UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДРЕЙФ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Убежден: высшее образование необходимо умным, талантливым и одаренным людям, чтобы получить основы теоретических знаний, с помощью которых они смогут открыть новые страницы знаний...

Автор: Юрий Гвоздев

Убежден: высшее образование необходимо умным, талантливым и одаренным людям, чтобы получить основы теоретических знаний, с помощью которых они смогут открыть новые страницы знаний. Остальные — исполнители, реализаторы этих новых знаний — должны учиться на другом, более низком уровне, в других учебных заведениях.

Реформирование высшей школы, как и всего народного хозяйства Украины, находится в стадии ожидания чего-то или кого-то. Происходит ежегодное подпудривание, подкраска, экспериментирование, а ведь давно назрела коренная, революционная перестройка в целом, организации и методики обучения в частности. Необходимо ликвидировать филиалы вузов, т.к. ни один из них по объективным причинам не в состоянии обеспечить высокий научный, методический и профессиональный уровень подготовки специалистов, не говоря уж об отсутствии достаточных учебных площадей и материально-технической базы. Так почему бы их не влить в солидные по возрасту и престижные по уровню университеты?

Переосмыслить надлежит также роль и место заочной системы образования. Ее защитники приводят «железные» аргументы, мол, заочники имеют богатый опыт работы по специальности и им недостает только теоретических знаний (читай — диплома). Но ведь никаких теоретических знаний заочник получить не может из-за отсутствия времени и, главное, потребности в них. Во-вторых, их практический опыт — вчерашний день нашего производства. Сколько же еще будет продолжаться эта учеба-фикция, сколько можно выдавать эрзац-дипломы?.. Экстернат, к примеру, практиковался раньше как индивидуальная система обучения, и возможно, ее следует восстановить, усовершенствовав для указанных выше категорий людей, не сумевших по веским причинам получить очное образование.

За годы независимости все институты Украины мгновенно поменяли свой статус на более высокий — университетский. А в сущности при этом ничего не изменилось: не повысился научный уровень вуза, не появились новые научные школы и новые научные направления, не поднялись на новую ступень материальная и научно-техническая базы. Удивительно и то, что большинство студентов и даже преподаватели не видят разницы между институтским и университетским образованием. Результаты опроса по этому вопросу можно свести к фразе известного киногероя Попандопуло: «А слово... красивое!»

Пришла, наверное, пора предоставить студентам право выбора изучения общеобразовательных курсов, освобождая этим время на изучение специальных дисциплин. Ведь смешно и грустно, но студент, формируя свое мировоззрение, всего лишь один семестр изучает курс философии в объеме 30 часов аудиторных занятий! С другой стороны, отсутствует всякая логика в введении повторного изучения в вузах школьных дисциплин (безопасность жизнедеятельности, украинский язык, иностранный) — их можно изучать факультативно, вне программы.

Каждый преподаватель завален никому не нужной (кроме чиновников) бумажной работой. При составлении рабочей программы дисциплины необходимо кроме самой рабочей программы составить еще массу документов, с указанием в каждом рекомендуемом первоисточнике страницы для чтения — от и до! Каждый преподаватель должен разработать методические указания по самостоятельной работе студента — сколько изучаемых предметов, столько и методичек. А у студента свой метод обучения! А дежурства в корпусах, общежитиях, отчетности каждодневные... Хочется кричать: «Чиновники! Сколько можно издеваться над учеными людьми, когда остановится этот бумажный вал?» В то же время зарплата преподавателя, кандидата наук остается мизерной. В вузы Украины поступают и «успешно» учатся лица, имеющие в аттестатах двойки по двенадцатибалльной школьной шкале. Однажды я спросил студента, который не смог сдать зачет:

— Андрей, в чем трудности? Почему вы не можете сдать зачет?

— Понимаете, — отвечает тот, — читаю конспект, книгу, но ничего не могу понять из прочитанного.

— А как вы сдаете другие зачеты, экзамены?

— Другие видят, что ничего не понимаю, и просто ставят оценку, чтобы больше к ним не приходил. Ведь деньги за учебу я заплатил...

Может, так и возникает дефицит умных людей среди управляющих государством?

Некоторые теле- и радиокомпании в своих передачах сетуют, мол, нет в Украине хотя бы одного лауреата Нобелевской премии. Когда-то у нас работал будущий лауреат этой премии Лев Ландау, но и того выгнали из харьковского физтеха за то, что бездарям ставил двойки. Так можно ли при существующей системе отбора и подготовки специалистов ожидать появления нобелевского лауреата в Украине? Можно ли дрейф остановить? Думаю, да. Только вот по плечу ли это нынешнему руководству нашего образовательного корабля?..