UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дуальное образование — партнерство вузов и бизнеса

Выпускники не могут найти работу, бизнес - работников.

Автор: Инна Москвина

О том, что украинские высшие учебные заведения и профтехучилища выпускают специалистов, которые в основном не подходят современным работодателям, уже много лет говорят представители бизнеса и международные инвесторы.

Выпускники не могут найти работу, бизнес - работников. Проблеме не один год, но только сейчас Украина хоть на шаг, но приблизилась к изменениям.

19 сентября этого года правительство утвердило Концепцию дуального образования (далее - Концепция). Документ на семь страниц обсуждали два с половиной года. Почему так долго - непонятно. Ведь ничего нового Украина не изобретает. Дуальное образование есть в более чем 50 странах мира, и то, что предлагает документ, мало чем отличается от, скажем, немецкого опыта.

Экспертов беспокоит дата: 2023 год обозначен как конечный, когда Концепция должна быть реализована. За это время отношения мирового рынка труда и образования продвинутся, и мы снова будем на шаг позади.

Впрочем, согласно концепции, в течение пяти лет мы должны прийти к следующей схеме: студенты вузов и профтехучилищ половину времени будут проводить за партами, половину - на производствах. Во время обучения у них будет наставник на предприятии, зарплата, а после выпуска они почти гарантированно получат работу.

Результаты такого обучения будут оценивать и работодатель, и учебное заведение. Работодатель будет участвовать в отборе учеников, которые будут работать у него и параллельно будут учиться в вузе. Он же должен вложить деньги в материально-техническую базу, чтобы студент приобрел действительно современный практический опыт.

Между студентом, работодателем и учебным заведением будет заключен трехсторонний договор, в котором будут указаны права и обязанности каждого. Но для запуска системы вузы должны осовременить учебные программы, предприятия - производственную базу.

Во многих сферах некому работать

Чтобы было понятно, почему дуальное образование крайне необходимо Украине, - несколько цифр, которые показывают, что происходит на рынке труда и в образовании.

В Украине остро не хватает работников рабочих профессий. Только 20% выпускников школ выбирают обучение в профтехучилищах - против, скажем, 70% в Чехии, Хорватии, Австрии или Финляндии. Иначе говоря, работать руками практически никто не умеет и не хочет.

Износ оборудования учреждений высшего образования достигает 60–80%, а профобразования - 60–100%. Это значит, что где-то студентов учат на таблицах и на пальцах.

Постоянно работают за рубежом почти 2 млн украинцев. Это приблизительно каждый восьмой трудоспособного возраста (15–70 лет). Государственная служба статистики дает такую цифру занятости населения за первое полугодие т.г.: 16 283 200 чел. То есть 56,8% от всего населения в возрасте 15–70 лет. Добавьте к этому еще около 7 млн украинцев, которые выезжают на сезонные работы.

"Каждые четыре из десяти фирм в ключевых секторах украинской экономики указывают на значительный разрыв между навыками, которые есть у молодых работников, и теми, которые требуют фирмы, - говорит политический эксперт Украинского института будущего Игарь Тышкевич. - Это информация с сайта Министерства образования".

"И она очень оптимистичная, - заверяет Татьяна Гавриш, почетный консул ФРГ в Харькове, управляющий партнер юридической компании ILF, сопровождающей несколько иностранных бизнес-проектов. - Девять из десяти", - убеждена Татьяна, опираясь на опыт сотрудничества с немецкими компаниями, зашедшими на украинский рынок, и свой собственный опыт.

Чем будет отличаться украинская система от немецкой (именно в Германии была изобретена и испытана система дуального образования в 1960-е)? Как некоторые украинские вузы сами внедряют дуальное образование, не дожидаясь директив свыше? При каких условиях работодатели готовы тратиться на обучение студентов? И что может затормозить процесс?

Об этом, в частности, речь шла 23 октября во время третьего украино-немецкого форума "ВЕА: биоэнергетика, энергоэффективность и агробизнес", который раз в два года проходит в Харькове.

"Немецкие инвесторы часто говорят: "Мы бы открыли у вас здесь такой-то завод, но у вас нет специалистов, которые умеют работать с такими-то технологиями, - признается консул. - А в ректоратах многих техникумов или вузов даже не догадываются, что такая технология существует и что их выпускники могли бы нормально трудоустроиться в Украине. Немецкий бизнес готов вкладываться в подготовку специалистов, но под государственные гарантии. Поэтому мы решили посадить за один стол представителей вузов, громад, бизнеса, инвесторов, чтобы стало понятно, кому и что на самом деле нужно. Концепция - это хорошо, но что на практике?".

Плюсы дуального образования

Для ученика дуальное образование - сплошные плюсы, говорит эксперт по образованию Украинского института будущего Николай Скиба,модератор круглого стола на ВЕА-форуме. - Молодой человек одновременно учится, работает, зарабатывает деньги. Он чувствует себя нужным, он черпает знания из двух источников: колледжа и работы. И он знает, какие вопросы задавать в аудитории, когда сталкивается с определенными проблемами в работе. И наоборот.

Главное, считает Николай Скиба, не медлить с документами, которые должны появиться после Концепции: нужно будет прописать конкретные вещи, принять ряд подзаконных актов относительно функционирования дуального образования в Украине. Чем меньше их будет и чем быстрее они появятся, тем лучше.

По мнению эксперта, важно четко определить, какие предприятия могут быть привлечены к дуальному образованию, чтобы отсеять тех, кто хочет попасть в систему ради бюджетных денег или каких-то преференций. Вместе с тем бизнес должен понимать механизм компенсации его потерь. Потому что создать условия для современного обучения, платить и ученику, и его наставнику должно предприятие.

Николай Скиба уверен, что вузы и профтехучилища выиграют от внедрения дуального образования. Это повысит их конкурентоспособность. Абитуриент выберет прежде всего учебное заведение, в котором получит практические знания, современный опыт и возможность трудоустройства. С другой стороны, обучение студентов на предприятии может означать, что эти часы заберут у вузовских преподавателей, а значит, те потеряют в зарплате.

Бизнес возвращает себе 70% инвестиций в дуальное образование

Бизнес возвращает себе 70% инвестиций в дуальное образование,но это - в Германии. Здесь на бизнес работают и образование, и государство.

"В Германии специальное среднее образование - это воплощение принципа самоуправляемости экономики, - говорит председатель правления Немецко-украинской торгово-промышленной палаты Александер Маркус. - Три дня в неделю школьник или ученик колледжа учится на предприятии по настоящему трудовому договору, а два дня он - на занятиях. Или другая схема: две недели на предприятии, одну - в школе. И это один из факторов успеха Германии, именно отсюда появилось легендарное немецкое качество. Потому что даже обычный рабочий три года получает качественное образование. И три года его "затачивают" на обеспечение качества".

Как выглядит дуальное образование в Германии, можно ознакомиться в исследовании The German Office for International Vocational Education and Training Cooperation. С немецкой скрупулезностью собраны цифры и факты. Выделим несколько из них.

В Германии немного больше половины абитуриентов (51,7%) выбирают именно дуальное образование. Средняя зарплата в ходе такого обучения составляет 876 евро в месяц. Ее платит предприятие. Длится обучение от двух до трех с половиной лет. 70% учебных часов студент проводит на производстве, 30% - в колледже.

После получения дуального образования ищут работу только 4% выпускников. Для сравнения: среди тех, кто проходит обучение без реальной практики, сразу трудоустроиться не может каждый пятый (19%).

20% немецких предприятий участвуют в дуальном образовании. Преимущественно малые и средние. Инвестируют около 18 тыс. евро в год на каждого ученика (большая часть этой суммы идет на его зарплату). Но благодаря работе ученика 70% инвестиций возвращаются еще во время обучения.

Государство участвует в затратах бизнеса на дуальное образование. Сумма достигает 7 млрд евро в год. Что это дает стране? Немецкие малые и средние предприятия - конкурентные на мировом рынке. Молодежная безработица составляет лишь 7,2%. В Украине же уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 24 лет, по данным Государственной службы статистики, составляет 17,1% (данные за первое полугодие 2018 г).

Как украинские вузы понимают дуальное образование

Украинские учебные заведения стали понемногу осваивать принципы дуального образования еще до принятия правительственной концепции. В 2015 г. в трех городах - Львове, Киеве и Запорожье - был запущен пилотный проект по подготовке маляров, поваров и токарей. 97% выпускников нашли себе работу. С тех пор количество учебных заведений и специальностей растет, но это элементы дуального образования, а не система.

На третьем этаже Харьковского национального университета строительства и архитектуры находится самый немногочисленный факультет, механико-технологический. Всего 350 студентов. Именно его руководитель с 1 сентября нынешнего года инициировал эксперимент по дуальному обучению.

"Студентов надо беречь, - рассказывает декан Юрий Журавлев. - Особенно когда их так мало. (В этом году на первый курс пришло только девять абитуриентов; а всего специальностей - три. - И.М.). По специальности "Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии" студентов готовят в 63 вузах Украины, конкуренция между учебными заведениями высокая. Значит, нам пора предлагать абитуриентам то, что будет побуждать их выбрать именно нас".

Дуальное образование, считает Юрий Журавлев, кроме прочего, дает возможность узаконить работу студентов во время обучения. На его факультете работает большинство студентов. Весной к декану обратились представители четырех компаний, которые ищут молодых специалистов. И на дуальное обучение на полтора года деканат устроил трех студентов-бакалавров. Два дня они будут учиться в вузе, три - работать на производстве. Практические занятия просто перенесли из вузовских лабораторий на предприятие.

По словам декана, чтобы внедрить дуальное образование, пришлось пройти согласование на уровнях кафедры-факультета-университета, а тогда получить приказ ректора. Но как работать по этой системе - придумывают сами. Потому что существуют только общие положения Концепции. По меньшей мере, надо прописать работу куратора от вуза в дуальном образовании и составить договор между студентом, предприятием и вузом, поскольку типового нет. Ждут директив, но не стоят на месте. Внедряют дуальное образование так, как его понимают.

Юлия Епифанова, государственный эксперт директората профессионального образования Министерства образования и науки Украины, советует руководству вузов не бояться изменений, двигаться в сторону работодателей, коммуницировать, понимать, что модели сотрудничества меняются, и потому нужно выстраивать новые партнерские отношения.

"Надо делать ставку на качество образования, - говорит Епифанова. - Потому что формальный подход - "как-то научим, лишь бы выпустить" - никому не интересен: ни работодателю, ни студенту. Не следует забывать, что набирает обороты неформальное образование (разные курсы, учебные центры, воркшопы). Диплом - это красивая штука, но если она не подкреплена знаниями, то она ничего не стоит. И работодатели это понимают. Работодателю не нужна красивая бумажка. Ему нужен качественно подготовленный специалист".

В свою очередь, бизнес должен приходить в учебные заведения "охотиться" на таланты, убежден Николай Скиба: "Дуальное образование - это шанс легально войти в университет, колледж, школу, присмотреться к одаренным ученикам и сказать: "Мы пришли не только получить доступ к талантливым студентам, но и развивать их способности". Талант - это один из ресурсов современного, прежде всего высокотехнологического бизнеса".

Наставники на предприятиях получают надбавку за обучение

Именно так сделал начальник производства харьковской компании "ССК" ("Современные системы комфорта") Владимир Черватюк. Когда ему понадобились смышленые молодые работники, он пришел в родной вуз к своему декану Юрию Журавлеву. Посмотрел, как студенты защищают бакалаврские дипломы, и взял на работу одного инженера по программированию.

Летом тот работал каждый день, теперь - трижды в неделю, потому что два дня усваивает теорию в университете. У студента есть рабочее место, компьютер, зарплата до 7 тыс. грн (когда возьмут на постоянную работу - будет 10 тыс.) и наставник на производстве. Последний за то, что учит, получает надбавку 10% от зарплаты.

"Могли бы учить по такой системе и десять, - говорит Владимир Черватюк, - если бы еще и государство как-то заинтересовало студентов. Это могут быть деньги или зарубежная стажировка". Владимир предложил двум из шести бакалавров работать в компании во время обучения. В итоге остался работать только один. Владимир считает, что это "естественный отбор", - остаются те, кто в самом деле хочет работать, а не пришел в вуз "по родительскому повелению".

"Есть случаи, когда вуз и работодатель не находят общего языка относительно студентов, - рассказывает Юлия Епифанова. - Иногда бизнес хочет развивать только профессиональные компетентности. Дескать, нам нужен рабочий, и не более. Но мы говорим об образовании. А образование - это больше, чем научить определенным навыкам. Если мы хотим, чтобы дуальное образование достигло результата, чтобы мы получили на выходе квалифицированные кадры, способные саморазвиваться и быстро приспосабливаться к изменениям (а сегодня это крайне важно), - мы не можем останавливаться исключительно на профессиональных навыках".

Вузам надо научиться учитывать реалии рынка и видеть в бизнесе партнеров

Татьяна Гавриш считает, что вузы пока не готовы идти навстречу бизнесу, подстраиваться под современные требования рынка труда, менять методики и программы обучения на те, которые интересны бизнесу. "Скажем, инженер в сфере энергоэффективности - как он может учиться по учебникам, условно говоря, 1978-го года издания? Он должен учиться согласно современным технологиям, которые производят Siemens, Rehau и другие компании. Но таких учебников нет. А если есть, то на немецком. Вот и получается: работодатель, который пришел в Украину, разместил здесь производство, должен еще и инвестировать в переобучение инженера. И это большой риск для бизнеса, потому что, инвестировав в специалиста, предприятие не обязательно его удержит. Инженер легко может либо уйти к конкуренту, либо, как это часто бывает, уехать из страны. Поэтому нужно соглашение".

"В Украине много компаний, которые изготовляют строительную продукцию по наивысшим европейским стандартам", - говорит Евгения Кралюк, менеджер проектов Немецко-украинской промышленно-торговой палаты AHK Ukraine.

Одним из главных вызовов для этих предприятий является то, что, несмотря на наличие на рынке качественных материалов, уровень монтажных работ в Украине оставляет желать лучшего. Выпускники строительных профтехучилищ и вузов просто не ознакомлены с технологиями.

Поэтому некоторые компании, члены комитета энергоэффективности и строительства AHK Ukraine, активно развивают специализированные курсы и новые профессии совместно с учебными заведениями.

Например, в Академии REHAU создана уникальная программа семинарских занятий, использующая весь опыт концерна. Здесь занимаются проектированием, изучают особенности продуктов и решений, сбыт, руководство компанией, профессиональный маркетинг. За 15 лет работы академии обучение в ней прошли свыше 20 тыс. работников компаний, являющихся партнерами REHAU.

То, что украинское профессионально-техническое образование часто не отвечает реальным потребностям рынка, еще 15 лет назад поняли и в компании "Хенкель Баутехник (Украина)". И инициировали появление в Государственном классификаторе профессий новой - "монтажник систем утепления зданий". Сегодня в Украине работают 30 ресурсных центров, открытых на базе профтехучилищ с учебными материалами от "Хенкель Баутехник (Украина)".

Новый вызов рынка - рынку нужны специалисты по энергетической сертификации, которые прошли соответствующую аттестацию. С нынешнего года, согласно закону, определенные объекты должны получать сертификаты энергоэффективности. А это почти все новостройки: здания государственной собственности площадью 250 кв м, здания органов местного самоуправления после термомодернизации и все объекты, на которых термомодернизация проводится за счет фонда энергоэффективности.

"В стране просто не достаточно специалистов, способных выполнить такую масштабную работу, - рассказывает старший юрист компании ILF Иван Бондарчук. - На сайте Госэнергоэффективности есть список вузов, в которых можно пройти эту аттестацию, но гарантирует ли сертификация действительно соответствующий квалификационный уровень, пока непонятно".

"Это все не сложно и зависит от руководства вузов, - уверена Татьяна Гавриш. - Можно поехать и посмотреть, как, например, сотрудничают с бизнесом европейские университеты и колледжи. Пригласить сюда эксперта, который приедет на неделю-две и все объяснит. Для этого существуют специальные программы Tempus (Tempus - схема сотрудничества между странами ЕС и странами-партнерами в области высшего образования. - И.М.) или GIZ (Германское общество международного сотрудничества. - И.М.).Наши вузы почему-то до сих пор пытаются говорить с бизнесом с позиции "сверху", а им пора прислушиваться к тому, чего хочет рынок".