В прошлом году мы пошли на кофе с Марией Берлинской, и она убедила меня, что в школе немедленно нужны технологии, ведь за ними постоянное влияние на обороноспособность и успех нашего государства. Прошло немного времени, и в моей жизни появилось десять чатов и гигантский проект под названием «Захист України». И уже с 1 сентября он будет реализован в школах.
«Захист України» — это обязательный школьный предмет, который раньше назывался «Захист Вітчизни» или «Допризовна підготовка юнаків». На сегодняшний день мальчиков там учат стрелять, а девочек — наматывать марлей повязку «чепчик». Задачей этого предмета до сих пор считается подготовка ребят к срочной службе в армии. Поэтому уроки выглядят как ее репетиция — надеть форму, построиться на плацу, сдать нормативы на скорость, зазубрить что-то из устава. В глазах подростков эти занятия и неинтересны, и неуместны. А главное, что эти уроки, несмотря на название предмета, не связаны с реальностью, в которой мы живем, — реальностью полномасштабной войны.
Но именно школа должна дать детям знания и навыки и сформировать ценности, чтобы понять, что происходит в стране и мире. Школьники и школьницы должны осознавать, почему и с кем мы воюем, какое значение это имеет для них, как происходит оборона Украины — как выглядит современная война, чем занимаются разные подразделения Сил обороны, каковы будни защитников и защитниц разных специальностей. Наконец парни и девушки должны попробовать на практике вещи, необходимые для обороны страны: как вести себя с оружием, управлять дронами, оказывать домедицинскую помощь.
Как преподаватель и мама уже почти подростка я понимаю, как это важно. Как депутат и бывший первый заместитель министра образования понимаю, какой массив работы стоит за реформированием этого школьного предмета. Мы с командой создали проектный офис и начали планировать, как превратить «Захист України» в предмет, который будет готовить детей к жизни в условиях, что Россия все еще существует и остается нашим соседом. Мы хотели, чтобы уроки были интересными и понятными для подростков, давали представление о том, что война и армия — это не абстрактные сущности где-то там, в мире взрослых, а реальность, в которой, к сожалению, существуем все мы.
31 июля мы согласовали модельную учебную программу «Захист України», она вступит в силу уже с 1 сентября. Составлять ее помогали знатоки своего дела — инструкторы Victory Drones, преподаватели демократической школы «Майбутні», команда общественной организации «Військова школа Боривітер», OSINT-агентство Molfar, благотворительный фонд «Солом'янські котики» и другие.
Обучение десятиклассников будет состоять из таких тем.
- Модуль 1. Основы национальной безопасности и обороны Украины
- Модуль 2. Основы управления и планирования
- Модуль 3. Вооружение и военная техника. Стрелковая подготовка
- Модуль 4. Основы действий, коммуникации и взаимодействия в бою
- Модуль 5. Ориентирование на местности и инженерная фортификация
- Модуль 6. Домедицинская помощь в условиях боя
Одиннадцатиклассники узнают о следующем.
- Модуль 1. Военные технологии и их развитие
- Модуль 2. Стрелковая подготовка, основы действий и взаимодействия в бою
- Модуль 3. Информационная война
- Модуль 4. Домедицинская помощь в условиях боя
- Модуль 5. Гражданское население в кризисных условиях
- Модуль 6. Планирую будущее: личная роль в обороне Украины
Реформирование «Захисту України» — это тектонический сдвиг в школьном образовании. Поэтому, конечно, было много дебатов о наполнении предмета — одни считали, что нам нужен своеобразный курс молодого бойца, другие хотели больше дискуссий о патриотизме. В конце концов программа сбалансировала все крайности: приоритетные задачи курса — дать ученикам представление о том, что такое современная война, подготовить выпускников к жизни в условиях военного времени. Помочь им найти во всем многообразии свою роль как в контексте армии, так и в гражданской жизни — найти ответы на вопросы, чем они могут быть полезны для своего государства, какие их таланты могут помочь Силам обороны.
Важно, что речь не идет о какой-то милитаризации детей. Мы не создаем отряды «Юнармии» — мы хотим, чтобы молодое поколение осознавало, что Россия — это коварный, сложный и непредсказуемый враг, а у нас как граждан есть много способов помочь Силам обороны.
Кроме обновления программы, меняется подход к преподаванию предмета. «Захист України» не будет стоять седьмым уроком раз в неделю, который так хочется пропустить. Ученики и ученицы раз в месяц будут приезжать в специально подготовленный центр преподавания «Захисту України», где будет тир, дроны и манекены для отработки домедицинской помощи, и весь день будут проводить на лекциях и практических занятиях.
Тут мы не изобрели велосипед — несколько центров годами успешно работают в украинских громадах. В одной из школ Киевщины такой центр функционирует с 2017 года, здесь ежегодно учатся больше 800 учеников громады. Мы несколько раз приезжали к ним перенимать опыт, чтобы масштабировать его на всю страну. И, скажу, когда заходишь в классы, сложно не заметить восторга детей и неподдельного интереса к обучению. Такое нечасто увидишь в украинских школах.
Громадам выгоднее обустроить всем необходимым один специализированный центр «Захисту України», куда будут приезжать дети из разных школ, чем выделять кабинет в каждой школе. Но где же взять средства на такие центры?
В декабре 2023 года правительство выделило 1,6 млрд грн на обновление материально-технической базы предмета «Захист України». Но чтобы получить средства на оборудование, громады должны сначала запланировать и создать это пространство с разными функциональными зонами. МОН подготовило для громад алгоритм создания центра и рекомендации об обустройстве пространства. По состоянию на начало августа громады уже сформировали тысячу центров. Почти все регионы присоединились к образовательному эксперименту и будут работать в новом формате.
Другой важный компонент изменений — повышение квалификации учителей. Общий принцип такой: «Захист України» должны преподавать не физрук на полставки в обычной школе, а учителя, которые работают в центре, сфокусированные лишь на преподавании «Захисту України» и заинтересованные постоянно учиться и развиваться.
Правительство выделило также 100 млн грн на повышение квалификации педагогов. «Азов», Демократическая школа «Майбутні» и OSINT-агентство Molfar уже совместно провели обучение для двух волн тренеров по основам: национальной безопасности; управления и планирования; информационной войны, планирования будущего (личной роли в обороне Украины). Спрос был сумасшедший. Модули по военным технологиям готовы преподавать инструкторы из проекта Victory Drones, который основала Мария Берлинская. Домедицинской помощи в условиях боя могут учить сертифицированные инструкторы из общественных организаций. В профессиональные блоки по стрелковой подготовке, тактике боя будут привлекать специалистов из ТрО, ДФТГ, ГСЧС и военных лицеев.
В течение года МОН будет осуществлять контроль, чтобы поддержать учителей и убедиться, что ученики получают знания и навыки, которые действительно отвечают идеям обновленного предмета.
Собственно обучение учителей — один из самых больших вызовов сегодня. Сопротивление системы ощущается на этом этапе, потому что, несмотря на то, какой бы дизайн реформы ни был разработан в МОН, институты последипломного образования автономны и не подчиняются министерству, соответственно могут решать, в каком формате проводить обучение, сколько часов закладывать в программы повышения квалификации учителей и каких специалистов привлекать к преподаванию.
Как и любые тектонические изменения, реформирование преподавания «Захисту України» проходит непросто. Однако вдохновения добавляет осознание, что это необратимый процесс обучения сознательных патриотичных граждан Украины. «Захист України» — это не просто образовательная реформа, а инвестиция в безопасность и благосостояние Украины, чтобы через годы, когда Россия будет планировать новое вторжение, уровень готовности украинского общества был настолько высоким, чтобы сдержать любые вражеские намерения.