UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОКТРИНУ — К ОКТЯБРЮ!

В минувший вторник на встрече с журналистами министр образования и науки Украины Василий Кремень ...

Автор: Павлина Семиволос

В минувший вторник на встрече с журналистами министр образования и науки Украины Василий Кремень заявил: ориентировочно в конце следующей недели в отечественных печатных СМИ планируется публикация проекта Национальной доктрины развития образования на последующие десять лет.

Напомним, что с января с.г. Международный фонд «Відродження» совместно с Институтом образовательной политики (Венгрия), Всемирным банком, Программой развития ООН и рядом других международных донорских организаций инициировал масштабный проект «Программа поддержки разработки стратегии реформирования образования». Цель начинания — помочь правительству Украины создать национальную концепцию развития образования в XXI веке.

Среди основных задач проекта — проведение общенациональных дебатов, посвященных образованию Украины, развитие систем международной и общественной экспертизы стратегических документов и совершенствование технических возможностей, правительственных структур. А также содействие Минобразования и науки в создании и внедрении Национальной доктрины развития образования.

Вышеназванный стратегический документ разрабатывали четыре группы, в состав которых входили ведущие специалисты АПН Украины, представители высших учебных заведений, законодательной и исполнительной властей центрального и региональных уровней (руководитель — директор Института высшего образования АПН Украины, доктор философских наук Виктор Андрущенко).

Прежде чем приступить к созданию текста доктрины, разработчики обстоятельно изучили зарубежный опыт, касающийся развития систем образования разных государств и успешных примеров реформирования образовательного сектора. Без подобного анализа сегодня никак нельзя, уверен Василий Кремень. Поскольку в условиях глобализации любая страна, не стремящаяся к интеграции в мировое пространство, находящаяся в стороне от общепланетарных тенденций, обрекает себя на существование на задворках цивилизации.

Участники пресс-конференции неоднократно повторяли: доктрину должны создавать не только специалисты — в ней следует максимально объективно отразить мнения общественности. А исполнительный директор Международного фонда «Відродження» Евгений Быстрицкий подчеркнул: суть проекта и состоит в том, чтобы именно общественность создавала Национальную доктрину образования, чтобы окончательный ее вариант выкристаллизовался после широкого обсуждения. К слову, фонд «Відродження» оказывает проекту исключительно техническую поддержку и никоим образом не влияет на содержание документа.

Фактически проект реализуется в рамках методики и методологии, практикуемых во всем цивилизованном мире для выработки совершенных стратегий государственной политики в той или иной сфере. То есть над концептуальным документом работает не просто группа специалистов — привлекаются эксперты (международные в том числе), обязательно учитывается общественное мнение.

Первый заместитель председателя комитета по вопросам науки и образования ВР Украины Петр Толочко заметил, что некоторые тезисы доктрины придется привести в соответствие с украинским законодательством. Например, одно из ее положений гласит: «Выпуску украиноязычных учебников уделяется первоочередное значение». Но ведь школам нацменьшинств учебники нужны не меньше, резонно возразил господин Толочко. Он убежден: подобных пассажей, оскорбляющих малочисленные народы Украины, в столь значимом документе, как доктрина, быть не должно в принципе.

Следующим этапом совершенствования проекта Национальной доктрины развития образования станет всенародное обсуждение и последующая доработка. Завершится весь этот процесс на II Всеукраинском съезде работников образования (7—9 октября 2001 г.), участники которого в итоге должны одобрить окончательный вариант документа. Кстати, по словам В.Кременя, после съезда нашу систему образования ожидает очередная порция весьма существенных нововведений, обещающих стать не менее резонансными, чем нашумевшая «двенадцатибаллка».