь писать тест, там же высокий темп!".
"Не подчеркивайте слабости ученика, сначала всегда говорите о хорошем, - говорит Наталья Пашко. - Не говорите ребенку: "Ты не сможешь", "Ты не успеешь". Лучше говорите: "Давай следить за временем, чтобы выполнять быстрее, это тебе пригодится на тестировании".
Светлана Ройз обращает внимание на давление на отличников. Это в одинаковой степени касается и учителей, и родителей: "Отличники, к сожалению, редко умеют "пользоваться" знаниями. Часто они хорошо знают материал, но не могут его креативно использовать. И часто они становятся заложниками своего статуса и не позволяют себе ни ошибиться, ни расслабиться. Отличные оценки - мы же знаем это - еще не пропуск в счастливое будущее. Очень важно именно ответственным отличникам давать разрешение на ошибку!".
И главный совет перед ВНО всем - помните, что это всего лишь экзамен, и жизнь после него не заканчивается.
"ВНО - важный этап жизни выпускника, но нам важно помнить, что это - только этап, - подчеркивает Светлана Ройз. - Мы часто так фокусируемся на его значимости, что ребенок теряет контакт с тем, что за тестом, что намного больше и важнее, - с Жизнью".