UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экстернат как состояние души, или Кое-что об учебной Свободе

«…Ты не изнашиваешь ботинок, ежедневно путешествуя в школу и назад, не тратишь времени на транспо...

Автор: Виктория Сорокопуд

«…Ты не изнашиваешь ботинок, ежедневно путешествуя в школу и назад, не тратишь времени на транспорт, если школа далеко, не думаешь, во что и как одеться, чтобы друзья считали тебя стильным; ты можешь не заводить себе престижных безделушек только потому, что сегодня так принято среди школьников…» Это слова из небольшого пособия для тех, кто устал от дребезжащих школьных набатов, упреков за невыученный предмет и бесконечного выяснения отношений то с чересчур требовательными учителями, то с заметно «одичавшими» за период учебы одноклассниками. Экстернат? Да! В нашей стране при каждом столичном районном управлении образования такая форма обучения была и есть, однако всерьез о ней заговорили лишь в конце 1990-х годов, после появления киевской Школы экстернов — заведения, создавшего домашний уют для тех, кому просто противопоказано каждый день сидеть за школьной партой.

Обучение, основанное на самостоятельном изучении курса образовательного учреждения без посещения занятий с последующей сдачей экзаменов, именуемое экстернат, существует на территории нашего государства уже давно. В Советском Союзе с ним официально были знакомы лишь инвалиды детства и тяжелые хронические больные. Однако де-факто дети «Мира, Творчества и Спорта» знали о нем не понаслышке, несмотря на то, что в те времена самообучение с официальной подачи жестко регламентировалось. Закрытость границ советского государства и преимущественно односторонние контакты в вопросах образования только благоприятствовали сложившейся в стране в стиле этноцентризма системе обучения. Но все возрастающие трудности с признанием дипломов граждан СССР, серьезный дисбаланс в сфере обмена кадрами в конце концов вынудили правительство пойти на подписание ряда «парных» договоров. К моменту своего развала Советский Союз успел накопить более 40 таких соглашений.

Сегодня, спустя десятилетия, возможность пройти аттестацию и получить соответствующий документ об образовании экстерном имеют право те, кто по каким-либо причинам не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательном учебном заведении; получили документ о соответствующем уровне общего среднего образования за границей; ускоренно овладели программным материалом, соответствующим классу, ступени обучения; не завершили обучения в учебном заведении системы общего среднего образования; являются иностранцами или лицами без гражданства, пребывающими в Украине на законных основаниях. Другими словами, почти каждый человек имеет полное право получить образование по этой форме обучения. Единственное, в чем урезан экстерн, так это в «медальных» вопросах, поскольку человек, получивший аттестат о полном среднем образовании экстерном, согласно статье 6.19 Положения о государственной итоговой аттестации учеников в школе, золотой и серебряной медалями награжден быть не может.

…К наиболее «проблемной» группе экстернов сегодня смело можно отнести детей дипломатов, консулов и ребят из семей, которые по разным причинам временно выезжают за границу. Ведь консульские школы есть далеко не везде, а количество международных соглашений, заключенных нашей страной в сфере образования, весьма невелико (тут сказывается и разнообразие в европейском толковании образовательных понятий, и отсутствие исчерпывающей информации о программах и квалификации образовательных заведений всех уровней и стран).

Когда-то в практике обучения за рубежом наибольшей проблемой был транспорт и количество затраченного на поездку времени. Наверное, все знают о миграции монахов в средние века: за то, чтобы прочитать две-три книги, образованный человек готов был заплатить целыми месяцами изнурительного пути. Сейчас место утомительного путешествия заняла вездесущая бумажная волокита, а усугубление различий между высшими школами отдельных государств привело не только к различиям в учебных планах университетов, но даже к изменению обязательных для одного и того же курса дисциплин.

Людмила Иванова, директор киевской Школы экстернов, отвечая на мой вопрос о целесообразности существования экстерната, привела такой пример: ребенок, проучившись до пятого класса в Украине, на шесть лет выехал с родителями за границу. Вместо того, чтобы сразу после возвращения поступить в украинский вуз, он был вынужден вновь обивать пороги родной школы пятиклассником, поскольку его заграничный аттестат у нас не признали. Но не сидеть же ему за школьной скамьей в свои 17 лет еще пять классов? Вот и выходит, что единственный выход в сложившейся ситуации — экстернатная форма обучения, в которой и все звенья цепочки «свидетельство — аттестат — диплом» сохраняются, и полноценное (с точки зрения официальной галочки) образование тебе дают. Несколько сложнее с начальными классами, когда малыша везут в другую страну, заведомо зная, что необходимой школы нет или же что ребенок не сможет быстро освоить чужой язык. В этом случае преподавателям приходится курировать процесс образования ребенка в прямом смысле с нуля, сначала обучая его родителей, чтобы те могли говорить с ребенком на языке хотя бы основных школьных дисциплин. На экстернат в начальную школу берут не всех детей, потому что, во-первых, ребенок должен доказать, что способен учиться самостоятельно, а во-вторых, для такой формы обучения должны быть весомые причины.

На экстернате, помимо перечисленных категорий детей, есть еще и ребята из семей, в которых папы-мамы просто не хотят садить свое чадо за школьную скамью. Проблемы с социализацией ребенка и объективный страх перед процветающей среди современных школьников жестокостью заставляют этих трепетных родителей отходить от общепринятой системы обучения и искать для своих малышей альтернативные формы образования. Потому, наверное, и разрабатывают учителя Школы экстернов всевозможные программы, дидактические материалы, выдают методические рекомендации родителям, занимаются дистанционным обучением ребят, у которых просто нет другого выхода. Одним словом, творят. Творят для детей, которые не вписываются в строгие рамки системы общеобразовательных учреждений.

«Наше учебное заведение — это конгломерат школы, вузовского обучения, традиционного экстерната и системы индивидуального обучения, — говорит один из авторов проекта Школы экстернов, кандидат филологических наук Елена Костюкина. — Порции, которыми подается учебный материал, очень индивидуальны. Не каждый учитель способен работать здесь, поскольку нужно уметь создавать и дидактический материал, и быть хорошим психологом, ведь дети-экстерны бывают очень непростые. У нас довольно много педагогов работают по совместительству, есть кандидаты наук, аспиранты. Но самое главное, наверное, в том, что школа имеет гибкую систему обучения, подстраивающуюся под каждого ребенка».

А начиналась школа банально — с простой идеи, с почти домашних разговоров о том, возможно ли и, если да, то как? «Если бы не помощь и поддержка начальника Главного управления образования Бориса Жебровского, — рассказывает Людмила Иванова, — то не было бы ни самой Школы экстернов, ни первых ее 17 выпускников еще семь лет назад». Сегодня у нас учится уже около пятисот ребят. Три формы обучения (заочная, индивидуальная и экстернат) объединяют детей, профессионально занимающихся спортом и искусством, с теми, кто имеет физические нарушения или числится в разряде тяжелых, проблемных детей, на воспитание и развитие которых у традиционной школы нет ни времени, ни сил. А еще есть дети украинских сановников, правда, в этом заведении о социальном статусе родителей никогда не говорят. Можешь и хочешь учиться, — учись. Здесь ты на равных со всеми. Исключений в маленьких уютных классах нет. В коротких школьных коридорах вы вполне можете встретить и семилетнюю девочку, несущую в руках учебники уже за третий или пятый класс, и тридцатипятилетнего мужчину, отца двоих детей, недоучившегося в прошлом и потому стремящегося наверстать упущенное ради будущего. Когда-то порог киевской Школы экстернов переступил даже 60-летний гражданин. Решительно заявив о своем желании учиться, он набрал массу учебной литературы и… не вернулся.

…Кто-то говорит, что экстернаты формируют у детей своеобразный комплекс исключительности, вредят их трезвой самооценке и нормальной социальной адаптации. Кто-то утверждает, что эта форма обучения максимально учитывает детские потребности, потому что всецело находится в руках ребенка: подготовился — иди сдавай, нет — записывайся на консультацию и продолжай учиться, благо оценки в аттестат проставляют в течение года. Но чтобы там ни говорили о позитивных и негативных сторонах этой формы обучения, думаю, все согласятся с тем, что открытый диалог в учебном процессе, как и отсутствие жестких оценочно-воспитательных границ способствуют формированию свободной и эрудированной личности. За границей уже давно обнаружили преимущества подобных учебных заведений. Так, на Западе еще в 20—30-х годах прошлого века начались первые эксперименты в сфере среднего образования. В одной из самых консервативных стран мира, Англии, открылась школа, лозунг которой состоял из трех довольно парадоксальных для Великобритании слов, — «Абсолютная свобода учащимся!». В этом учреждении школьники имели право не только пропускать занятия, но и выбирать интересующие их факультативы. Не говоря уже о том, что преподавательский состав считал нужным вести с учениками доверительные беседы и делать все для того, чтобы дети ощущали атмосферу большого уютного дома, а не крепости, в которой гранит науки грызут только зубами.

В современном мире наиболее яркими и нетрадиционными формами образования вполне могут похвастаться США. Например, их домашнее обучение (homeschooling) представляет собой интереснейший проект: дети учатся не столько и не только дома, сколько в других местах (например, на зеленых парковых лужайках). Качество образования от этого ничуть не страдает, а регулируют и направляют учебный процесс сами дети. Специалисты говорят, что именно поэтому американские homeschooling работают в сотни раз эффективнее традиционной школы. Особенно это проявляется в обучении одаренных и талантливых детей. Кстати, по последним подсчетам ученых, от трех до восьми процентов представителей каждой возрастной группы обладают выдающимися (!) способностями, однако далеко не все могут их проявить. В киевской Школе экстернов на сегодняшний день учится несколько таких детей. Мне удалось пообщаться с бабушкой одного из них. Любовь Александровна рассказала о своем одиннадцатилетнем внуке, восьмикласснике Артеме: «Мы очень рано начали с ним заниматься. Однажды решили сыграть в школу — посадили перед собой медведей, лисиц и начали уроки. В четыре года Артем уже знал все буквы. В пять мы шутя прошли программу первого класса. В шесть лет мы пришли в лицей и попросились сразу во второй класс, предварительно продемонстрировав свои знания. Нам отказали, мотивируя тем, что домашняя система преподавания не годится, и обучать по ней ребенка было неправильным. Когда же мы попали в Школу экстернов, то за один год прошли сразу два класса. Теперь Артем уже в восьмом, хотя ему только одиннадцать лет. Мы пошли бы и дальше, но мама нас остановила: «И что я потом буду с вами делать?» Сейчас Артем учится год в год. Ему немного тяжело. Например, когда мы читаем «Зверобоя» или «Капитана», он не понимает любви. А так везде и во всем успевает. Каждый день я занимаюсь с ним с 9.30 до 15.00. Мы обязательно проходим физику, украинский язык, алгебру. Час математики в день — чтобы мозги не заржавели. На мой взгляд, за такой школой, как эта, будущее».

Сегодня бесстрессовость образования и гибкая система обучения ценятся как никогда ранее. Хорошо, что в наше время есть такие заведения и люди, которые не приучают детей к нудной зубрежке, а помогают им полнее проявить свои способности, тем самым формируя свободных и эрудированных личностей.