Лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман решил учиться рисовать в возрасте 44 лет. У него были неплохие способности, хотя в колледже его успехи по искусству были обескураживающими. Позже Фейнман - преподаватель и теоретик математики и физики в Калифорнийском технологическом институте - объяснял, почему он так поздно обратился к искусству. Он хотел выразить благоговение, которое испытывал перед величием Вселенной. Именно искусство, решил он, могло стать тем единственным средством выражения, при помощи которого он смог бы передать свои чувства тому, кто сможет их разделить.
Фейнман, конечно же, не был первым или последним ученым, обратившимся к искусству в поисках смысла своей жизни. Позже он обнаружил, что многим другим тоже посчастливилось узнать, чаще всего интуитивно, что искусство - это ключ к созданию метафорических мостов, способных объединить отдельных людей друг с другом и с их собственной созидающей мощью.
Сконцентрировав все внимание на развитии основных навыков, школы отстранились от богатейшего мирового культурного наследия в ущерб своим же студентам.
Трудно представить себе общество без искусства. Какие темные и пустые души будут обитать в мире без живописи, скульптуры, архитектуры, драмы, музыки, танцев, поэзии? Именно искусство определяет, что представляет собой цивилизация. Это и основа, и сущность культуры. Это универсальный язык всех людей, способный выражать общие надежды, чаяния и тревоги, который служит связующим звеном в понимании и осмыслении других культур. Разбираться в искусстве - значит быть цивилизованным человеком.
Искусство утверждает человечность. Это тот цемент, который соединяет общество в единое целое. Все важные вехи в истории любого общества сопровождались расцветом искусств. Нынешний курс трех R могут помочь Америке добиться больших успехов в экономической и технологической конкурентной борьбе, но возвысить человеческий дух они не смогут.
Американцы живут в обществе, коммуникация в котором осуществляется все более и более визуальными образами. Ежедневно на них обрушивается постоянно изменяющийся поток посланий с афиш, журналов, цветных газет, телевидения, фильмов. Новые технологии при помощи компьютера объединяют текст, изображение и звук для передачи информации с такой скоростью, что невозможно даже дух перевести. Собственно, компьютеры, благодаря своей способности создавать и оживлять образы, создали совершенно новый вид искусства.
Необходимо также учитывать, что американская цивилизация идет своим особым путем, смешав в себе культуры Европы, Африки, Дальнего Востока и Латинской Америки. Каждая этническая группа создает свои собственные традиции и образы, стремясь отстоять в толпе народов свою собственную индивидуальность. Да и большинство сохранившихся достижений прошлых цивилизаций дошли до нас именно в визуальных формах.
Следовательно, быть образованным - значит быть визуально грамотным для того, чтобы понимать историческое и культурное содержание образа, делать выводы о том, что видишь, и уметь рассортировать эти образы таким образом, чтобы отличить хорошее от плохого, подделку от шедевра, и точно интерпретировать сигналы других культурных групп в поисках высшей гуманности.
Теперь, пожалуй, пришло время задуматься над вопросом, почему же искусство, которое занимает такое важное место в жизни человека, не занимает центрального места в его образовании? Если детей не учат смотреть и понимать, что они видят, разве можно считать их подготовленными к жизни в современном мире? Или же они вступят в современный мир, так и не получив полного образования?
Если цель образования заключается в обеспечении непрерывности демократической системы и демократических ценностей от одного поколения к следующим, тогда почему же школы не учат вещам, которые приближают американцев к сердцевине их культурного наследия? Если правительство тратит так много средств на технологическое обучение, почему же тогда так сильна тенденция игнорировать нечто столь важное в человеческом развитии и человеческой культуре, как изучение искусства? Искусство представляет форму осознания и способ познания, и их присутствие в школьных программах так же необходимо, как и присутствие остальных основных дисциплин.
Эрнест Бойер из Фонда Карнеги по повышению качества преподавания провел собственное исследование на тему работы высшей школы. «Искусство - это существенная часть человеческого опыта, а не какое-то излишество. Мы рекомендуем всем студентам изучать искусство для того, чтобы научиться общаться с человеческими индивидуумами не только с помощью слов, но и посредством музыки, танца, живописи. Во время своих посещений колледжей мы пришли к выводу, что искусство там самым постыдным образом игнорируется».
В 1988 году Национальный благотворительный фонд искусств опубликовал результаты двухлетнего исследования «На пути к цивилизации: образование по искусству». Основной вывод, сделанный на основании этого исследования, гласил: «Образования по базисным видам искусства сегодня в Соединенных Штатах Америки вообще не существует».
Делая главный упор на трех R, большинство школ откатываются далеко назад в отношении всего того, что они считают «излишествами», включая и искусство. Результатом такого отношения стало то, что «культурное достояние, созданное нашими предками, и возможность сделать значительный вклад в его обогащение, утрачиваются нашей молодежью».
Существует уже достаточно обширный массив фактов, свидетельствующих о том, что навыки, полученные при овладении разнообразными видами искусства, переносятся и на другие виды деятельности. Одно из наиболее убедительных доказательств этого представлено Марин Огден из Женской ассамблеи города Нью-Джерси: «Сравните две общеобразовательные школы; в расписании одной есть часы занятий искусством, а в расписании другой их нет. Вскоре вы обнаружите, что показатели первой школы, которые вроде бы и не имеют непосредственного отношения к искусству, намного выше, чем у второй. А что еще важнее, дети в первой школе занимаются с гораздо большей увлеченностью, чем во второй. Результаты проверочных тестов по всем традиционным предметам, таким, как математика, литература, специальные предметы и так далее, здесь опять же лучше. И если этого вам все еще недостаточно, присмотритесь к взаимоотношениям между учениками различных национальностей первой школы и оцените по достоинству ту терпимость и то взаимопонимание, которые царят в этих коллективах».
Теперь уже достоверно известно, что анализ любого произведения искусства, своего или чужого, требует вовлечения наивысших познавательных уровней ментальной активности. К тому же дети, постоянно упражняющиеся в искусстве, живут в обстановке увлеченности и заинтригованности теми тайнами, которое оно хранит. Многие учителя, которые начали работать по предложенным нами методикам с элементами обучения прикладным видам искусства, отмечали, что теперь они работают с гораздо большей заинтересованностью и энтузиазмом.
Технологии, основанные на использовании компьютеров, требуют навыков работы со сложной и быстро меняющейся системой символов и образов - мир Нинтедо и МТВ разрастается на глазах. Для того, чтобы выжить и преуспеть в таких сложных условиях, молодым людям необходимо овладеть навыками образной грамотности, уметь переводить язык символом на любой другой. Уже сейчас средства мультимедиа, окружающие ребенка в повседневной жизни, вступают в серьезное противоречие со всем тем, чему его обучают в классной комнате.
Есть, однако, и причины для оптимизма. Прежде всего это количество людей, считающих искусство необходимой частью национальной образовательной реформы. Весной 1994 года Конгресс принял закон об основных направлениях развития образовательной системы Америки до 2000 года, который возводит искусство в ранг основных общеобразовательных предметов, который обязательно должен быть внесен в учебный план.
Тогда же, в 1994 году, были разработаны унифицированные требования к выпускникам школ, согласно которым дети должны уметь танцевать, музицировать, участвовать в спектаклях и рисовать. Это очень важно по двум причинам. Во-первых, от молодых людей требуется не только умение самому творить, но и знать и понимать основные достижения богатейшего культурного и интеллектуального наследия человечества. А во-вторых, эти требования допускают владение любыми стилями, формами, направлениями искусства, что опять же ведет к повышению общего уровня культуры подрастающего поколения и кладет конец классовой, расовой и любой другой нетерпимости.
Американцы могут иметь любые виды школ, какие им только заблагорассудится. Они могут настаивать на включении в учебный план занятий искусством и любых других гуманитарных курсов. Причем если им удастся в конечном счете поднять престиж искусства вообще, и в системе образования в частности, они окажут огромную услугу не просто всем последующим поколениям студентов, но и делу демократии в целом.
По материалам журнала USA Today