UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономика новой эпохи

В преддверии своего 15летия Университет экономики и права «КРОК» взял обязательство сделать университетской традицией презентацию книг своих преподавателей...

Автор: Александр Артеменко

В преддверии своего 15летия Университет экономики и права «КРОК» взял обязательство сделать университетской традицией презентацию книг своих преподавателей. И, следует отдать должное, успешно его выполняет. Несколько таких презентаций уже состоялось, а на прошлой неделе в Университете было представлено очередное издание. На этот раз им оказался украинский перевод европейского бестселлера «Новая экономика: формы проявления, причины и следствия». Украинское издание (руководитель и научный редактор — доктор экономических наук, профессор Университета «КРОК» Вера Владимировна Рокочая) вышло в свет при поддержке совместной программы «Проект переводов» Международного фонда «Відродження» в киевском издательстве «Таксон» в серии Ex Professo.

Новая — информационная экономика, для которой определяющим является производство, обработка и распространение информации, уже реальность. Она знаменует собой становление таких экономических и технологических укладов, структурные элементы которых формируются под влиянием развития информационных технологий. Изменения в производственных и рыночных структурах, в рамочных условиях хозяйствования микросубъектов, происходящие вследствие такого влияния, стали объектом исследования, проведенного немецкими учеными Института мировой экономики университета (г.Киль) при содействии Фонда Хайнца Никсдорфа. По материалам исследования авторским коллективом, возглавляемым профессором Клодтом Хеннингом — руководителем Центра образовательных программ Института мировой экономики, и была подготовлена книга «Новая экономика: формы проявления, причины и следствия», вызвавшая большой интерес научной общественности и представителей деловых кругов.

Насколько актуальны вопросы, рассматриваемые немецкими исследователями, для нашей страны? Пока заметны лишь зачатки структуры новой экономики, но уже сейчас можно предвидеть, что она поставит предприятия, рабочую силу и экономическую политику перед абсолютно новыми требованиями. Как и при промышленных революциях, переход к новой экономике происходит не сразу, а с разной скоростью в различных экономических сферах и регионах. Но Украина неминуемо будет вовлечена в этот процесс, так как, в отличие от прежних революций, нынешняя не ограничится узким кругом высокоразвитых стран и охватит всю мировую экономику.

Более детально говорил об этом на презентации академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор А. Чухно.

— Ценность книги заключается в том, — считает Анатолий Андреевич, — что в отличие от тех работ, которые у нас издавались ранее и освещали те или иные стороны новой экономики, нового общества, она содержит конкретный анализ конкретного реального общества реальной экономики. Немецкие ученые очень дипломатично говорят, что это только начало информационной экономики, что, однако, не помешало им сделать определенные выводы о закономерностях и сообщить много ценного для ее понимания.

Как на самом деле происходит становление информационной экономики? Некоторые считают, что она лишь новый сектор экономики старой. Действительно, и в представленной монографии говорится о том, что собственно информационная экономика в развитых странах занимает в валовом внутреннем продукте от 5 до 9%. Но правы ли те, кто пытается судить об информационной экономике только по этому показателю? На самом деле речь идет о глубоких преобразованиях непосредственно во всех отраслях экономики на основе информатизации. Значительно красноречивее другая цифра, приведенная авторами: 43% профессий в Германии связаны с обработкой, переработкой и использованием информации!

— Изменения структур экономики, — продолжает академик Чухно, — очень сложный вопрос. Пытаясь на него ответить, мы в последнее десятилетие бросаемся из одной крайности в другую. Здесь же четко показано, какие изменения конкретно происходят. Или возьмем интеллектуализацию труда. Оказывается, для Германии это теперь сложная проблема — спрос на высококвалифицированные кадры стремительно растет, тогда как на неквалифицированные — сокращается. Это закономерность, да еще и какая. Она и от нас требует уже сегодня принимать меры к тому, чтобы качество кадров соответствовало требованиям информационной экономики.

Можно привести еще немало примеров, подтверждающих ценность этого издания. Взять хотя бы ожидаемые изменения в финансовом и банковском секторах. Авторы приводят довольно радикальное высказывание Билла Гейтса: «Банковское дело необходимо, банки — нет». Это свидетельствует о том, что события в данном направлении развиваются настолько бурно, насколько динамично развивается Интернет. Электронная торговля вторгается в торговлю деньгами, а для банков это чревато тем, что они будут вытесняться специальными союзами, которые для торговли деньгами обеспечат лучшие условия. То же самое в налогообложении. И здесь жизнь ставит чрезвычайно серьезные проблемы. Если традиционно налоги базируются на принципе страны назначения, то в условиях, например, Европейского союза, где нет границ, в том числе и налоговых, возникает вопрос: а где же эта страна назначения? А как быть с налогом на добавочную стоимость? В странах ЕС он колеблется от 25 до 15%. Естественно, европеец, заказывая товар по Интернету, обращается в ту страну, где НДС ниже.

Вместо общих представлений о новом обществе, новой экономике, мы, наконец, получили конкретный анализ конкретной экономики общества. Это намного увеличивает наше понимание и наше знание о ней.

Когда-то Украина имела 35—40% кибернетического потенциала СССР. Теперь с сожалением приходится констатировать, что она на задворках информатизации, так как державные мужи не прислушиваются к отечественным ученым. А тем временем Индия вышла в мировые лидеры по производству программного обеспечения, ежегодно экспортируя его на 20—30 млрд. долларов. Сейчас там трудится 800 тысяч программистов.

Информатизация — общегосударственный межотраслевой процесс. У нас же она, образно говоря, стала прицепным вагоном к железнодорожному составу, так как отдана в ведение Министерства транспорта и связи. Если для высокопоставленных государственных чиновников мнение украинских ученых недостаточно авторитетно, им бы также следовало ознакомиться с этой книгой, через которую красной нитью проходит мнение ученых Германии: информатизация, информация и знания — вот главный фактор, обеспечивающий прогресс экономики.

Трудно надеяться, что это произойдет, но украинский перевод европейского бестселлера «Новая экономика: формы проявления, причины и следствия», безусловно, будет востребован. Он станет ценным пособием для украинских студентов и аспирантов, изучающих современную экономику, настольной книгой ученых и предпринимателей, всех тех, кто работает над решением проблем адаптации отечественной экономики к мировой глобализации.