Как это нередко бывает, поводом для данной публикации стало письмо в редакцию. Его прислали родители детишек, проживающих в с. Максаки Менского района Черниговской области, где власти решили закрыть сельскую школу. Разговоры о том, что планируется целая кампания по закрытию так называемых малокомплектных и неперспективных школ района, велись давно. С экономической точки зрения — шаг вполне обоснованный: такие школы обходятся властям в три-пять раз дороже обычных.
«Школьников действительно мало, — отмечали в письме родители, — всего лишь 13 человек. После закрытия школы всех детей — и старших, и маленьких — предлагают возить за 15 км микроавтобусом в районную школу. Здесь возникает много возражений. В первую очередь по организации перевозок: дорога между селами и районом в катастрофическом состоянии — выбоина на выбоине. Зимой, как известно, бывают морозы, дорогу заметает и ее могут не чистить около недели. Кроме того, одним микроавтобусом предполагается возить сразу всех. У малышей же уроки заканчиваются на пару часов раньше, и им придется ждать старших. Никто не учитывает, что шести- или семилетний ребенок пока доедет до школы, да еще и по такой дороге, может заснуть, не говоря уже о том, что устанет. Да и ждать не менее двух-трех часов после уроков ему будет тяжело.
И, конечно, прежде чем закрыть школу, нужно подумать не только об экономии. Забывают местные чиновники, что школа — это как живительная вода для села, это и культурный, и просветительский центр. Недаром говорят, что не будет школы, не будет и села. Она не только обучает детей и дает работу своим сотрудникам — в ней проводятся культурные мероприятия, на которые собираются все от мала до велика.
А кто задумывался о психологическом состоянии детей и родителей, вызванном закрытием школы? Почему опять экономят на детях? Через год в селе подрастет пять первоклашек, и их родители уже волнуются, как им отдавать малышей в школу. (…) После объявления о закрытии максаковской школы, работники районного отдела образования побывали в ней, побеседовали с родителями и учителями и, несмотря на их протест, настаивают на своем».
Ситуация с максаковской школой типичная. 85% закрытых в последние шесть лет школ — сельские. С 2001 года было закрыто 779 школ, из которых 671 — сельская. В результате 297,8 тысячи детей вынуждены ежедневно добираться до школы исключительно на транспорте — можно только представить, как он ходит по размытым проселочным дорогам! Многих из них сегодня просто лишают возможности получать не то что качественное образование, а в принципе любое.
Чиновники из Министерства образования и науки кивают на программу «Школьный автобус», которая, согласно документации, давно и успешно работает во всех регионах страны. Но послушайте, мы ведь все-таки живем не в пунктуальной Германии или в любой другой законопослушной европейской стране. Вы лично можете представить, что водитель будет ежедневно, в дождь, снег и даже буран пунктуально доставлять детей в школу? И что у него никогда не спустит колесо, не закончится бензин и не случится какое-то другое ЧП?
Да что говорить, попробуйте в «урочное» время проехаться по дорогам страны: вдоль них вы наверняка насчитаете не один десяток ребятишек, которые вместо освоения школьных премудростей учатся совершенно другому — выгодно торговать нехитрым сельским товаром.
Один мой знакомый недавно вместе с сотрудником ехал в командировку и слегка «поломался». Пока водитель устранял неисправность, он заметил на обочине дороги подростков, торгующих какими-то деталями, овощами и еще бог весть чем. Поскольку мой знакомый связан с системой образования, то, разумеется, поинтересовался, почему же дети не в школе.
— Автобус уже второй месяц поломанный стоит, — услышал он в ответ. — Школа-то осталась одна, да и то в… (он назвал отдаленное село). Мать сказала, чтоб я лучше по хозяйству помогал, чем четыре часа на дорогу тратил.
«Позиция Министерства образования и науки четкая — сохранить школу в каждом селе, — комментирует начальник отдела прогнозирования развития общего среднего образования МОН Владимир СКИБА. — К сожалению, часто это просто становится невозможным: денег на содержание школ с небольшим количеством учеников требуется намного больше, чем на обычную. Но согласно п. 6 статьи 11 Закона Украины «Об общем среднем образовании», реорганизация или ликвидация общеобразовательных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускается только по согласию территориальных общин — а значит, и родителей учащихся в школе детей. При этом не позже, чем за год до ликвидации или реорганизации школы, местные власти должны решить вопросы, касающиеся дальнейшего обучения и воспитания посещающих ее детей, трудоустройства педагогов и так далее.
Если все эти условия не соблюдены, то родители могут обратиться с письмом непосредственно в Министерство образования и науки — как правило, такие конфликтные ситуации решаются в пользу детей».
Вообще, пояснил Владимир Владиславович, нынешние проблемы образования в селе родом из 60—80-х годов прошлого столетия, когда появилась практика укрупнения сельских населенных пунктов, из-за чего их число заметно уменьшилось. Именно тогда молодежь начала массово покидать села, в последних резко уменьшилась рождаемость: за первые 14 лет независимости детей у нас стало рождаться на 35% меньше.
Особенно это коснулось сельской местности и неизбежно повлияло на закрытие школ. В связи с этим еще в 1999 году Кабмин принял Комплексный план мер, касающихся развития общеобразовательных учебных заведений в сельской местности в 1999—2005 годах. Согласно данным официальной статистики, резкое сокращение сети школ в селах прекратилось, начала развиваться сеть учебных заведений для талантливой молодежи, появились школы-детсады. Последних уже около 1700 по всей стране. Одновременно с этим начали готовить учителей с объединением двух-трех родственных специальностей, реализовывать программу «Школьный автобус». Однако из-за отсутствия надлежащего финансирования большинство позиций плана не были выполнены.
Последняя инновация МОН, касающаяся села, — идея создания принципиально нового учебного заведения «Школа—семья» (по-украински — «Школа—родина»). Речь идет об общеобразовательном учебном заведении с небольшим количеством учеников, которое создается с учетом специфики местности и демографической ситуации, что позволит обеспечить доступ детей к качественному начальному образованию по месту проживания. С 1 сентября 2006 года такие школы появились (в качестве эксперимента) в восьми районах Ивано-Франковской, Житомирской и Киевской областей. После апробации и соответствующего законодательного оформления модель «Школа—семья» предложат общинам маленьких сел по всей стране.
Но до полного внедрения проекта еще далеко, а если закрытие небольших школ будет продолжаться прежними темпами, то до этого и вовсе может не дойти дело — не останется сел, которым такие школы понадобятся. Так, к примеру, произошло с одним из сел неподалеку от Максак. Лет 30 назад там закрыли школу, и сейчас село превратилось, по сути, в хутор — жителей осталось мало, детей нет вовсе, и даже асфальтированная дорога разрушилась и заросла бурьяном.
Письмо родителей максаковских школьников попало в Министерство образования и науки, где помогли решить вопрос в их пользу. Аналогичным образом разрешился конфликт и с 12-й краматорской школой, также «приготовленной» к закрытию. Там и вовсе с учителями и родителями беседовать не стали — о решении властей они узнали из местной прессы. Правда, трудовой коллектив школы обращался не в МОН, а прямо к президенту страны — после вмешательства главы секретариата школу пощадили.
Впрочем, другим средним учебным заведениям города повезло меньше, поскольку их сотрудникам не пришла в голову идея жаловаться «на самый верх». Хотя почему, собственно, для того чтобы добиться неукоснительного выполнения закона, нужно жаловаться лично президенту или министру? Почему не требовать от местных властей четкого соблюдения законодательства либо внести в закон такие дополнения, которые сделали бы эти нарушения невозможными?
Справка «ЗН»
Прием в первые классы сократился в среднем по стране на 35,3%. Если еще в 2001 году впервые за парты село 599 тысяч малышей, то в 2006 году их было уже 387,5 тысячи. Это по стране. В селе ситуация сложнее. Там за пятилетку количество первоклашек уменьшилось с 211 тыс. до 133 тыс.
В каждой десятой общеобразовательной школе в селе учится менее 40 учеников, а в 64% таких школ — до 100 учеников.