UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт: В Украине ВНО оторвали от школы

Украина начала с демократической формы внедрения ВНО, однако довести реформу до конца не удалось. ...

Украина начала с демократической формы внедрения ВНО, однако довести реформу до конца не удалось. Это привело к ограничению функций ВНО, сведению их к вступительным экзаменам и отрыву тестирования от школы, рассказал в интервью «ЗН» международный эксперт, консультант Anglia Assessment Ltd и USETI Альгирдас Забулионис.

Эксперт напоминает, что функции ВНО не ограничивается лишь снижением коррупционного давления при проведении вступительной кампании в ВУЗы.

«Например, во многих странах даже упоминания о коррупции при проведении тестирования не поймут. Потому что есть вера в систему вступительных правил и ее объективность. А у вас основной акцент делается на борьбе с коррупцией и прозрачности процедуры поступления. Это специфика общества, а не тестирования», — считает Забулионис.

При этом он отметил, что в большинстве стран ВНО преследует две основные цели.

«На самом деле у ВНО две цели: поступление в вузы и сертификация выпускников средней школы. Эта модель работает в Балканских странах, Прибалтике, Польше. Если же делаем акцент на коррупции и недоверии к вузам (как это было, например, в Беларуси, Грузии, Азербайджане, Армении), тогда ВНО выносится из школы и имеет одну цель — организовать вступительную кампанию в вуз, — рассказал эксперт. — Ваша страна начинала с более демократической — первой модели, но со временем стало понятно: вам не хватит ресурсов (ни материальных, ни технических) на то, чтобы охватить всех выпускников (а возможно, не было политической воли?). Теперь ВНО постепенно сдвигается на лето и по сути является вступительными экзаменами, в которых участвуют только абитуриенты».

Однако выяснение качества знаний учеников – не менее важна функция ВНО, чем организация вступительной кампании, отмечает эксперт.

«ВНО — это объективное измерение знаний учеников на мостике между средней школой и университетом. Благодаря тестированию мы выясняем, что знают и чего не знают ученики, и потому плохой результат — тень на среднюю школу. А кому это приятно? С другой стороны, это хорошее оправдание для университета, почему качество обучения в нем не на таком уровне, как в Кембридже. Потому что легче свалить все на абитуриентов (не те поступили), нежели искать причину в самом себе и думать о качестве своей работы», — добавил Забулионис.

Также, по мнению эксперта, абсурдной является идея с внедрением тестирования языками национальных меньшинств.

«Вступительный экзамен ВНО должен доказать, что абитуриент может учиться по избранной специальности. Тестирование должно проходить на том языке, на котором преподают в университетах (иначе — как понять лекции?). Кстати, я не знаю ни одной страны, где от граждан не требуется владения государственным языком. В Германии, например, большая турецкая община, но ни у кого из абитуриентов не возникает даже мысли требовать сдавать вступительные экзамены на турецком», — удивляется Забулионис.

Детальнее об этом читайте в интервью Оксаны Онищенко с Альгирдасом Забулионисом в свежем номере «ЗН»